Физическое развитие детей 2-го и 3-его года жизни

Характеристика возрастных возможностей

Темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются. Однако постепенно увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность, повыша­ется функциональная работоспособность нервных клеток ко­ры больших полушарий головного мозга; увеличивается пе­риод активного бодрствования ребенка (до 4-4,5 ч). Интен­сивно созревают сенсорная и моторная зоны коры головного мозга; более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции, организм лучше при­спосабливается к условиям окружающей среды.

Своеобразие психофизического развития ребенка на сты­ке первого и второго года жизни в значительной мере обус­ловлено овладением ходьбой.

 

Двигательная активность на втором и третьем году жизни детей основывается преимущественно на ходьбе. Новые при­обретения на этом возрастном этапе - попытки бега, лазанье, прыжки с места. Двигательная активность детей этого возра­ста характеризуется следующими особенностями: обогащени­ем содержания и увеличением количественных показателей основных локомоций, наличием ярко выраженных индивиду­альных различий в объеме движений (от 5,0 до 12,0 тыс. в день), продолжительности (от 68 до 136 мин), интенсивно­сти (от 29 до 84 движений в минуту), тенденцией к их повы­шению в весенне-летний период и снижению зимой и осенью.

 

Детям второго и третьего года жизни свойственна час­тая смена движений и. поз - от 550 до 1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц. В этом возрасте не отмечается су­щественных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.

 

Развитие движений происходит поэтапно.

1 год - 1 год 3 месяца - самостоятельная ходьба без опоры, ходьба в определенном направлении, ориентировка в окру­жающем дается с предметами. Поднимание рук вперед, вверх, в стороны, отведение за спину, сгибание и выпрям­ление, вращение рук в разных исходных положениях (стоя, сидя, лежа) и сочетание этих движений с движениями дру­гих частей туловища. Поворачивание кистей рук ладонями вверх и вниз, сгибание и разгибание пальцев рук (шевеле­ние). Ползание на заданное расстояние. Лазанье по лестни­це-стремянке вверх - вниз. Перешагивание через невысокие препятствия. Вхождение по ступенькам лестницы и схожде­ние с нее, держась за перила, под контролем взрослого.

1 год 3 .месяца - 1 год 6 .меСЯ'Це8 - появление предметных действий, соответствующих игровым ситуациям и образам. Ходьба в прямом направлении, по кругу, огибая предметы, меняя направление, парами, стайкой, приставными шагами вперед и в стороны. Бросание мяча вниз, вперед, вверх.

1 год 6 .месяцев - 2 года - удерживание равновесия при ходьбе по ограниченной площади опоры, при вхождении на возвышенную и наклонную поверхности и схождении с них. Ходьба со сменой темпа, переход от ходьбы к бегу. Появле­ние бега семенящим шагом. Удерживание мяча двумя руками и одной рукой, бросание его целенаправленно. Отталкива­ние мячей, шаров двумя руками и одной рукой в произволь­ном направлении. Скатывание мячей с горки, катание их в паре со взрослым и друг с другом. Ритмичные приседания, сгибание и выпрямление ног - как подготовительные движе­ния к прыжкам. Попытки подпрыгнуть вверх на месте, под­прыгнуть с продвижением вперед.

2 года - 2 года 6 месяцев - удержание равновесия при под­нимании на носки и опускании на всю стопу. Перебрасыва­ние мяча через препятствие. Бросание мяча двумя руками взрослому; попытки поймать мяч, брошенный взрослым. Бросание мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы. Бросание предмета вперед, в горизонтальную цель двумя руками; бросание предметов вдаль одной рукой. Подскоки на двух ногах на месте и при продвижении вперед. Встава­ние в пары, друг за другом, в круг с помощью взрослого.

2 года 6 месяцев - 3 года - подтягивание руками при сколь­жении на животе по гимнастической скамейке. Лазанье по вертикальной лесенке, гимнастической стенке удобным ребен­ку способом. Бег в заданном направлении. Оформление фазы полета в беге. Перепрыгивание через линии, веревку, поло­женную на пол. Появление прыжка в длину с места на двух ногах. Спрыгивание с предметов высотой не более 10-15 см.

 

К трем годам ребенок вместе со взрослым начинает качать­ся на качелях, скатываться с горки на санках, пробует ходьбу на лыжах, учится кататься на трехколесном велосипеде. Ребе­нок с помощью взрослого осваивает некоторые движения в вод­ной среде: учится скользить в воде, двигать руками и ногами.

.

.

Взрослые следят за физическим развитием детей, ориентируясь на средние росто-весовые показатели, сроки появления зубов и не­которые функциональные данные и физические показатели (жизнен­ную емкость легких, силу мышц кистей рук).

К двум годам у детей появляются все 20 молочных зубов.

                                                                                                   Таблица 2

Средние показатели длины,.массы тела, окружности грудной клетки

детей двух-трех лет

 

    Мальчики     Девочки  
Возраст Длина Масса Окружность Длина Масса Окружность
  тела тела грудной тела тела грудной
  (см) (кг) клетки (см) (см) (кг) клетки (см)
2 года 85-95 12,5-13,7 48,9-53,4 82-90 11,7-14,1 47,6-52,5
3 года 92-99 13,7-16,1 50,3-54,7 91-99 13,1-16,7 49,8-53,9

I Межрегиональные нормативы для оценки длины, массы тела детей от 0 до 14 лет. – М., 1990.

 

Сила мышц кистей рук (кг) детей трехлетнего возраста

 

Пол Правая Левая
Мальчики 3,4-6,2 3,1-5,5
Девочки 2,6-5,0 2,5-4,9

Дальность прыжка с места в этом возрасте должна быть не менее 40 см.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: