Диминуции для голоса, мелодических инструментов и виолы бастарды

G. Dalla Casa. Il vero modo di diminuir..., libro secondo (1584), p. 36: диминуция сопрано (+ «Cosi le chiome mie»)

G. Bassano. Motetti, Madrigali et canzoni Francese... Diminuiti... (1591), p. 36 (+ «Cosi le chiome mie»)

F. Rognoni Taegio. Selva de varii passaggi... (1620), Libro 2: p. 59 («Modo di Passeggiar con diverse Inventioni, Non regolate al canto» — диминуция сопрано с «неправильностями» и вкраплениями фрагментов иных голосов)

Там же, р. 65 (для виолы бастарды)

B. Selma y Salaverde. Canzoni fantasie et correnti... (1638). Две обработки: (1) для басового инструмента и (2) диминуции для сопрано и баса

Ms. Bologna С.33: (ок.1600), f. 35v (неокончено, без названия и имени автора)

[ Ms. Bologna, Civico Museo Bibliografico Musicale: ркп. Ф.М. Бассани (1620-22), f. 19v: «Vestiva i Colli Seconda Parte» (= «Cosi le chiome mie»)]

Ms. Wrocław 111 (концерты А. Яжембского, 1627): № 6 — «Laudate Dominum» (= «Vestiva i colli»), № 7 — «Secunda pars» («Cosi le chiome mie»)

В нотное приложение мы включили:

– оригинал палестриновского мадригала, по изд. Palestrina, Le Opere complete (Raffaele Casimiri), IX, p. 117

– диминуции Ф. Роньони для сопрано («с неправильностями») и для виолы бастарды

– диминуции сопрано и баса Сельмы-и-Салаверде

– лютневую интабуляцию Терци с «контрапунктом» для второй лютни

– passeggiato Мелии для архилютни

– лютневую интабуляцию из Ms. Bruxelles 16.663

Мадригал Палестрины написан в «высокой» комбинации ключей-chiavette (сопрано в G2, бас в F3). По правилам эпохи при исполнении такая музыка обычно транспонировалась вниз на кварту или квинту. Среди инструментальных обработок одни излагают модель на оригинальной высоте, другие – квинтой ниже. Практически все лютневые интабуляции — транспонированные[25] (хотя скорее в силу приспособления к тесситуре инструмента, чем каких-либо теоретических соображений).

Для удобства сравнения обработок с оригиналом и между собой мы приводим их в двух сериях:

1) обработки в тоне оригинала (Роньони, Сельма);

2) транспонированные обработки (лютневые: Терци, Мелии[26], Ms. Bruxelles).






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: