К. Колобов а. Революция Солона, стр. 37

206

нием 104. Автору присуща склонность к несколько общим формулировкам социологического характера — дань духу исторического исследования того времени, когда появились статьи,— и в то же время интерес к конкретным отношениям, к специфике изучаемой эпохи.

Статьи К. М. Колобовой много дают для понимания реформ Солона и вообще его времени, по с некоторыми основными выводами автора согласиться все же нельзя.

В работе, к сожалению, отсутствует критика источников. Свидетельства и даже самая терминология Аристотеля принимается за нечто такое, что может быть без дальнейшего анализа отнесено ко времени Солона. Ведь если Аристотель считал, например, возможной продажу земли в начале VI в.105, то это еще вовсе не доказательство, что такая продажа действительно существовала в эпоху Солона.

Определение содержания понятия γνοριμοι, как оно дано и обосновывается в статьях, покоится на словоупотреблении позднейшего времени (Аристотель, Демосфен) и потому не может быть доказательным для VII — VI вв. до н. э. Поэтому неубедительным остается тезис о засилье «кулаков» в аттическом обществе в предсолоновскую эпоху, не говоря о том, что самый термин представляется неподходящим: он заимствован из языка эпохи, когда община разлагалась в процессе изживания феодальных отношений и развития капиталистического строя, между тем как в Аттике в VII—VI вв. совершался переход от родового строя к рабовладельческому. Истолкование фразы автора «Афинской политии»: «Вообще же вся земля была в руках немногих» — является натяжкой. Стремление все принять у Аристотеля приводит К. М. Колобову к выводу о том, что «немногие» в этой фразе на самом деле обозначают «многих» («немногих» в пределах отдельной общины, но многих по отношению ко всей стране в целом) 106, хотя, как нам кажется, смысл фразы совершенно ясен: «Вся земля Аттики (а вовсе не земля отдельной общины) находилась в руках немногих».

Революционное движение бедноты под лозунгами аннулирования долгов и передела земли характерно для более

104 К. Колобова. Революция Солона, стр. 34.
105 Там же, стр. 36.
106 Там же, стр. 50.



207

поздних отношений времени упадка полисной Греции, но не выражает существа социального движения времени возникновения частной собственности на землю. Мы увидим в дальнейшем, что нет основания толковать известные стихи Солона как выражение идеи передела земли (см. ниже, стр. 238 ел.) ни в единственном, ни во множественном числе.

В изображении трех «партий» автор следует традиционному их пониманию как партий крупных землевладельцев, крестьянской бедноты и горожан (вместе с обедневшими аристократами). Они отождествляются с теми группировками, о которых говорится в «Афинской политии» в связи с рассказом о годах анархии после отъезда Солона (Αθ. π., 13, 2). Но все эти положения не подкрепляются анализом относящихся сюда данных источников.

О конфискации земель Писистратом нам ничего не известно. Характеристика социальной опоры тирании (свободные ремесленники и земледельцы) основана лишь на общих соображениях. Едва ли можно также утверждать, что клисфеновский этап революции «отметает обломки родовой знати»: политическая практика V в., общественные нравы афинян этого времени вовсе не свидетельствуют о том, что даже «обломки родовой знати» были сметены уже в конце VI в. О рабах, занятых в крупных хозяйствах досолоновской эпохи, нет данных в источниках, и вообще о значении внешнего рабства можно говорить лишь для конца этого столетия.

Мы отмечали в статьях К. М. Колобовой интересный и часто глубокий анализ отношений между бедняками-зависимыми земледельцами и богачами. Заметим, однако, что при этом важно было показать, как эти социальные отношения отразились в праве, в частности в обязательственном праве того времени. Мы согласны с автором в том, что, несмотря на принцип неотчуждаемости земли, она была в движении в период до Солона, но говорить уже для этого времени о купле-продаже земли, о продаже земли с правом выкупа и т. д. было бы несколько преждевременно. Смешанные формы существовали не только в социальных отношениях, но и в праве, являясь лишь прообразом будущих отчетливых юридических понятий и договоров.

В целом рассмотренные статьи остаются чрезвычайно поучительными и но настоящее время, ставя перед чи-

208

тателем интересные исторические проблемы и намечая пути их разрешения.

Одновременно со статьей К. М. Колобовой «Революция Солона» появилась (в том же сборнике ЛГУ) и работа С. Я. Лурье «К вопросу о роли Солона в революционном движении начала VI века». Исходным пунктом для автора служит вопрос о том, насколько деятельность Солона можно назвать революционной. Статья уже по содержанию, чем исследование Колобовой, хотя в ее проблематике много сходного с последним. Ряд соображений и выводов автора представляют большой интерес.

С. Я. Лурье метко замечает по поводу horoi, что «где столб, там еще нет собственности земли». Он полагает, что рабов из граждан в самой Аттике, вероятно, не было, так как их продавали за пределы родины, и это предположение действительно соответствует обычной практике долгового права в античности. Автор также хорошо выявляет роль аристократии в Аттике VI в., и нельзя не согласиться с его полемическими замечаниями по поводу толкования термина γνώριμοι. Интересно объяснение происхождения богатства знати в результате захвата общественных угодий и расчистки неудобной для обработки земли, хотя это объяснение, как признает и сам автор 107, отличается гипотетическим характером.

Наряду с этим, другие положения в статье не могут не возбуждать сомнений, так как для читателя остается неясной их обоснованность. Нет никаких данных о том, что Солон уничтожил различие между двумя видами земли (стр. 76), что Писистрат провел конфискацию и передел земли (стр. 75). Трудно согласиться с тем, что упомянутую выше фразу в «Афинской политии» о земле в руках немногих следует понимать как управление олигархов: «незначительное число олигархов управляло всей страной» (стр. 82). Судя по контексту, автор трактата скорее имел в виду владение землей. Представление о партиях в статье модернизировано («партия аграриев», «революционное крестьянство» и т. д.). В общем работа С. Я. Лурье ставит ряд существенных вопросов, дает оригинальное решение некоторых из них, но носит слишком беглый характер, чтобы можно было эти решения считать полностью обоснованными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: