Пение в речевой позиции

До этого вы делали упражнения, которые помогли вам прочувствовать пение “связанным” звуком в достаточно широком диапазоне, без особенной заботы об общем качестве этого звука или способах его получения. Каждое упражнение служило в качестве особого механизма, помогающего связкам поддерживать контроль при прохождении проходных участков вашего диапазона. Таким образом они стали психологической опорой, дающей вам уверенность в существовании такого контроля. Теперь мы будем делать упражнения, которые заставят работать ваш голос только в речевой позиции. Это значит, что мы будем делать только те упражнения, которые полностью игнорируют ваши мускульные рефлексы. Мы будем пользоваться в основном так называемым необработанным или “острым” звуком. При этом требуется небольшое ко­личество воздуха и незначительная работа связок. Как и упражнения первой части, упражнения с “острым” звуком помогут вам поддерживать связанный звук при прохождении переходных участков вашего диапазона - но в этот раз таким способом, который заставит вас петь в речевой позиции.

При работе связок ваша гортань не будет заметно подниматься или опус­каться, так что вы сможете ощутить взаимодействие резонансных составляющих звука. Кроме того, ваши связки начнут расслабляться, позволяя вам более легко брать даже самые низкие ноты вашего диапазона.

Упражнение 14         

Первый раз в этой учебной программе вы будете делать упражнение, которое даст вам ощущение того, как появляется звук в речевой позиции.

Начните грудным голосом сразу ниже точки перехода, издайте звук (с сомкну­тыми губами), напоминающий скрипучую дверь, и перейдите к головному голосу (послушайте запись).

Ни в коем случае не используйте фальцет, звук должен быть “связанным” (послушайте запись)

Упражнение 15

Используя тот же самый скрипучий или “острый “ звук начните петь гамму снизу вверх.

На этот раз добавьте звуку немного “плаксивости”, что поможет связкам соединяться - но не перестарайтесь. Вы не должны слишком сжимать воздух, поэтому используйте столько воздуха, сколько необходимо для “связанного" звука при пении в высоком регистре. (Послушайте запись). В этом случае больше не значит лучше.

Останавливая и вновь издавая звук, вы помогаете ему восстановиться в речевой позиции, так что вы не должны покидать ее во время выполнения всего упражнения.

Если вы можете поддерживать связанность на протяжении всего Упр. 15, значит вам можно перейти к Упр. 16. В этот момент вы возможно захотите начать контролировать активность речевых мускулов при помощи мышц, расположенных

Уп ражнение 16

Упражнение 16 практически совпадает с Упр.15, с той разницей, что в нём меньшее количество остановок звука, которые помогают восстановить его в речевой позиции.

 

Упражнение 17         

На этот раз вы пропоете “острым “ звуком все упражнения от начала до конца, придя в речевую позицию только в самом его начале.

Помните, что вы не должны ощущать увеличения давления воздуха. Оно должно оставаться постоянным как при движении вверх, так и при движении вниз. Как только давление воздуха начнет нарастать, ваш голос станет зажатым и вы начнете его “душить”. Вы должны чувствовать, что используете лишь не­большой участок связок - только их внутренние края. Когда вы научитесь это делать, вы сможете использовать большее давление воздуха и больший участок связок, при условии, что ваши внешние мышцы не будут вмешиваться в этот процесс. Продолжайте держать ваш палец под челюстью, чтобы быть уверенным в том, что ваши глотательные мышцы не напряжены.

 

Уп ражнение 18

Используя тот же самый “острый“ звук - правда уже не в такой степени - подержите верхнюю ноту упражнения.

Дойдя до верхней ноты, не препятствуйте естественному вибрато.

Существует опасность получения "острого” прямого звука при использовании слишком большого напряжения связок (что требует повышения давления воздуха) или слишком большого давления воздуха (что требует большого напряжения связок).

Уп ражнение 19

Теперь ваша мускульная система должна позволить вашим голосовым связкам функционировать без участия внешних мышц. Наконец настало время покончить с “острым “ звуком, увеличивая для этого количество воздуха и участок связок, участвующие в колебательном процессе. В конце концов вы достигнете точки, в которой ваши голосовые связки будут эффективно функционировать незави­симо от ваших внешних мышц, без помощи использования приемов получения “острого” звука.

