Распределите симптомы ЯБ желудка (А) и двенадцатиперстной кишки (Б) соответственно

1. Боли локализуются в эпигастральной области.

2. Возникновение болей сразу после приема пищи или через 30-60 мин.

3. Возникновение поздних «голодных» болей через 1,5-2 ч после приема пищи.

4. Боли купируются приемом пищи или антацидами.

5. Боли плохо купируются антацидами и приемом пищи.

6. На высоте болей часто появляются тошнота и рвота, приносящая облегчение.

Рис. 71

7. При пальпации определяют разлитую болезненность в эпигастральной области.

8. При пальпации определяются локальная болезненность в пилородуоденальной зоне и локальное напряжение мышц, положительный симптом Менделя.

Динамическая задача

У 20-летнего военнослужащего появились голодные боли в животе, сопровождающиеся изжогой. Боли уменьшаются после еды, но спустя полтора часа возобновляются. По совету окружающих часто принимает соду, помогающую на короткий срок.

1. Какое из упомянутых исследований представляет наибольшую диагностическую ценность:

а) фракционное исследование желудочного содержимого;

б) рентгеноскопия ЖКТ;

в) ФЭГДС;

г) внутрижелудочная рН-метрия.

2. Начато обследование с рентгеноскопии ЖКТ и обнаружена «ниша» на задней стенке луковицы двенадцатиперстной кишки. Какие мероприятия могут быть начаты еще до окончания обследования:

а) антисекреторные препараты;

б) физиотерапия;

в) щелочные смеси.

3. При анализе каловых масс на скрытую кровь реакция с бензидином оказалась положительной (рис. 72). Ваша тактика?

Ситуационные задачи

  Задача 1

Пациент Ш., 26 лет. Мужчина обратился с жалобами на интенсивную боль в эпигастрии натощак и ночью, купирующуюся приемом пищи, изжогу, тошноту, запоры.

Болен около года, когда впервые после употребления острой пищи появилась резкая боль в эпигастрии. В дальнейшем она возникала по-

рис.72

 

Рис. 73

 

Рис. 74

сле употребления острой и пряной пищи. Самочувствие ухудшалось в течение 2 нед, больной связывает это с нерегулярным питанием.

Объективно: состояние удовлетворительное. Легкие и сердце без патологии. Живот болезненный в пилородуоденальной области, здесь же напряжение мышц брюшной стенки. Симптом Менделя положительный.

1. Сформулируйте предварительный диагноз. Каковы возможные причины данного заболевания (рис. 73)?

2. Составьте план обследования. Какой метод исследования изображен на рис. 74? С какой целью проводится данное обследование?

3. Составьте план лечения пациента.

Задача 2

Пациент П., инженер-электрик, обратился с жалобами на боли в эпигастральной области через 40-50 мин после приема пищи, тошноту, иногда рвоту на высоте боли, после которой становилось легче. Возникновению боли предшествует чувство жжения в эпигастрии и за грудиной.

Считает себя больным в течение 6 мес, когда впервые во время длительной командировки появилась боль в эпигастрии. За медицинской помощью не обращался. В последующем аналогичная боль повторялась после употребления острой пищи. Отмечает улучшение после приема молока. Последнее обострение наступило 4 дня назад, мужчина связывает это с психической нагрузкой и нерегулярным питанием.

Перенесенные заболевания: корь, ОРВИ, ангина, перелом левой голени, есть аллергия на цитрусовые.

Объективно: состояние удовлетворительное. Язык влажный, слегка обложен белым налетом, имеются кариозные зубы. Живот при пальпации мягкий, болезненный в эпигастрии слева от срединной линии, умеренная локальная резистентность мышц передней брюшной стенки, положительный симптом Менделя. Печень не увеличена. Другие органы и системы без патологии.

1. Сформулируйте предварительный диагноз.

2. Составьте план обследования.

3. Назначьте лечение.

ОСЛОЖНЕНИЯ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ.

Цели: закрепление теоретических знаний по теме; знакомство студентов с особенностями течения заболевания, методами обследования, принципами лечения и профилактики; умение анализировать полученные сведения.

Студент должен знать:

• осложнения ЯБ;

• клинические проявления осложнений ЯБ: кровотечение, перфорация, пенетрация, язвенный стеноз привратника, малигнизация;

• оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе при осложнениях ЯБ (кровотечение, пенетрация, перфорация);

• как проводить транспортировку пациента при осложнениях ЯБ;

• как ухаживать за тяжелым больным.

Студент должен уметь:

• провести субъективное и объективное обследование пациента;

• поставить предварительный диагноз и обосновать его;

• провести дифференциальную диагностику;

• оказать неотложную помощь при осложнениях (перфорация, пенетрация, кровотечение);

• правильно транспортировать пациента в стационар;

• заполнить медицинскую документацию;

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: