Практическое занятие № 1

СИДОРЕНКО Ю.З.

УПРАВЛЕНИЕ МОРСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

СУДОВ

Практикум

        для курсантов специальности 26.05.05 «Судовождение»

очной и заочной формы обучения

 

 

Керчь, 2019 г.

 

 

Дополнен и исправлен январь 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………... ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………………………………….. 4 5
1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 «Международная Морская Организация» (ИМО)…….. 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 «Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения (МКУБ)……………………………….. 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Порядок расследования аварийных случаев с судами (ПРАИМ-2013). Кодексмеждународных стандартов и рекомендуемой практики  расследования аварии или инцидента на море(КРА)………………………………..….…..……      4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Государственный портовый контроль……………………  5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Расследование аварийных случаев……………………….. АВАРИЙНЫЕ СЛУЧАИ……………………………………………………………………………. а) Посадка на мель т/х «Восход» ……………………..……………………………………….. б) Посадка на мель т/х «Индига ……………………………………………………………..…. в) Посадка на мель т/х «Яуза»………………….……………………………………………...... г) Столкновение буксира «Тowing Wizard» с сухогрузом «Anangel Honour» …………….. д) Столкновение грузового судна «Thelis» с рыболовным судном «Our Sarah Jayne»…… е) Столкновение рыболовного судна «Celtit» с с дноуглубительным судном «Sand Heron» ж) «Столкновение контейнеровоза «MSC Sambrina» с рефрижератором «Wintertide»…… з) Столкновение балкера «Hanjin Madras» с балкером «Mineral Dampier»………………… и) Столкновение контейнеровоза «Werder Bremen» с химовозом «Martina …………..........     6   14     19 27  
   
   
   
   
       
   

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс дисциплины «Управление морской безопасность судов» базируется на знаниях вопросов морского права, управления судном, теории и устройства судна, технических средств судовождения и других дисциплин.

 В нем рассматриваются причины и последствия морских аварийных происшествий, средства и методы по повышению эффективности управления безопасностью мореплавания, поэтому курсанты судоводители приступают к его изучению на завершающей стадии обучения в морском учебном заведении. 

Выполнение практических работ связано с изучение многих первоисточников, таких как Международные конвенции: по «Сохранению человеческой жизни на море», «Подготовке и дипломированию моряков и несению вахты», «О грузовой марке», «По поиску и спасанию», МАРПОЛ-73, документы ИМО – Резолюции А.529, А.741, А.787. Национальные – КТМ РФ, «Правила классификации и постройки морских судов», Правила по конвенционному оборудованию морских судов» Регистра судоходства.

Единого учебного пособия по дисциплинам нет, и только работа с первоисточниками, краткое содержание которых приведено в «указаниях», поможет выполнить практическую работу в полном объеме.

Темы практических занятий охватывают все разделы дисциплин «Управление морской безопасностью судов».

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ ПЗ

Наименование темы (содержание работы)

1 Тема № 1 Международные и национальные нормативные акты, относящиеся к управлению морской безопасностью судов

1 ИМО, её структура, системный подход к обеспечению безопасности на море. Разработки документов по морской безопасности

Тема № 2 Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращение загрязнения (МКУБ)

2 Международный Кодекс управления безопасной эксплуатацией судна (МКУБ). Усиление ответственности судовладельцев в обеспечении МБ. Разработка СУБ компании, СУБ судна.

 

Тема № 3 Международные и национальные требования по расследованию аварийных случаев с судами

3 Кодекс Международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (КРА). Положение о порядке расследования аварий или инцидентов на море (ПРАИМ-2013)

Тема № 4 Государственный портовый контроль

4 Контроль судов государством флага (flag state control). Контроль иностранных судов государством порта (port state control).

Тема № 5 Человеческий фактор и аварийность

5 1 Аварии судов и их причины. Расследование аварийных случаев. 

 

Практическое занятие № 1

Тема: Международная Морская Организации (ИМО). International Maritime Organization(IMO)

Задание: Дать ответы на вопросы приведенные ниже, после изучения теоретического материала.

 

п/н Вопросы
1 Год создания ИМКО?
2 Год Переименования ИМКО на ИМО?
3 Год создания MSC (комитета безопасности на море)?
4 Год создания МЕРС (Комитет защиты среды)?
5 Как подразделяются международных соглашений по четырем категориям?
6 Структура ИМО (от ассамблеи до подкомитетов)?
7 Основные цели ИМО?
8 Направления и процедура работы MSC?
9 Направление и процедура работы МЕРС?
10 Назначение «белого списка» ИМО?
11 Название и количество комитетов в ИМО?
12 Перечислите подкомитеты ИМО?

          

        ИМО образована 6 марта 1948 года в Женеве с принятием Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) (англ. Inter-Governmental Maritime Consultative Organization, IMCO). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 года, и вновь созданная организация приступила к своей практической деятельности. На 9-й сессии Ассамблеи этой организации (Резолюция A.358(IX)) ее название было изменено, и с 22 мая 1982 года действует ее нынешнее название. Штаб-квартира расположена в Лондоне.

       Конвенция об ИМО в ст.1 определяет цели этой организации в следующем:

1) Обеспечивать механизм регулирования и практики в технических вопросах, затрагивающих международное морское судоходство, содействовать всеобщему принятию практически возможных максимальных норм в отношении безопасности на море, предотвращения загрязнения моря с судов.

2) Поощрять устранение дискриминационных мер, затрагивающих международное морское судоходство, предоставляя мировой торговле возможность без дискриминации пользоваться услугами судоходства.

3) Обеспечивать рассмотрение Организацией вопросов, касающихся несправедливых ограничений со стороны судоходных компаний.

4) Обеспечивать обмен информацией между правительствами по вопросам, рассматриваемым Организацией.

 

 

       Структурная схема Международной Морской Организации (рисунок 1), охватывает все виды ее деятельности в соответствии с целями.

 

АССАМБЛЕЯ                СОВЕТ          СЕКРЕТАРИАТ

 



КОМИТЕТЫ  

 


 

                                                                                                                                      

Защиты морской           Безопасн.        Юридичеcкий     По технич.     Облегчению форм.

              среды           мореплав.                                    сотруничест.   судоходства

MEРС - КЗМС        MSC-КБМ                LC               TCC                 FC

 

 


  Подкомитеты

 


По выполнению                Остойчивости и                Стандартизации и

 требований госу-            грузовой марке, по               подготовки несению вахты

дарства флага                     безопас.рыбол.судов                             STW

      FSI                                    SLF      

                                         

По безопасности                  Противопожарной                   Радиосвязи,

мореплавания                     защите                                 поиску и спасанию  

        NAV                                   FP                                        COMSAR

                                                                                            

 По перевозке жидк.         По проектированию                По перевозке опасных

 химических грузов      и оборудованию                   грузов,твердых навалочных

и газов                               судов                                     грузов и контейнеров

     BLG                                               DE                                            DSC

 

                                                            

                                                               

Рисунок 1 - Структурная схема Международной Морской Организации (ИМО)

 

Комитеты ИМО:

1. Marine Safety Committee (MSC) – Комитет по безопасности на море.

2. Technical Cooperation Committee (CTCC) – Комитет по техническому сотрудничеству.

3. Marine Environment Protection Committee (MEPC) – Комитет по защите морской среды.

4. Facilitation Committee (FC) – Комитет по упрощению формальностей.

5. Legal Committee (LC) – Юридический комитет.

Подкомитеты ИМО:

1. Bulk Liquids and Gases (BLG) – по перевозке жидких химических грузов и газов.

2. Radio Communication and Search and Rescue (COMSAR) – по радиосвязи, поиску и спасанию.

3. Design and Equipment (DE) – по проектированию и оборудованию судов.

4. Dangerous Goods, Solid Cargoes and Containers (DSC) – по перевозке опасных грузов, твердых навалочных грузов и контейнеров.

5. Fire Protection (FP) – по противопожарной защите

6. Flag State Implements (FSI) – по выполнению требований государства флага.

7. Safety of Navigation (NAV) – по безопасности мореплавания

8. Stability Load Line and Fishing Vessels (SLF) – по остойчивости и грузовой марке и по безопасности рыболовных судов.

Основные функции ИМО:

- действует в качестве специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН);

- является консультативной и совещательной организацией;

- несёт ответственность за организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, а также решение юридических вопросов, связанных с международным судоходством;

- способствует облегчению взаимодействия правительств государств по техническим вопросам для достижения высочайших стандартов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения;

- принимает и совершенствует обязательные к исполнению и рекомендательные международные конвенции, кодексы, резолюции, протоколы, циркуляры и рекомендации.

По состоянию на 19 ноября 2011 года, в ИМО состоят 170 государств-членов и 3 ассоциированных члена (Фарерские острова, Гонконг, Макао).

     Высшим органом организации является Ассамблея государств-членов. Сессии Ассамблеи собираются раз в 2 года. Имеется также Совет ИМО, состоящий из 40 государств, в число которых входит и Россия.

Государства разделены на три большие группы: 10 ведущих морских государств, 10 иных государств, значительных с точки зрения международной морской торговли, и 20 морских государств, избранных в Совет с целью обеспечения географического представительства различных регионов мира.

     Исходя из основных целей Организации (поощрение и содействие всеобщему принятию практически возможных норм в отношении безопасности на море, предотвращения загрязнения моря с судов, рассмотрение административных и правовых вопросов), все международные соглашения подразделяются на четыре категории:

        К первой категории относятся Конвенции, направленные на обеспечение безопасности мореплавания: Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974г и Протокол к ней 1978г., Конвенция о грузовой марке 1966г., Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972г., Торремолинская международная конвенция по безопасности рыболовных судов 1977г. и Протокол к ней 1993г. Международная конвенция о подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978г., Международная конвенция по поиску и спасанию 1979г., и другие.

          К второй категории относятся Конвенции, направленные на предотвращение загрязнения моря с судов и борьбы с ним. Основными из них будут: Международная конвенция по предотвращения загрязнения с судов 1973г. и Протокол к ней 1978г. и Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбы с ним и сотрудничеству 1990г.

        К третьей категории относятся конвенции, в которых решаются вопросы ответственности и компенсации: Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб загрязнения нефтью1969г., Международная конвенция о создании фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971г, Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974г., Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976г, Международная конвенция о спасании 1989г.

       К четвертой категории относятся конвенции, направленные на поощрение и содействие торговому мореплаванию. С определенной условностью сюда относят: Конвенцию об облегчении международного морского судоходства 1965г, Международную конвенцию по обмеру судов 1969г, Конвенцию по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1983г и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных установок, расположенных на континентальном шельфе.

       Конвенции, направленные на обеспечение безопасности мореплавания и сохранения морской среды от загрязнения, как правило, предусматривают разработку новых норм и стандартов, проводимую ИМО, которые в связи с быстрым развитием технического прогресса постоянно обновляются. 

       Международные соглашения дополняются Резолюциями ИМО.

Резолюции в рамках ИМО принимаются Ассамблеей, Советом и Комитетами. В большинстве случаев с использованием Резолюций принимаются различного рода рекомендации, которые могут относиться к вопросам, затрагивающим цели Организации, так и документам, разработанным в рамках ИМО. В практике ИМО используются различные наименования таких документов: правила, кодексы, руководства, процедуры и просто рекомендации. Статус таких документов одинаков, но сфера применения кодексов и их объем, например, гораздо шире, чем обычных рекомендации и руководств. Из всего разнообразия Резолюций ИМО выделяются следующи е:

       1) Резолюции, содержащие рекомендации, принимаемые в силу поручений, находящихсяв международных конвенциях (Международный кодекс морской перевозки опасных грузов).

       2) Резолюции, содержащие рекомендации, направленные на облегчение применения соответствующих положений этих конвенций (Процедуры по контролю судов).

       3) Резолюции, содержащие рекомендации по вопросам, которые пока еще не регулируются соглашениями (Резолюции об основных принципах несения ходовой навигационной вахты (Резолюции А.285)).

       4) Резолюции, принимаемые в силу прямых указаний, содержащихся в международных конвенциях (Системы разделения движения судов).

9. Standard of Training and Watchkeeping (STCW) – по подготовке моряков и несению вахты

Комитет по безопасности на море (КБМ). Комитет состоит из всех членов Организации (впервые избран 15 января 1959 года). Он собирается не реже одного раза в год. По письменной просьбе не менее 15 членов Комитет может проводить внеочередные сессии. Комитет из своего состава избирает Председателя и заместителя Председателя сроком на один год. Кворум Комитета составляет 20 его членов, хотя в его состав входят все члены Организации.

      Основная работа Организации, а внутри ее КБМ, проводится в следующих направлениями:

  1) Требования к проектированию, конструкции и оборудованию;

  2) Требования при эксплуатации судна (укомплектование экипажем, загрузка, перевозка, предупреждение аварийности, связь);

  3) Требования к организации поиска и спасания;

  4) Вопросы контроля в портах. Организация расследования аварий.

       В 1992 году были определены этапы внедрения Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечении безопасности (ГМССБ)(англ. Global Maritime Distress and Safety System, GMDSS). С февраля 1999 года ГМССБ была полностью введена в эксплуатацию и теперь терпящее в любой точке земного шара бедствие судно может получить помощь, даже если экипаж судна не имеет времени передать по радио сигнал о помощи, поскольку соответствующее сообщение будет передано автоматически.

       Комитет по защите морской среды (МЕРС). Комитет создан на основании Резолюции ИМО А.297 (YIII), принятой Ассамблеей в ноябре 1973 года, он состоит так же, как и КБМ из всех членов Организации. Как видим, Конвенцию МАРПОЛ-73 подготавливал еще Комитет по безопасности на море. МЕРС рассматривает любые вопросы, входящие в компетенцию Организации, в отношении предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним, в частности:

   а) выполняет функции, которые могут быть возложены на Организацию международными конвенциями по предотвращению загрязнения с судов,

    б) рассматривает необходимые меры, способствующие обеспечению выполнения конвенций (см. пункт а),

    в) обеспечивает получение научной, технической и любой другой полезной информации по вопросу предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним с целью распространения среди государств,

    г) содействует сотрудничеству с региональными организациями, заинтересованными в предотвращении загрязнения моря с судов,

д) рассматривает и принимает необходимые меры в отношении любых других вопросов, входящих в компетенцию Организации, которые могут способствовать предотвращению загрязнения морz с судов и борьбе с ним.

Комитет собирается не реже одного раза в год или чаще, с согласия Совета. Каждый член Комитета назначает представителя, заместителя, советников и экспертов по необходимости. Заседание Комитета может быть закрытым или открытым. Членами комитета избираются председатель и его заместитель сроком на один год

      Комитет по упрощению формальносте й. Комитет создан на основании Резолюции Совета ИМО С.54 на 28 сессии в мае 1972 года, а с ноября 1991 года Комитет становится наряду с другими Комитетами постоянным рабочим органом Организации. Он рассматривает любые вопросы, входящие в компетенцию организации и касающиеся облегчения международного морского судоходства. Комитет собирается не реже одного раза в год. Основным документом, по которому работает Комитет по упрощению формальностей, является Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965г.

      Специальное внимание было уделено стандартам обучения членов экипажа, включая принятие специальной Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (International Convention for the Standards of Training, Certification and Watchkeeping, STCW - ПДМНВ), вступившая в силу 28 апреля 1984 года. В 1995 году Конвенция ПДМНВ была значительно переработана. Значительные изменения в содержание конвенции ПДМНВ были внесены и позднее, в том числе в 2010 году на конференции в г. Манила (Филиппины). В настоящее время рекомендовано именовать конвенцию «ПДМНВ с поправками» (STCW as amended). В ней ИМО, впервые в мире, взяла на себя решение вопроса поднятия "человеческого фактора" на современный уровень, разработав, а затем внеся поправки в эту Конвенцию. В международной практике стало возможным признание морских дипломов во всех странах. Для этих целей было принято решение о формировании "Белого списка" ИМО.

Чтобы войти в этот список, страны должны были представить секретарю ИМО отчеты, составленные по единому стандарту. Работа по подготовке документов по этому стандарту, требует большого объема информации как по морскому образованию, практической подготовке, дипломированию и сертификации, так и по другим аспектам, связанным с "human element". До 1 августа 1998 года в ИМО были представлены документы от 82 стран.

       Позднее еще 17 стран представили документы, которые были рассмотрены представительной экспертной группой (состоящей из 120 экспертов от 158 стран мира).

        Из 99 стран 17 не смогли ответить вопросы экспертов. А на 73-ей сессии ИМО в декабре 2000 года в "Белый список" были внесены первые 72 страны: Россия, Эстония, Литва, Украина.         Чтобы попасть в "белый список", страна должна иметь огромные материальные ресурсы в виде различных тренажерных центров, развитой системы образования, в том числе и морского, подкрепляемая также учебными судами.

Категории международных соглашений

Категория

I Б/М II ПЗМ III Ответственность IY Содействие
SOLAS-4/78 МАРПОЛ-73/78 МК о гражданской ответственности ПЗМ -69 МК по облечению Морского суд-ва-65
МКГМ-66 МК обеспечению готовности-90 МК о фонде компенсаций -71 МК по обмеру судов-69
МППС – 72 BW-2004 Управление балластными водами Афинская конвенция о перевозке пассажиров -74 МК о пиратстве -83
Крыб.судов-77/93   Кон. об ограничении ответственности -76  
STCW-78/95 SAR-79   МК о спасании -89  

Резолюции ММО

В силу исполнения Конвенций Для облегчения применения Конвенций По не отрегулированным соглашениям Прямые указания Конвенций
Международный Кодекс перевозки опасных грузов Процедуры по контролю судов в иностранных портах Основные принципы несения ходовой навигационной вахты (А.285) А.857 (20) Руководство по СУДС
А.915 (22) Черный ящик А.890 (20) Планирование рейса А.868 (19) Руководство УБВ А.958 (23) Гидрографическое обеспечение
А.917 Требования к АИС А.893 (20) IAMSAR А.817 (19) Требования к ECDIS  

Комитеты ММО

Комитет MSC Комитет MEPC Комитет по упрощению формальностей
Проектирование, конструкция и оборудование Выполнение функций по ПЗМ Вопросы, касающиеся облегчения международного судоходства
Эксплуатация судна (укомплектование экипажем, перевозка грузов, предупреждение аварийности, МКУБ, вязь) Рассмотрение необходимых мер способствующих выполнению Конвенций  
Организация поиска и спасания Получение информации по вопросам ПЗМ  
  Содействие региональному сотрудничеству по ПМЗ  
  Принимает необходимые меры по любым вопросам в области ПЗМ  

         

     C 17 по 21 июня 2013 г. в Лондоне в штаб квартире Международной морской организации (ИМО) прошла 92-я сессия Комитета по безопасности на море (КБМ- 92)

      В работе Комитета приняли участие делегации 115 государств-членов ИМО, 2-х государств, являющихся ассоциированными членами, а также представители 48 международных организаций.

      По итогам работы КБМ-92 одобрены следующие Резолюции:

     Резолюция MSC.349(92) "Кодекс для признанных организаций". Кодекс устанавливает международные стандарты для признанных организаций, которым Администрации делегируют полномочия на проведение освидетельствований судов и выдачу свидетельств, регламентирует порядок признания и контроль за деятельностью таких организаций. Кодекс станет обязательным с 1 января 2015 года посредством соответствующих поправок к Конвенциям СОЛАС, МАРПОЛ и Международной конвенции о грузовой марке.

      Резолюция MSC.353(92) - поправки к Международному кодексу по управлению безопасностью (МКУБ). В частности, согласно новым положениям раздела 6 "Ресурсы и персонал" Кодекса компания должна обеспечить необходимое количество персонала, чтобы охватить все аспекты поддержания безопасности на борту судна при эксплуатации, при этом сделана ссылка на Резолюцию А.1047(27) "Принципы определения минимального безопасного состава экипажа". В раздел 12 "Проверка, анализ и оценка, осуществляемая компанией" введено требование о проведении Компанией периодических проверок и оценки деятельности персонала, выполняющего функции по обеспечению безопасности в соответствии с Кодексом МКУБ.

       Поправки утвержденные КБМ-92 будут представлены на одобрение 93-й сессии Комитета по безопасности на море.

       В соответствии с резолюцией №4 Международной конференции по безопасности рыболовных судов (Кейптаун, ЮАР, 9-11 октября 2012 года) о принятии Соглашения об осуществлении положений Торремолиносского Протокола 1993 года к Торремолиносской Международной Конвенции по безопасности рыболовных судов 1977 года, Комитет одобрил консолидированный текст Соглашения и правил приложения к Торремолиносскому Протоколу 1993 года.

       В период с 4 по 8 марта 2013 года в Лондоне в штаб-квартире ИМО состоялась 21-я сессия Подкомитета ИМО по осуществлению документов государством флага (FSI-21)

      Подкомитет подготовил проект Резолюции Ассамблеи «Руководство по осуществлению Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии и инцидента на море (Кодекс ИМО по расследованию морских аварий) (Резолюция MSC.255(84). Проект Резолюции отменит Резолюции А.849(20) «Кодекс по расследованию морских аварий и инцидентов» и А.884(21) «Поправки к Кодексу по расследованию морских аварий и инцидентов». Новым Руководством будут представлены практические рекомендации для проведения расследования по следующим пяти основным направлениям: люди (человеческий фактор), окружающая среда (экологический фактор), оборудование (технический фактор), процессы и процедуры, организационные факторы и внешние воздействия. При таком систематическом расследовании становится возможным более эффективно выявлять недостатки в обеспечении безопасности, представляющие серьезную потенциальную угрозу для жизни людей, безопасности судна и окружающей среды, с целью разработки рекомендаций по предупредительным мерам и предоставления этой информации организациям, ответственным за управление рисками.

     В рамках осуществления обязательного требования Кодекса ИМО по расследованию морских аварий касательно предоставления государствами в ИМО отчетов о результатах расследования в Руководстве по осуществлению Кодекса ИМО по расследованию морских аварий внесена ссылка на разработанный Подкомитетом FSI-21 циркуляр MSC-MEPC.3/Circ.3 от 18 августа 2008 года о пересмотренных процедурах по внесению в Глобальную интегрированную систему информации о судоходстве (ГИСИС) ИМО данных об аварии и инциденте, а также окончательного отчета о расследовании.

      

      Литература: [1], [33].

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: