Школьный психолого-медико-педагогический консилиум(ПМПк) - это адаптивная структура сопровождения процесса обучения детей с ОВЗ. Необходимость создания в школе ПМПк было продиктовано тенденцией ежегодного увеличения количества таких детей.
Целью организации ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого - медико - педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, с учетом возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно - психического здоровья ребенка для получения им качественного образования и позитивной социализации.
Поэтому задачи мы ставим перед собой такие:
Ø Проведение систематической диагностики (входная при поступлении в школу, промежуточная в процессе обучения и воспитания детей и итоговая), позволяющей своевременно выявлять проблемы детей, связанные с обучением и школьной коммуникацией.
Ø Выявление актуальных и резервных возможностей ребенка методом коллективного, коллегиального обсуждения.
Ø Определение и конкретизация специальных условий успешного психолого - логопедагогического сопровождения учащихся с ОВЗ.
В своей коллективной работе наш консилиум сориентирован на соблюдение достаточно важных принципов таких, как:
❖ оказывая содействие, не навреди (особенно важно соблюдать этот принцип в силу особенностей детей с ОВЗ их более выраженными качествами: обидчивостью, упрямством, замкнутостью не- коммуникабельностью, плаксивостью, агрессивностью поведения). Нередко достаточно только учесть их, чтобы установить с ребенком помогающие отношения, то есть такие отношения, при которых он не отвергает помощь и заботу, а с удовольствием соглашается их принять без предъявлений ему определенных требований;
v придай сотрудничеству открытость. Сотрудничество со всеми заинтересованными лицами повышает степень информированности их как о позитивных изменениях в развитии ребенка, так и в появлении новых проблем. Достичь этого мы пытаемся посредством организации консультаций для родителей и педагогов школы;
v соблюдай преемственность и системность в своей работе.
Принцип системности отражается в самом механизме функционирования ПМПк. Он раскрывается в следующей схеме:
Запись ребенка на обследование специалистами консилиума |
Индивидуальное Обследование ребенка специалистами консилиума |
Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи |
Направление ребенка на муниципальную (районную, региональную консультацию) |
Согласование деятельности специалистов по коррекционно – развивающей работе |
Реализация рекомендаций консилиума |
Оценка эффективности коррекционно – развивающей работы |
Содержание деятельности консилиума определяется как на основе диагностики специалистов (перспективное планирование), так и на основе спроса. В школе предусмотрено ведение журнала регистрации обращений. В него записываются обращения педагогов и родителей с просьбами оперативного разрешения возникающих в ходе образовательного процесса проблем. Так классный руководитель 5 класса обратилась с просьбой помочь разрешить учащающиеся конфликты между мальчиками и девочками, а родительница ученицы из 1 класса - с просьбой помочь устранить нарушение звукопроизношения, учитель ЗБ класса - с просьбой подобрать упражнения, направленные на устранение дисграфических ошибок.
Работа консилиума не исчерпывается проведением заседаний, которые планируются перспективно раз в четверть, она включает в себя промежуточную деятельность специалистов в период между заседаниями по 4 направлениям:
· диагностическое
· коррекционно - развивающее
· консультативно - просветительское
· методическое
В рамках диагностического направления в течение учебного года проводились следующие исследования:
Ø диагностика сформированности отдельных сторон психической деятельности,
зрительного восприятия и узнавания, пространственных представлений и ориентации на листе бумаги, общих представлений о предметах, представлений о времени, слухового внимания и памяти;
Ø диагностика мыслительных операций,
были исследованы навыки соотносительного анализа, группировки и классификации (родовые понятия), сформированности работать по словесной и письменной инструкции, умение планировать свою деятельность, сформированности наглядно-образного мышления, развитие словесно-логического мышления;
Ø диагностика сформированности речевой деятельности,
состояния звукопроизношения, владение техникой речи, состояния словарного запаса и преставление об окружающем, фонетико-фонематических представлений, звукового анализа и синтеза.
За 2010-2011 год было продиагностировано 241 учащийся. Результаты обследования представлены в таблице № 1
Таблица 1 Количество обследованных детей специалистами.
Количество обследованных детей | Нарушение устной речи | Нарушение письменной речи | Нарушение внимания, памяти, мышления | ||||
психологом | логопедом | колич. | % | КОЛИЧ. | % | колич. | % |
76 | 165 | 72 | 65 | 93 | 35 | 45 | 59 |
Результаты диагностики представляются на обсуждение ПМПк с целью принятия решений: проведение консультативных занятий с разными категориями субъектов, включение детей в список логопедической коррекции и ее проведение, организация индивидуальных и групповых занятий с психологом. На школьный ПМПк направляются и ученики по запросам учителей.
На каждого ребенка коррекционного класса заполняется индивидуальная карта сопровождения. Диагностика носит сквозной характер. Отслеживание проблем происходит в течение всего учебного года.