Теоретические основы и аспекты формирования инновационного и научно – технического потенциала предприятия

Лекция

Научно-технический и инновационный потенциал организации: сущность, структура и основные показатели оценки.

 Научно-технический потенциал (страна, регион, организация) – общественная форма совокупности живого и общественного труда, обеспечивающая производство новых знаний, создание, освоение нововведений, в т. ч. техники и технологий, системы организации и управления в материальном производстве и социальной сфере, подготовку кадров для производства и использования нововведений.

Научно-технический потенциал – это взаимосвязанная совокупность возможностей, ресурсов системы, которые могут использоваться для научно-технической деятельности при реализации поставленных социально-экономических целей в установленных определенных общественных отношениях. Существующие оценки можно квалифицировать:

1. по уровню управления: - межгосударственный - государственный - региональный - отраслевой - организаций - первичного научного коллектива

2. по отношению к управленческим функциям оценки: - эффективные - расчетные - учетные – плановые

 3.по факторам эффективности: - оценки качества ресурсов - оценки эффективности научного труда - оценки отдачи и результативности научного труда

 4. по типу показателей: - количественные - качественные

5. по характеру

6. по способу получения информации

 7. по степени обобщения: - единичные – комплексные

  Инновационный потенциал – совокупность возможностей, которой располагает система для осуществления инновационной деятельности. Инновационная деятельность более многоаспектна, чем научно-техническая деятельность. Количество показателей, характеризующих инновационный потенциал больше, чем тех, которые характеризуют научно-технический потенциал.

Анализ инновационного потенциала фирмы включают исследование следующих факторов: наличие ресурсов; распределение ресурсов в организации; способность реагировать на новаторские действия конкурентов; способность принимать во внимание тенденции развития отрасли; способность менеджмента понимать технологическую базу бизнеса; структурные и социокультурные особенности фирмы, влияющие на характер предпринимательского поведения; способность руководства принимать решения по реализации предпринимательских инициатив.

Анализируется 5 основных блоков:

1. Ресурсы и их распределение

 Для их оценки используются следующие показатели: Объём финансирования НИОКР. Доля расходов на НИОКР в объёме продаж. Соотношение со средними затратами на НИОКР у конкурентов. Расходы на инновационную деятельность в целом. Концентрация специалистов с необходимым уровнем знаний и навыков (научно-инженерный персонал, специалисты по маркетингу и т.д.). Сосредоточение технологических компетенций в подразделениях. Конкурентная среда Наличие системы деловой развязки. Эффективность анализа и прогноза инновационных стратегий конкурентов. Факторы, содействующие и препятствующие инновационному развитию. Технологическая среда фирмы. Выявление эффективных технологий в конкретных областях на уровне подразделений фирмы. Межотраслевые технологические прогнозы, кривые появления и развития новых технологий, формирование компетенций, поддерживающих прогрессивные технологии на уровне фирмы. Структурный и социокультурный потенциал для нововведений. Функциональные механизмы управления НИОКР. Каналы передачи технологий из НИОКР в опытное производство. Стадии интеграции различных функциональных групп (НИОКР, производство, маркетинг и т.д.) Принципы финансирования незапланированных инициатив, выявление новых идей сотрудников, поощрение их нововведенческого поведения. Формирование базовых ценностей и критериев успеха бизнеса. На корпоративном уровне добавляются: Механизмы передачи технологий между подразделениями. Критерии определения технологических прорывов. Система поддержки внутрифирменных венчурных подразделений, стимулирование внутрифирменного предпринимательства. Способности высшего руководства. Чётко и адекватно формулировать стратегию развития. Оценивать важность новых инициатив и их соответствие с ключевыми сферами компетенции фирмы. Выявлять лидеров-новаторов фирмы и поддерживать их. Обеспечение взаимодействия менеджеров среднего и высшего звена.

Обычно для оценки инновационного потенциала фирмы используют 2 основных критерия: Эффективность инвестиций в нововведения. Эффективность собственных инновационных программ. Для оценки по первому критерию используют показатели: Возврат инвестиций, вложения в инновации (прибыль 3-5 лет) число удачных новых товаров Стоимость успеха новшеств число новых товаров, вывоз на рынок за 3-5 лет, выведение на рынке новых продуктов Выживаемость новых продуктов доля новых продуктов, удерживающихся на рынке Объём продаж и прибыль от новых продуктов.

 Методики оценки инновационного потенциала. Система Майкла Портера с помощью цепочки ценностей. Влияние новых технологий на конечные продукты на внутриформальную конфигурацию. Оценка ключевых компетенций – совокупность знаний и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность фирмы.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=78666

 

В настоящее время источником наращивания экономического потенциала государства становятся не природные ресурсы, а идеи и основанные на них инновации.

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.

Инновационная способность экономики определяется возможностью распространять во всех сферах новые продукты и технологии, завоевывать соответствующие области рынка и зависит от действующего экономического уклада, наличия и характеристики инновационного потенциала, организационной структуры, в рамках которой осуществляется инновационная деятельность.

Инновационный потенциал определяется способностью и готовностью предприятия осуществлять эффективную инновационную деятельность. Способность - это наличие и сбалансированность структуры потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности). Готовность - это достаточность уровня развития потенциала и имеющихся ресурсов для осуществления инновационной деятельности.

Рассмотрим классическое определение понятия “потенциал”, которое было введено ученым        К. Фрименом.

Звучит примерно так: “возможности, средства и запасы, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения определенных задач”. А нововведение по Фримену представляет собой систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств. Исходя из этого определения, под научно-техническим потенциалом следует понимать возможности и средства для решения, скажем, технологических задач, способствующих созданию и расширению выпуска наукоемкой продукции в целях увеличения продаж в определенном секторе рынка.

Развитие инновационного потенциала предприятия представляет собой его закономерное, качественное изменение, характеризующееся как необратимое и направленное. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений.

Активизация инновационной деятельности, повышение ее эффективности, определение и установление рационального сочетания между составляющими инновационного процесса, расширение сферы применения инноваций и оптимальное планирование инновационной деятельности предопределяют формирование и развитие инновационного потенциала предприятия.

Управление формированием инновационного потенциала предприятия основывается на анализе системы факторов восприимчивости к инновациям.

Экономическая практика хозяйствующих субъектов свидетельствует о том, что инновационная деятельность в современных условиях является наиболее существенным фактором, определяющим количественные и качественные параметры развития экономической системы любого уровня сложности.

Таким образом, сложилось мнение, согласно которому увеличение масштабов инновационной деятельности является определяющим условием эффективного функционирования любого предприятия или более сложной экономической системы.

Развитие инновационного потенциала предприятия характеризуется наличием оптимальных результатов внедрения новой или усовершенствованной инновационной продукции и технологических процессов.

Как правило, рынок всегда меняет отношение к предприятию на более позитивное, если оно становится более интересным, разнообразным и креативным (инновационным).

Так же следует отметить, что управление формированием и развитием инновационного потенциала предприятия позволит обеспечить:

• достижение высокой конкурентоспособности выпускаемой инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

• обеспечение максимальных темпов обновления инновационной продукции и технологий;

• достижение высокого технологического уровня производства;

• оптимальное с экономико-экологических позиций использование всех видов ресурсов: природно-материальных, информационно-энергетических и человеческих;

• снижение загрязнения окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при создании и реализации инновационной продукции.

Таким образом, актуальность темы данной работы очевидна. Ведь на данном этапе научно – технического развития, наличие научной базы на предприятии имеет важное значение. Инновации и научно – технический потенциал во многом определяют конкурентоспособность предприятия, его положение на рынке. Инновационный потенциал предприятия и персонала это, по сути, ключевой фактор будущего успеха фирмы, но инновации являются источником развития лишь при условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды (атмосферы) для их инициирования, в рамках определенных факторов.

 

Теоретические основы и аспекты формирования инновационного и научно – технического потенциала предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: