Эпоха коммерциализации и профессионализации политических коммуникаций в России

 

Ситуация в научном мире и в системе образования стала коренным образом меняться в конце 1980-х – начале 1990-х гг., вместе с системной трансформацией государства и преобразованием самой практики организации политической коммуникации.

Начало 1990-х гг. было ознаменовано рядом важных политических событий.

15 марта 1990 г. решением Съезда народных депутатов СССР в Конституцию страны были внесены поправки, в соответствии с которыми был учрежден пост Президента СССР. Первый (и единственный) Президент СССР был избран в тот же день. В соответствии с Конституцией СССР, президент должен был избираться всеобщим голосованием, однако М. Горбачев, занимавший на тот момент высший государственный пост страны – пост Председателя Верховного Совета СССР, был избран в порядке исключения на заседании Внеочередного III Съезда народных депутатов СССР.

В марте 1991 г. был проведен референдум об учреждении Президента РСФСР, а 12 июня того же года прошли выборы первого Президента РСФСР – им стал Б. Ельцин.

В августе 1991 г. состоялась попытка государственного переворота, вошедшая в историю страны как «августовский путч». Результатом этой попытки стал запрет правящей на тот момент Коммунистической партии Советского Союза и Коммунистической партии РСФСР (ноябрь 1991 г.). В декабре 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование. В сентябре – октябре 1993 г. была ликвидирована система Советов народных депутатов, которая составляла основу Советской власти, в декабре того же года прошел референдум, на котором была принята Конституция Российской Федерации. Новая конституция провозгласила в стране многопартийную систему, двухпалатный парламент и систему выборных органов на всех уровнях федеративного государственного устройства.

Многопартийность, уровневая структура государственной власти и реальная политическая конкуренция как новые политические феномены породили системную трансформацию политической коммуникации в стране. И основным фактором этой трансформации стал транзит западных технологий организации коммуникативного взаимодействия с массовыми аудиториями, то, что американские исследователи, как мы видели в предыдущем разделе, назвали американизацией политических и медийных процессов. В середине 1990-х гг. Россия оказалась в числе стран, которые открыли для себя возможности профессиональной организации политической коммуникации.

Масштабные избирательные кампании (думские выборы 1993 г. и президентские выборы 1996 г.) продемонстрировали всю силу и значимость профессионально организованной политической коммуникации.

Учитывая тот факт, что Россия проходила процесс интенсивной вестернизации всех социальных, в том числе и политико-коммуникационных и массово-информационных процессов, американский опыт разработки и реализации политических кампаний оказался чрезвычайно востребованным. В новом информационном мире, в котором стало доминировать телевидение (известно, что в России медиасфера стала развиваться в соответствии с американской моделью, в которой лидирующие позиции занимает телевидение, а самой эффективной и соответственно дорогой считается телевизионная реклама), технологии управления вниманием телезрителей стали основным ресурсом борьбы за власть. Поэтому на рубеже 1980-1990-х гг. американские специалисты по выборам (electioneers – агитаторы) стали частыми гостями в России. Их труд щедро оплачивался российскими заказчиками.

Однако очень скоро вполне реальную конкуренцию им стали составлять российские политтехнологи и политконсультанты. Политтехнологами и политконсультантами в первое постсоветское время принято было называть широкий круг специалистов, занимавшихся разработкой и практической реализацией политических, а точнее избирательных кампаний. К ним относили не только специалистов по разработке стратегии избирательной кампании (political strategist), но и советников при кандидате или штабе кампании (политконсультантов), имиджмейкеров, юристов, специализирующиеся на выборах, райтеров или копирайтеров (от англ. writer – писатель) – специалистов по написанию политических рекламных и презентационных текстов, менеджеров избирательной кампании и отдельных её направлений и проектов, лидеров и постоянных участников агитационных групп и т.д. Это разнообразие коммуникационных услуг, как отмечают современные исследователи, стало характерной особенностью собственно российского сегмента рынка политического PR – «чистые» пиармены и соответствующие технологии были представлены в основном в российских представительствах зарубежных PR-агентств или PR-отделах иностранных фирм и корпораций[61].

Одной из первых фирм, специализирующихся на оказании политконсалтинговых услуг и проведении политических кампаний, стал Центр политического консультирования и профессиональное консалтинговое агентство «Никколо М» (ныне Агентство стратегических коммуникаций «Никколо М»). Официальной датой своего рождения компания считает апрель 1989 года. В презентационных материалах на официальном сайте агентство так оценивает значение своей деятельности: «С участия “Никколо М” в кампании по выборам в Верховный Совет СССР – первых альтернативных выборах после 1917 года – началась история политконсалтинга в России. Менее чем за десятилетие компания стала признанным лидером в своей области. “Никколо М” и ее сотрудники работали во всех общенациональных и множестве региональных избирательных кампаний, в том числе – президента Российской Федерации, депутатов Государственной думы, глав регионов и мэров городов. Компания вела проекты более чем в 70 российских регионах. В качестве консультантов руководители “Никколо М” участвовали в ряде успешных предвыборных кампаний в странах ближнего (Белоруссия, Украина, Латвия, Грузия) и дальнего (Польша, Монголия, Никарагуа, Южная Корея, Венесуэла, Колумбия, США) зарубежья.

С начала 1990-х “Никколо М” активно занимается PR-кампаниями и консультированием государственных органов и бизнес-структур в России и за рубежом, среди которых органы власти всех уровней, финансово-промышленные группы, общенациональные объединения и союзы»[62].

Успех агентства в области профессиональной организации политических кампаний является заслугой его создателей – Игоря Евгеньевича Минтусова и Екатерины Владимировны Егоровой (Гантман), которые обладали и базовыми знаниями в области политической психологии и особенностей проведения информационных кампаний, и навыками изучения состояния массового сознания.

 

Рис. 21. Игорь Минтусов (1958), председатель совета директоров агентства «Никколо М», президент Российской ассоциации политических консультантов

 

Игорь Минтусов в 1980 г. окончил экономический факультет МГУ, после чего десять лет проработал в разных исследовательских структурах. Так, с 1980 по 1986 гг. он являлся научным сотрудником Центрального экономико-математического института АН СССР, с 1986 по 1988 гг. – научным сотрудником Института экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР, с 1988 по 1989 гг. – научным сотрудником Научно-исследовательского центра при Советской социологической ассоциации.

При социологической ассоциации он занимался изучением общественного мнения и советских молодежных субкультурных движений. В этот период в стране, напомним, происходили важные изменения: пересматривались политические основы советского государства, была введена должность президента страны, состоялись первые выборы. Особенность политической ситуации привлекала к вопросам практической организации политической коммуникации большое количество людей, имевших свое представление о принципах избирательной системы и правилах «политической игры», в числе которых оказался и И. Минтусов.

Вот как сам политтехнолог объясняет свой приход в сферу политической коммуникации: «Я в консалтинговый бизнес пришёл в конце 1980-х, изучая общественное мнение и “неформалов”. Мне было важно оказывать помощь тем политикам, чьи убеждения я разделял. Очень хотелось жить в стране, где правительство меня устраивает и политиков я выбираю как гражданин, а не как член КПСС»[63].

Игорь Минтусов участвовал в обеспечении информационных кампаний всех парламентских выборов в России с 1989 г. Также в его активе несколько знаковых президентских выборов[64], среди которых особо стоит отметить кампанию по выборам президента РФ 1996 г., в ходе которой он в паре с Е. Егоровой работал личным консультантом Б. Ельцина.

Рис. 22. Екатерина Егорова, президент агентства «Никколо М», доктор политических наук, кандидат психологических наук

 

Екатерина Егорова (в девичестве Гантман) является дочерью известного советского политолога, доктора исторических наук, лауреата Государственной премии СССР, автора теории международных конфликтов В. И. Гантмана. В 1978 году она окончила факультет психологии МГУ, а затем аспирантуру Института психологии АН СССР. В 1981 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по теме «Психологические исследования принятия внешнеполитических решений в международных кризисных ситуациях».

Следующие полтора десятка лет так же, как и И. Минтусов, Е. Егорова провела в недрах научно-исследовательских структур. В 1981 г. она поступила в Институт США и Канады РАН в качестве младшего научного сотрудника, продвинувшись по карьерной лестнице до должности начальника Департамента политической психологии (1993-1996 гг.). В 1993 году получила степень доктора политических наук, защитив диссертацию по теме «Личностный фактор во внешней политике США в 60-90-е годы».

Наличие базового образования в области психологии и многолетний интерес к проблемам политического лидерства за рубежом и политической психологии позволили Е. Егоровой стать одним из самых влиятельных и востребованных политических консультантов 1990-х гг. В структуре «Никколо М» у каждого из соучредителей оказалось свое важное поле. В 1992 г. Е. Егорова заняла пост председателя совета учредителей компании и директора по психологии и политической рекламе, в то время как И. Минтусов обеспечивал разработку стратегии и практическую реализацию кампаний.

Достойную конкуренцию столичным политтехнологам составила региональная компания Bakster Group (Екатеринбург, 1994). Ее учредители – Дмитрий Гусев и Олег Матвейчев – являются представителями нового поколения профессионалов в области организации практических политических коммуникаций, пришедшими в политконсалтинг из академической сферы, но добившимися значительных успехов и в сфере коммуникационных услуг, и в политике.

Рис. 23. Дмитрий Геннадьевич Гусев (1972), глава совета директоров консалтинговой компании Bakster Group. Входит в число самых известных и влиятельных российских политтехнологов

 

Д. Гусев в 1994 г. окончил философский факультет Уральского государственного университета, а в 1996 г. получил второе высшее образование на факультете правоведения Уральской государственной юридической академии. В 1997 г. окончил аспирантуру Института философии и права Уральского отделения РАН (без защиты диссертации). С 1996 по 2001 гг. являлся депутатом городской Думы Екатеринбурга второго созыва. В начале 2010-х гг. находился на госслужбе, в частности, занимал пост заместителя начальника Департамента территориальных органов исполнительной власти мэрии Москвы. С середины 1990-х гг. участвовал в многочисленных избирательных кампаниях федерального и регионального уровней в качестве консультанта.

Рис. 24. Олег Анатольевич Матвейчев (1970), философ, политконсультант, блогер, директор консалтинговой компании Bakster Group. Входит в число самых известных и влиятельных российских политтехнологов и в сотню популярных блогеров Живого журнала

 

Родился в г. Новокузнецке Кемеровской области. В 1987 г. переехал в Свердловск и поступил в Уральский государственный университет, который окончил с отличием в 1993 г. В том же году поступил в аспирантуру Института философии и права Уральского отделения РАН. В 1995 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по философии политики и права Гегеля. С 1996 года стал научным сотрудником Института философии и права в Екатеринбурге. С этого времени молодой и амбициозный ученый, как пишет о нем информационно-развлекательный сайт FB.RU, «стал принимать активное участие в разноплановых публичных дискуссиях, в том числе на телевидении, в политических дебатах, предвыборных агитациях и т. д. Причем эта работа настолько его увлекла, что он занимался ею около 12 лет. За этот период ему удалось принять участие более чем в 200 проектах, включая выборы местных советов и президента, скупку акций. При этом работать общественному деятелю с пока еще небольшим жизненным опытом приходилось как на территории России, так и за ее пределами. В это же время имя философа и политолога становится востребованным среди представителей прессы и массмедиа. Его все чаще зовут на роль эксперта и комментатора. Например, за право пригласить специалиста в свою редакцию соперничали сразу четыре информационных издания: “Эксперт”; “Коммерсант-власть”; “Ведомости” и “Профиль”»[65]. К концу 1990-х гг. О. Матвейчев стал значимой медийной фигурой не только регионального, но и федерального уровня. В 1999 г. он переехал в Москву и продолжил здесь свою профессиональную и научную карьеру.

Третьей самой известной и влиятельной политконсалтинговой компанией периода освоения Россией возможностей профессионально организованной политической коммуникации стало Агентство «Международный пресс-клуб» (год основания 1996). В настоящее время компания называется «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг» – в 2002 г. в название компании была включена фамилия ее основателя Александра Николаевича Чумикова.

 

Рис. 25. А. Н. Чумиков (1954), доктор политических наук, профессор, генеральный директор Агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг»

А. Чумиков пришел в политконсалтинг из журналистики. В 1981 г. он окончил факультет журналистики МГУ, в 1985 г. – Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза (ныне – Московский государственный лингвистический университет), в 1991 г. – аспирантуру Российской академии управления. В том же году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Социально-политический конфликт: особенности диагностики и управления».

Профессиональная журналистская карьера А. Чумикова началась еще до поступления в университет с должности корреспондента газеты «Новые рубежи» Одинцовского района Московской области (1972). Учитывая тот факт, что в советское время карьерный рост в журналистике был тесно связан с партийной работой, вполне естественно, что в 1970–1980-х А. Чумиков активно продвигался по партийной линии (прошел путь от секретаря комитета ВЛКСМ первичной организации до заведующего идеологическим отделом Киевского райкома КПСС Москвы). В 1990–1991 гг. работал главным редактором газеты «Точка зрения»; в 1991–1992 – обозревателем газеты «Вечерний клуб».

В 1992 г. началась его карьера в PR. Следующие три года А. Чумиков руководил PR-службой АО «Сити», в 1995-1996 гг. являлся директором программ Международного фонда политико-правовых исследований Interlegal (Интерлигал) и старшим научным сотрудником Центра конфликтологических исследований Института социологии РАН (1994–1996)[66].

На основе эмпирических данных, собранных в Центре конфликтологических исследований, написал и в 1995 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора политических наук на тему «Конфликт в системе социально-политических процессов переходного периода». В 1996 г. А. Чумиков приглашен на должность профессора факультета государственного управления МГУ. В том же году он становится генеральным директором коммуникационного агентства «Международный пресс-клуб».

Вот как описывает свою историю и миссию сам «Пресс-клуб»: «В 1996 году у руководителей ряда крупных российских организаций (Союз журналистов РФ, Торгово-промышленная палата РФ, Центр международной торговли, Центр экономических программ, Издательский дом “Экономическая газета”) возникла идея создания структуры, которая могла бы содействовать лучшей коммуникации и пониманию между бизнесом, властью, общественностью.

В сентябре 1996 года осуществляется государственная регистрация закрытого акционерного общества “Международный пресс-клуб” (МПК), генеральным директором которого становится доктор политических наук, профессор А. Чумиков.

Деятельность Международного пресс-клуба ведется по ряду базовых направлений: как одного из самых известных в Москве и России пресс-центров; как международного пресс-центра; престижного и влиятельного пресс-клуба; полезного для государственных руководителей и бизнесменов делового клуба и, разумеется, как PR-агентства, способного проводить полновесные кампании паблик рилейшнз.

Уже в первый год своей работы МПК приобретает серьезный авторитет. На праздновании 200 дней, а затем годовщины МПК (июнь и декабрь 1997 года) присутствуют Председатель, лидеры крупнейших фракций и председатели комитетов Государственной Думы РФ; главы субъектов РФ, руководители Администрации Президента РФ, министры Правительства России, главные редакторы ведущих СМИ, лидеры бизнеса, общественные деятели, представители дипломатического корпуса»[67].

Также несколько слов необходимо сказать и о заместителе генерального директора «Международного пресс-клуба», докторе социологических наук, профессоре Михаиле Петровиче Бочарове.

Рис. 26. М. П. Бочаров (1959), доктор социологических наук, PR-специалист, журналист

 

Как и А. Чумиков, М. Бочаров пришел в политконсалтинг и PR из журналистики. В 1985 г. он окончил факультет журналистики МГУ. Еще до поступления в вуз получил опыт работы фотографом в филиале Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского (1976-1977 гг.). В 1980-1990–х гг. являлся комсомольским активистом и дорос до должности заместителя заведующего отделом Москворецкого РК КПСС. Окончил аспирантуру и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук (1992). Поработал в журналистике (1992-1993 гг. – заместитель генерального директора Дирекции по Управлению РГТРК «Останкино», 1995-2002 гг. – руководитель информационно-аналитического отдела информационного агентства ИМА-пресс и исполнительный директор СОЮЗ-ИНФО) и в рекламе (1993-1994 гг. – АО «Система «Телемаркет», исполнительный директор по рекламе и маркетингу).

В 1998 г. М. Бочаров защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора социологических наук по теме «Социальные ценности в менеджменте: проблема выбора». Со следующего года он стал профессором кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ и кафедры экономической журналистики и рекламы факультета журналистики МГУ, где продолжает работать по настоящее время.

В «Международный пресс-клуб» в качестве заместителя генерального директора М. Бочаров пришел в начале 2000-х, однако его сотрудничество с А. Чумиковым началось несколько раньше. Основу этого сотрудничества составила издательская деятельность. А. Чумиков и М. Бочаров стали авторами одного из первых учебных пособий, набравших популярность в масштабах страны по новой для России специальности – связи с общественностью. Книга «Связи с общественностью: теория и практика» была выпущена в 2000 г. и к настоящему времени выдержала уже пятое издание (переработанное и дополненное).

Стоит отметить, что издание книг по политконсалтингу, имиджмейкингу и связям с общественностью в политической сфере стало одним из важных направлений деятельности первых консалтинговых агентств. Российские «гуру» политических технологий и избирательных кампаний охотно делились накопленным опытом с молодым поколением специалистов, чьи профессиональные интересы связаны с политической сферой.

Например, в «Никколо М» с начала 1990-х гг. в рамках своих издательских проектов публикует книги о политических технологиях, политической психологии и рекламе, стратегических коммуникациях, спичрайтингу, социологическим и политологическим исследованиям. В свет выходят как переводные издания серии «Мировой бестселлер в политическом консультировании»[68], так и специальные проекты (например, ежегодный сборник статей о российских выборах «Электоральная Россия») и работы самих сотрудников компании. Например, бестселлерами политконсалтинга 1990-х гг. стали следующие труды «макиавеллистов»:

1. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. М., 1993 (авт. – Е. В. Егорова-Гантман).

2. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М., 1994 (под ред. Е. В. Егоровой-Гантман).

3. Как делать имидж политика. М., 1995 (под ред. Е. В. Егоровой-Гантман и И. Е. Минтусова).

4. Политический консультант в российских избирательных кампаниях. М, 1995 (авт. – Е. В. Егорова-Гантман).

5. Политическое консультирование. М., 1999 (отв. ред. Е. Егорова-Гантман и И. Минтусов).

Не менее активно публиковались учредители Bakster Group, и в первую очередь О. Матвейчев. Его труды, которые стали выходить в свет в 1998 г., настолько многочисленны (к настоящему времени в его активе свыше 100 научных публикаций, включая 12 монографий) и популярны, что это позволяет политтехнологу позиционировать себя в качестве автора «книг, “культовых” для политического консультирования»[69]. Одним из самых известных трудов Матвейчева стала книга с эпатажным названием «Уши машут ослом. Современное социальное программирование» (2001), написанная в соавторстве с коллегами по Bakster Group Д. Гусевым, С. Чернаковым и Р. Хазеевым, выдержавшая несколько переизданий и многократно процитированная в Российском индексе научного цитирования.

Если «Никколо М» и Bakster Group публиковали работы в жанре практического руководства по организации информационных политических компаний, то «МПК» и ее руководитель А. Чумиков были ориентированы в первую очередь на академическую среду. Кроме учебного пособия по PR, написанного в соавторстве с М. Бочаровым, А. Чумиков в 1990-е гг. опубликовал ряд трудов, важных для становления связей с общественностью как академической сферы: «Управление конфликтами» (1995), «Ведение переговоров: стратегия, коммуникация, фасилитация, медиация» (1997), «Креативные технологии паблик рилейшнз» (1998) и др. В общей сложности А. Чумиковым, М. Бочаровым и начальником отдела спецпроектов «МПК» кандидатом исторических наук М. Тишковой подготовлено свыше 20 учебников, учебных пособий, специальных изданий по связям с общественностью, информационно-коммуникативному обеспечению проектной деятельности в различных отраслях[70].

В 2001 году «Международный пресс-клуб» открывает свой специальный проект «PR-библиотека», которая со временем стала крупнейшей и открытой виртуальной базой данных и оригинальных работ по проблематике связей с общественностью. Существенную часть этой базы составляют работы, созданные сотрудниками «МПК» и опубликованные самим агентством, а также периодические издания PR-профиля.

Таким образом, транзит на российскую почву западных технологий организации политического процесса и политических информационных кампаний сопровождался формированием профессионального сообщества, специализирующегося на оказании широкого спектра коммуникационных услуг, связанных с политической сферой.

Российские специалисты по организации практических политических коммуникаций стали создавать собственные профессиональные объединения. Например, в 1995 г. была образована Ассоциация центров политического консультирования, которая ставила своей целью формирование единого регламентируемого рынка услуг политических консультантов, обмена опытом работы и оказания правовой защиты организаторов профессиональной политической коммуникации. Среди организаторов Ассоциации – «Никколо М» и многие другие широко известные консалтинговые и исследовательские структуры. Чуть позже – в 1999 г. – было открыто российское отделение Международной организации компаний – консультантов в сфере связей с общественностью (АКОС-Россия). Среди 13 российских PR-агентств, объединившихся в специальную организацию, – уже известный нам «Международный пресс-клуб».

В том же 1999 г. инициативе РАСО[71], при поддержке Центральной избирательной комиссии и Администрации Президента РФ была разработана Хартия «Политконсультанты за честные выборы». Ее подписали большинство организаций, обслуживавших избирательную кампанию по выборам в Государственную Думу.

Так как политконсалтинг в 1990-е гг. стал самым востребованным направлением PR-деятельности, политтехнологи, их публикации и реализованные проекты оказываются в сфере пристального внимания профессионального сообщества специалистов по связям с общественностью. Так, работа «Международного пресс-клуба» и труды А. Чумикова были трижды (в 1997, 1998, 2000 гг.) удостоены Национальной премии в области связей с общественностью «Серебряный лучник»[72]. Его коллега и соавтор М. Бочаров становился дипломантом «Серебряного лучника» трижды: в 2001, 2004 (за учебник по PR в соавторстве с А. Чумиковым) и 2009 гг.

Также победителем конкурса «Серебряный лучник» в номинации «Лучшая работа по теории PR» несколько раз становилась Е. Егорова-Гантман (в 2000 г. за книгу «Политическое консультирование и политическая реклама», написанную в соавторстве с К. Плешаковым; в 2004 г. за книгу «Игра в солдатики. Политическая психология президентов»).

Первые российские специалисты в области политических информационных кампаний не имели профильного образования в области связей с общественностью, что было логично, учитывая тот факт, что профессионально организованная управляемая политическая коммуникация стала частью российской реальности лишь в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Однако во второй половине 1990-х гг. ситуация стала кардинально меняться. В России стала налаживаться система вузовского PR-образования.

Впервые специальность «связи с общественностью» появилась в государственном образовательном реестре еще в 1991 г. Первой подготовку PR-специалистов начинает вести Московский государственный институт международных отношений – отделение связей с общественностью здесь было создано при факультете международной информации (ныне факультет международной журналистики). Именно здесь были разработаны первые образовательные стандарты по связям с общественностью. При этом студенты МГИМО имели возможность прослушать профильные для вуза курсы, ориентированные формирование профессиональных компетенций PR-специалистов в области информационной деятельности в мировом коммуникативном пространстве. Например, курс «Информационное обеспечение внешней политики» читается на кафедре связей с общественностью[73] МГИМО до настоящего времени.

Позже соответствующие отделения и кафедры появляются и в других российских вузах.

На факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, который впоследствии стал одним из ведущих российских образовательных и научных центров по связям с общественностью и принимал активное участие в разработке образовательных стандартов следующего уровня, кафедра общественных связей и рекламы была создана в 1996 г. Прием на специальность «связи с общественностью» начался в 1997 году; в 2001 г. появилась специализация по политическому PR, которую обеспечивала созданная в том же году кафедра теории коммуникации.

Время с 1996 до конца 2004 гг. можно считать самым успешным периодом коммерциализированных и профессионализированных политических коммуникаций в России: помимо общенациональных во всех регионах РФ проходили выборы глав субъектов федерации; избирательные кампании длились от трех до шести месяцев; политтехнологи и политконсультанты всегда могли найти применение своему опыту и знаниям, их услуги пользовались большим спросом. Например, накануне общероссийских выборов 1999-2000 гг. в России насчитывалось около двух десятков крупных организаций, которые вели предвыборные кампании по всей стране. В их штате на постоянной основе состояло до 100 специалистов, заработная плата которых в среднем составляла $1500 в месяц. Эти фирмы оказывали полный комплекс работ по проведению предвыборных кампаний. Стоимость полного информационного сопровождения выборов в 1999 году колебалась в пределах $100000–1100000 ($0,2–2 за избирателя в округе)[74].

В 2004 году произошли важные события, определившие новые конфигурации рынка услуг в области политического консалтинга и политического PR в целом. После захвата террористами заложников в средней школе №1 в Беслане (Северная Осетия) указом президента В. Путина губернаторские выборы с масштабными электоральными кампаниями были упразднены, так как, по мнению руководства страны, выборная система привела к ослаблению власти на местах и к избранию на значимые региональные должности случайных людей.

Профессионалы в области организации политических кампаний были вынуждены искать другие направления для применения своих знаний. Такими направлениями стали территориальный (страновой) брендинг [75] и продвижение государственных и партийных проектов и программ.

Неудивительно, что изменение конъюнктуры рынка отразилось и на структуре коммуникационных услуг, и на названиях организаций, специализировавшихся на политконсалтинге и избирательных кампаниях. Так, в 2002 г. меняется состав учредителей и название «МПК». С этого периода он называется ЗАО «Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг». А. Чумиков не только остается генеральным директором, но и становится владельцем контрольного пакета акций ЗАО (председателем Совета директоров «МПК» становится В. Богданов, председатель Союза журналистов РФ). Постепенно спектр оказываемых услуг расширяется. К началу 2010-х гг. агентство позиционирует уже следующие направления своей работы:

· исследования;

· стратегический консалтинг и аналитические разработки;

· брендинг организаций, проектов продвижение территорий;

· технологии работы со СМИ и информацией;

· франчайзинг информационных структур и моделей;

· организация и PR-сопровождение специальных событий (юбилеи, конкурсы, форумы, церемонии, конференции и др.);

· образовательная деятельность в области связей с общественностью[76].

В 2009 г. Центр политического консультирования «Никколо М» был переименован в Агентство стратегических коммуникаций «Никколо М» с примерно таким же набором услуг, как и у «МПК».

Примечательно в этом плане, что в последние годы основными достижениями в области политического консультирования считаются не успешно проведенные избирательные кампании, а проекты, выполненные по заказу федеральных или региональных властей. Например, «МПК» на своем официальном сайте выделяет в отдельные рубрики исследования и кампании, выполненные в ходе реализации государственных заказов. Среди заказчиков фигурируют: Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Министерство регионального развития РФ; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральная служба по труду и занятости, администрации и другие организации ряда российских регионов (Москвы, Волгоградской, Нижегородской, Омской и других областей).

Также большой популярностью пользуются аналитические работы, направленные на выявление степени эффективности деятельности политиков или государственных структур.

Эту тенденцию можно увидеть в итогах рейтинга российских политтехнологов, составлением которого с 2007 года занимается «Общая газета». В 2016 г. лидером юбилейного – десятого – рейтинга стал председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин – координатор составления докладов и автор одного из самых известных в последние годы индексов в сфере государственного управления и политической коммуникации в России «Рейтинга эффективности губернаторов»[77]. Сама исследовательская структура, которую представляет К. Костин, по итогам 2015 г. была признана лидером рейтинга политологических и аналитических центров России за ключевые проекты «Рейтинг эффективности глав регионов», «Рейтинг закредитованности субъектов РФ», и «Рейтинг кандидатов в губернаторы, занявших вторые места по итогам Единого дня голосования».

Заметим, что в топ-20 упомянутого выше рейтинга политтехнологов вошли уже известные нам Игорь Минтусов и Олег Матвейчев, что свидетельствует об устойчивости позиций пионеров российского политконсалтинга в поле профессионального политического консалтинга и PR.

Таким образом, эпоха транзита в Россию западных технологий организации политических коммуникаций характеризуется важнейшими для практики политической коммуникации изменениями.

Во-первых, изменилась сама система организации политической коммуникации – западные коммуникативные технологии прижились на российской почве и даже обрели самобытные черты.

Во-вторых, появился пул российских профессионалов и структур, специализирующихся на организации и проведении политических кампаний или оказании консультационных услуг в политической сфере.

В-третьих, сформировалась система вузовской подготовки специалистов, способных оказывать профессиональные коммуникационные и консультационные услуги в политической сфере[78].

В-четвертых, в российском исследовательском дискурсе и образовательном процессе стали набирать популярность теоретические идеи западной коммуникативистики как науки о социальных коммуникациях.

О том, как все это повлияло на становление предметного пространства политической коммуникативистики в России и обретение данной отрасли научного статуса и дисциплинарной принадлежности, будет рассказано в следующем параграфе учебного пособия.

 

3.3. Современная российская политическая коммуникативистика:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: