За основу методологии выбора методов и форм деятельности берется методический конструктор Григорьева Д.В. и Степанова П.В.
Образовательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогом своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.
|
|
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Каждому уровню результатов деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности).
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу.
|
|
Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, не заинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю...» следуют слова «и я готов это сделать».
Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.
Результаты освоения программ отслеживаются в ходе промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
2016-2017 учебный год | 2017-2018 учебный год | 2018-2019 учебный год | |
Прошли процедуру аттестации (учащихся) | 755 | 848 | 1177 |
Высокий уровень освоения программы | 337 /44,6% | 715/84% | 468/40%
410/35% |
Уровень освоения программы выше среднего | 259/34,3% | ||
Средний уровень освоения программы | 148/19,6% | 118/14% | 272/23% |
Низкий уровень освоения программы | 11/1,5% | 15/2% | 27/2% |
Выпущены как освоившие программу | 744 | 848 | 1177 |
*Стабильным остается показатель выше среднего уровня. Небольшое увеличение низкого уровня обусловлено, прежде всего, увеличением количества обучающихся и увеличением количества обучающихся из коррекционных классов.
Анализируя степень освоения программ, педагоги отмечают, что хорошие показатели достигнуты в результате:
- желания посещать детьми кружки,
- желания участвовать в выставках и конкурсах, т.к. каждый ребенок отмечен и замечен,
- достижения высоких результатов, поддержка родителей на российских и республиканских конкурсах.
Расписание занятий составлено в соответствии с СанПиНом: соблюдаются продолжительность и периодичность занятий в неделю.
Своевременно издаются приказы по основной деятельности, разрабатываются и утверждаются локальные нормативные акты, регулирующие образовательную и воспитательную деятельность в учреждении.