III.3. «Nasce la pena mia» (Алессандро Стриджо)

Первое известное издание мадригала Стриджо восходит к 1560г.: «Il primo libro de madrigali a sei voci... con nova gionta ristampato», Venetia, 1560 («Первая книга шестиголосных мадригалов... дополненное переиздание», см. [II.3] Vogel 1977,            N° 2672). Судя по заглавию собрания, его первое издание могло выйти одним или несколькими годами раньше. Известны три переиздания: 1579, 1585 и 1592 гг. На тот же текст написаны также мадригалы Л’Осте да Реджо (1554, à 3), Т. Риччо (1567), Ж. де Кастро (1569, à 3) и Дж. Д. да Нолы (изд. 1632). «Ответный» мадригал: «Nasce la gioia mia» («Рождается моя радость») П. Анимуччи (?).

Мадригал и несколько его инструментальных обработок подробно разобраны в Главе 4 настоящей работы. Ниже мы приводим лишь его текст с переводом и список известных инструментальных версий.

А 1 Nasce la pena mia, (7) Мука моя родилась,
  2 Non potendo mirar mio vivo sole; (11) Ибо солнце мое зреть не дано мне;
  3 E la mia vita è ria, (7) И моя жизнь проклята,
  4 Qual hor lo miro, perch’il guard’è tale, (11) Даже когда его вижу, ведь взглядом
  5 Che lasciarmi peggior che morte suole. (11)   Муку несет оно мне хуже смерти.
В 6 Ahi, vita trista e frale, (7) Жизнь хрупка и печальна,
  7 Che fia dunque di me, che farmi deggio? (11) Что со мною творишь,  что мне делать?
  8 S’io mir’ho male, e s’io non mir’ho peggio. (11) Вижу – страдаю, а нет – ещё хуже.

 

Инструментальные обработки и диминуированные версии

Интабуляции для клавишных инструментов

J. Paix. Ein schön nutz unnd gebreüchlich Orgel Tabulaturbuch (15834) N°27

B. Schmid. Tabulatur Buch (1607), N°60

Ms. Firenze 641 (ок. 1585-90)

Ms. Berlin 40034 (1585), f. 28

Ms. Torùn XIV 13a (1594 – ок.1604), f. 43v

Ms. Wien XIV.714 (после 1624), f. 89v

Ms. Pelplin 305 (ок. 1620-30 или 1640): Vol. 2, f. 45v-46. Пьеса озаглавлена «Diligam te Domine». [Этот же источник содержит анонимную мессу-«пародию» на основе той же модели:«[Alia] Missa à 8 Super Nasce la penna [ sic ] Sub Litera H. Kyrie etc.».      (Vol. III, f.102v-107v).]

Ms. Uppsala 408 (1641), f. 49v (только начало)

Ms. Budapest, Bártfa 27 (ок. 1660 – ок. 1683), f. 7v. Крайние голоса с диминуциями, в немецкой органной табулатуре

2. Интабуляции д ля лютни

A. de Becchi. Libro primo d’intabolatura da leuto (1568), p. 66

V. Galilei. Fronimo dialogo ... (1568), p. 24 [также p. 92: «Fantasia Prima. Sopra Nasce...»]

V. Galilei. Fronimo dialogo ... (1584), f. 44

G. Fallamero. Il Primo Libro de intavolatura da liuto (1584), p. 77

E. Adriansen. Pratum musicum (1584), f. 37v: лютня, сопрано и бас

G.A. Terzi. Il Secondo Libro ... (1599), p. 18 (con Passaggi)

J.-B. Bésard. Thesaurus harmonicus (1603), f. 39v

Ms. Haslemere II.C.23 (ок. 1590-1600). В этой рукописи мадригал фигурирует три раза (в версии Галилеи, 15845): [1] f.9; [2]f. 9v (только начало); [3]f. 14v (без текста)

Ms. Como 1.1.20 (1601 и 1609), f. 67


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: