Информационно - коммуникативные развивающие технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина). В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики для меня становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической адаптации детей к школьному обучению, к новым социальным условиям. Основной целью применения информационно-коммуникативных технологий на логопункте является повышение эффективности коррекционно – развивающей деятельности логопеда посредством формирования у учащихся учебной мотивации, позитивно влияющей на качественное усвоение ими знаний, умений и навыков. Используемые мною информационно-коммуникативные технологии представлены в таблице № 2. Все они ориентированы на коррекцию определенных нарушений или на развитие познавательных сфер.
Таблица № 2. Информационно – коммуникативные технологии
Логопедические технологии | Приемы, средства и методы |
Технологии развития мелкой моторики | · Прием кинезитерапия. Пальцевые пробы · Пальчиковая гимнастика · Игровые упражнения с мелкими предметами |
Технология развития артикуляционной моторики | · Логопедический самомассаж (поглаживающий-расслабляющий, тонизирующий) · Приемы артикуляционной гимнастики (для губ, щек, нижней челюсти, мышц языка) |
Технология развития фонематического слуха | · Игровые приемы «Поймай звук», «Узнай по звуку», «Определи наличие звука в звуковом, слоговом ряду», «Кто больше», «Определи пропущенный звук», «Запиши графически»Цепочка слов и т.д. · Развитие навыков звукового анализа |
Технология развития лексико – грамматических категорий | § Мнемотехника § Метод фокальных объектов § Формирование структуры значения слова • Составление рассказов по заданному алгоритму • Составление рассказов по картине, по серии картин • Сказкотерапия |
Технология развития Связной речи | § Мнемотехника § Метод фокальных объектов § Формирование структуры значения слова • Составление рассказов по заданному алгоритму • Составление рассказов по картине, по серии картин • Сказкотерапия |
С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи младших школьников я стала использовать обучающие презентации в программе Power Point, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей в занятиях. Демонстрационные презентации, дали возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить учащихся в обстановку, соответствующую различным географическим объектам, историческим событиям, приобщать их к творческой лаборатории писателей, поэтов и т. д.
Все вышеперечисленные направления в использовании информационных технологий благотворно влияют на развитие полноценной речи учащихся, что создает предпосылки к овладению программным материалом.