Каждый раз делая следующие упражнения, расслабляйте ваши связки, заменяя “острый” звук большим количеством воздуха. Только старайтесь при этом не прерывать звук.

Когда вы почувствуете, что ваши связки начинают расслабляться, переходите к Упр.20.

Упражнение 20

Если потребуется, то чтобы сохранить непрерывность, начните петь “острым” звуком.

Остановившись на верхней ноте упражнения, слегка разомкните губы, чтобы сформировать каждый из гласных звуков.

Если при пропевании любого из гласных звуков, ваше горло начнет напря­гаться, не нужно пропускать через него большое количество воздуха. Наоборот, расслабьте связки при помощи звука с придыханием. Но это не значит, что при этом вы должны потерять непрерывность звука, или поддерживать ее при помощи внешних мышц. Помните, что вы должны проверить, не напряжены ли расположенные под челюстью мышцы.

Не обращайте внимание на то, что одни гласные получаются проще, чем другие. Оставайтесь в речевой позиции и работайте над координацией каждой гласной с этим основным положением.

Успешно завершив Упр.20, переходите к Упр.21.

Упражнение 21

Начинаю петь каждую гласную, используйте «острый» звук только в той мере, в которой он необходим для поддержания непрерывности вашего звука.

Следите за тем, чтобы в верхнем регистре ваши гласные не изменялись. Когда Вы находитесь в речевой позиции, верхние ноты по сравнению с нижними кажутся более мягкими, не такими громкими. Однако то, что кажется вам, отличается от того, что слышат ваши слушатели. Когда вы будете петь головным голосом, они услышать очень свободный и чистый звук.

Упражнение 2 2

Работайте над Упр.22 до тех пор, пока вы окончательно не избавитесь от «острого» звука, при помощи которого вы вошли в речевую позицию (послушайте запись).

В этот момент вам пора начать остерегаться излишних телодвижений, которые вы совершаете во время пения. Такие движения (например, задирание подбо­родка) могут привести в действие ваши внешние мышцы.

Упражнение 2 3.

Теперь вы можете извлекать и поддерживать звук в расслабленной речевой позиции в любом участок вашего диапазона. Однако, до этого момента в пройденных вами упражнениях использовались только одиночные гласные.

Вы должны уметь поддерживать звукоизвлечение в речевой позиции, когда одна гласная переходит в другую во время продолжающегося звука.

Сохраняйте ту же позицию при пении второй гласной, что и при пении первой только слегка измените произношение при помощи вашего языка и губ.

Упражнение 2 4.

Здесь используется та же идея, что и в предыдущем упражнении, только увеличивается количество гласных.

Упражнение 2 5.

В Упр.25 вы начнете петь в середине первого переходного участка вашего диапазона. Это наиболее трудное для начала пения место. Вы должны учиться привыкать к расщеплению звуковых волн, половина которых будет у вас во рту, а другая половина позади мягкого неба. Справившись с Упр.25, вы сможете более легко петь в речевой позиции и в этой части вашего диапазона, потому что вы научитесь извлекать звук именно на этом участке.

Делая это упражнение, оставайтесь в “головной” части звука и на тонком участке связок, так, чтобы случайно не упасть в “грудной” голос (послушайте запись). Пусть грудной голос появляется плавно, постепенно (послушайте запись).

Не слишком сосредотачивайтесь на мышцах, расположенных под челюстью тогда, когда они слегка активизируются. Когда вы освоитесь с упражнением, они снова расслабятся.

Упражнение 2 6.

В Упр.26 вы будете проводить каждую гласную через весь ваш диапазон до тех пор, пока не получите большой запас звука при минимальных усилиях. Помните, что каждую гласную вы должны пропевать точно также, как вы её произносите при разговоре. Никаких отличий в ощущениях во рту и горле быть не должно. Только в этом случае вы можете быть уверены, что поёте в речевой позиции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: