Здоровье и уход за голосом

 

Ваш голос не изолирован от остального тела. В процессе пения принимают участие различные мускулы - будь то мышцы дыхательной системы или мышцы самой гортани. При отсутствии физических упражнений или от плохого питания эти мышцы могут уставать, ослабевать или выходить из формы.

 

Общее здоровье организма является главным условием здоровья вашего голоса. Чтобы голос функционировал с максимальной эффективностью, необходимо чтобы максимально эффективно функционировал и весь ваш организм.

 

Вы, как певец (певица), должны иметь распорядок дня, в который необходимо включить не только работу над голосом, но и мероприятия по поддержанию вашего организма в хорошем состоянии. Вы также должны сохранять хорошую позу, избегать вредных певческих навыков, и других факторов, способных нанести ущерб вашему голосу.

 

 

ВАША ПОЗА

 

Внутри позвоночника находится важнейшая сеть вашей центральной нервной системы. С ее помощью мозг управляет каждым органом вашего тела. Проходящий через позвоночник центральный нервный ствол делится на более мелкие, а те в свою очередь на еще более мелкие, и так до тех пор, пока эта сеть не достигнет каждого органа, включая и гортань.

 

Функцией нервной системы является передача сигналов от мозга к органам. Если ваше тело располагается не правильно, эти сигналы ослабевают, либо вообще прерываются. Это происходит потому, что нервы в позвоночнике подвергаются излишнему давлению. Неправильная поза влияет не только на физическую работу органов дыхательной системы (что сказывается на подаче воздуха к вашим голосовым связкам), но и на прохождение сигналов, идущих от вашего мозга.

Голова, грудь (всегда расположенная высоко для полного и быстрого вдоха) и таз, благодаря вашему позвоночнику, располагаются друг над другом. Вы должны стоять не скованно, а так, как удобно для пения. Если слишком сконцентрироваться на позе, то она возможно будет работать против вас.

 

Изменения вашей основной позы могут быть очень эффективными при работе в конкретных музыкальных стилях. Они могут помочь вам создать определенные настроения. Однако я не советую вам во время пения выходить из своей основной позы до тех пор, пока вы уверенно не овладеете правильной техникой пения.

 

 

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

 

Гортань, впрочем как и другие органы вашего тела, состоит из живой ткани, которая может быть подвержена травмам и болезням. Часто вы можете нанести ущерб своему голосу, даже не подозревая об этом. Действия, которые вы предпринимаете, прямо или косвенно сказываются на здоровье вашего голоса. Они могут оказать такой же вред, как и неправильные вокальные навыки.

 

 

АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ

Стимулирующие и успокаивающие средства, даже если они прописаны врачом, нарушают работу вашей нервной системы, снижая способность ваших связок к нормальному функционированию.

 

 

КУРЕНИЕ

Кроме отрицательного влияния на мышечную и нервную систему, оказываемого вредными химическими веществами, курение также высушивает слизистую оболочку ваших связок. Без этой естественной защиты края ваших связок могут свернуться, что затрудняет вибрацию и приводит к высвобождению неиспользованного воздуха. И здесь не имеет значения кто курит, вы или кто-то находящийся рядом с вами.

 

 

ПЕНИЕ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ

Считается, что не следует принимать пищу перед занятиями вокалом.

 

После еды ваши движения замедляются, потому что энергия тела напрямую участвует в процессе переваривания пищи. Это ослабляет внимание и координацию, так необходимые вам во время репетиции или выступления. Кроме того, излишняя слизь, которая вырабатывается железами на связки, может мешать их колебаниям.

 

 

ПОВРЕЖДЕНИЕ СВЯЗОК

Чрезмерное кашляние, чихание, прочистка горла, а также резкие звуки, получаемые при помощи неожиданного выброса воздуха, могут причинить боль и даже повредить нежную мышечную ткань ваших связок.

 

 

ЧРЕЗМЕРНО ГРОМКОЕ ПЕНИЕ ИЛИ РАЗГОВОР

Когда вы себя не слышите (при пении или разговоре) - вы стремитесь компенсировать это неудобство большим количеством мышц, включающимся в управление вашей гортанью, что в свою очередь приводит к поступлению на связки большего количества воздуха. Начинается мышечная "баталия" между мышцами гортани и внешними мышцами за то, чтобы сдержать нарастающее давление воздуха. В результате нарастает напряжение, охватывающее внешние мышцы, а также мышцы гортани и вызывающее боль.

 

 

ПРОЧИЕ ФАКТОРЫ

 

ПОДРАЖАНИЕ ДРУГИМ ПЕВЦАМ

Часто певцы пытаются имитировать голос или манеру пения своих кумиров. Однако звук, характерный для одного голоса, не всегда подходит для другого. Когда вы заставляете свой голос делать то, для чего он не создан, то ничего хорошего из этого не выйдет.

 

 

СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ НЕ ПОМОГАЮТ

Аэрозоли, таблетки, горячий чай и т.д. не сделают ваш голос лучше. Они смогут только смягчить раздражение при простуде или пересохшем горле. Большинство из них не оказывают никакого воздействия на связки, потому что последние расположены вне предела их досягаемости. Но даже если бы эти средства и могли добраться до связок, то они не решили бы стоящих перед вашим голосом проблем.

 

 

НЕОБХОДИМ ЛИ ГОЛОСУ ОТДЫХ

При правильном использовании ваш голос не должен уставать. Однако, если вы повредили его (в результате использования неправильной техники или чего-то еще), то он начинает работать не так, как вам бы хотелось. Когда голос начинает хрипеть, слабеть или им больно пользоваться, небольшой отдых поможет вам избавиться от этих проблем. Но не думайте, что отдых и в дальнейшем убережет вас от этих неприятностей. От них вы избавитесь только тогда, когда устраните причину их возникновения - неправильное владение голосом.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И УТОМЛЕНИЕ

В случае, когда вы устали или испытали эмоциональный стресс, ваша мышечная система не может функционировать должным образом. В таком состоянии вы можете перенапрячь мышцы гортани и подключить к ним на помощь ваши внешние мышцы.

 

 

ГОРМОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

У женщин естественные изменения их организма во время беременности, климакса и даже менструаций вызывают утолщение тканей, в том числе и голосовых связок. В эти периоды им следует соблюдать осторожность, потому что связки не будут реагировать и двигаться также быстро, как это они делают в обычной ситуации.

 

 

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Многие факторы (не говоря уже о здоровье) могут оказать воздействие на ваш голос. Пыль, испарения, смог, дым или другие субстанции, с которыми вы вступаете в контакт, могут непосредственно повлиять на мышечную ткань ваших связок, либо косвенно - через вашу нервную систему.

 

Альт - низкий женский голос.

 

 

Баланс - состояние, при котором поток воздуха и напряжение связок позволяют при минимальных усилиях получить звук в речевой позиции, и петь в легкой слитной манере как грудным, так и головным голосами.

 

 

Баритон - мужской голос, по диапазону и качеству располагающийся между басом и тенором.

 

 

Бас - низкий мужской голос.

 

 

Вибрато - легкая, но регулярная флуктуация вашего звука. Вызывается нормальным расслаблением и напряжением мышц гортани при активизации их нервными импульсами. Делает звук более энергичным. Не одно и то же, что тремоло или "дрожание", которые являются результатом нестабильности одного из внешних мускулов при попытке контролировать с его помощью звук.

 

 

Вибрация - (См. "Вибрация голосовых связок").

 

 

Вибрация голосовых связок - открытие и закрытие связок. Если связки закрыты (или почти закрыты) при выдохе, под ними нагнетается давление воздуха. Когда оно становится достаточно большим, связки раскрываются. Высвобождающиеся молекулы воздуха вырываются в пространство над связками, создавая таким образом звуковую волну. После того, как давление ослабляется, связки вновь закрываются. Частота и сила звуковых волн определяют высоту и интенсивность вашего звука.

 

 

Вокальные мышцы - все мышцы гортани, включая голосовые связки, контролирующие натяжение связок при их взаимодействии с потоком выдыхаемого воздуха.

 

 

Вокальные образы - описания, которые используются некоторыми преподавателями для передачи физических ощущений, которые должен испытать студент во время пения, или мысленных картин, которые он во

 

время пения должен увидеть. Противоположность причинно-следственным упражнениям, которые быстрее и более эффективно приводят к желаемому результату.

 

 

Выброс воздуха - поток избыточного воздуха, который раскрывает ваши связки, либо заставляет их напрячься в попытке его удержать.

 

 

Высокая гортань - положение, при котором расположенные над гортанью мышцы вытягивают её вверх в попытке насильно натянуть ваши голосовые связки.

 

 

Гибкий звук (flexible tопе) - результат сбалансированной координации голоса, позволяющей вам легко менять высоту и интенсивность вашего звука.

 

 

Гласный - специфическая резонансная структура, при помощи которой держится звук. Образуется при помощи изменения размера и формы полости рта и положения языка, в результате чего резонансные полости усиливают определенные частоты идущею от связок звука. Результатом каждого изменения является узнаваемый звук (а, о, е и т.д.).

 

 

Головной голос - (См. "Головной регистр").

 

 

Головной звук - (См. Головной регистр").

 

 

Головной регистр - термин, традиционно обозначающий верхнюю часть вашего потенциального диапазона.

 

 

Голосовые связки - две мышцы, соединяющиеся внутри передней и задней частей гортани. Изменение толщины и длины их вибрирующей части в результате контроля над уровнем их натяжения влияет на высоту и силу звука. (См, "Утончение" и "Укорочение").

 

 

Гортань - орган, расположенный кверху от трахеи (дыхательного горла)

 

и состоящий из хрящей, связок и мышц. Внутри нее располагаются ваши голосовые связки. Определенные мышцы гортани управляют натяжением связок во время их взаимодействия с поступающим из легких воздухом. Лучше всего работает в расслабленной речевой позиции.

 

 

Грудной регистр - термин, традиционно относящийся к нижней части вашего потенциального диапазона.

 

 

Диапазон - крайние ноты (верхняя и нижняя), которые вы в состоянии спеть. Обычно ваш рабочий (тренировочный) диапазон шире концертного. Ноты, исполняемые во время выступления, должны быть сбалансированы и удобны для пения.

 

 

Диафрагма - большая куполообразная мышца, разделяющая полости груди и желудка. Ее основная функция - вызвать вдох При этом она становится плоской, увеличивая таким образом объем грудной полости, и позволяя легким наполниться воздухом.

 

 

Дыхательная труба - (См. "Трахея).

 

 

Звук - общий термин, включающий в себя высоту, силу и резонансные характеристики (тембр) вашего вокального звука.

 

 

Звуковая волна - волна сжатых молекул воздуха, проходящая через вибрирующие связки и попадающая в ухо слушателя. (См. 'Вибрация голосовых связок").

 

 

Звукоизвлечение в речевой позиции - (См. "Пение в речевой позиции").

 

 

Излишние мускульные усилия - изначальная причина всех вокальных проблем. С их помощью певец пытается контролировать свой голос. (См. "Прямой контроль").

 

 

Кадык (адамово яблоко) - часть гортани, расположенная в передней части шеи. Заметен не у всех, менее всего у женщин.

 

 

Компрессия - обозначает рост давления воздуха при закрытых или почти закрытых связках. Она необходима для раскрытия связок во время звукоизвлечении. Однако при избыточной компрессии, получающейся в результате сильного напряжения связок или недостаточного количества поступающего на них воздуха, вы можете ощущать в голосе нарастающее давление. При балансе потока воздуха и натяжения связок такое давление не ощущается.

 

 

Косвенный контроль - способ контроля, возникающий после того, как ваш голос начинает правильно функционировать.

 

 

Манипуляция - сознательное или несознательное использование внешних мышц для контроля над натяжением связок в гортани и для формирования резонансных полостей, вместо того, чтобы позволить гортани функционировать самостоятельно. Также означает методы, используемые некоторыми преподавателями, которые якобы должны помочь освободить голоса их учеников. Эти методы не только опасны (оттягивание гортани вниз при помощи рук и т.д.) - но и не эффективны!

 

 

Меццо-сопрано - женский голос, по диапазону и качеству располагающийся между альтом и сопрано,

 

 

Надгортанник - листовидный хрящ, который функционально разделяет пищевод и дыхательной горло (трахею).

 

 

Напряженная гортань - состояние, при котором мышцы: лежащие вне гортани (обычно используемые для пережевывания и проглатывания пищи), вытягивают ее при звукоизвлечении вверх или вниз. Это неверный способ звукоизвлечения. (См. "Высокая гортань", ''Низкая гортань").

 

 

Низкая гортань - термин, обозначающий "расслабленную" или '"стабильную" гортань, что является результатом пения в речевой позиции. Иногда он обозначает положение, при котором расположенные под гортанью мышцы оттягивают ее вниз, чтобы увеличить таким образом её резонансный объем. Этого положения следует избегать, кроме тех случаев, когда этот механизм используется в специальном упражнении, не допускающем гортань в высокое положение. Вы всегда должны петь с координацией, характерной для речевой позиции, единственной, которая может обеспечить естественное звучание вашего голоса.

 

 

Острый звук (edge sound) - термин, используемый для обозначения разновидности "незаконченного" звука, получаемого в результате колебания внутренних краев связок. При этом не используются все связки целиком. Применяется в качестве приема для балансировки неправильно работающего голоса при овладении речевой позицией.

 

 

Отдача (release) - состояние, в котором вы поете легко, не задумываясь.

 

 

Пение в речевой позиции - когда вы говорите в тихой, удобной манере ваши внешние мышцы не вмешиваются в работу гортани. Это происходит потому, что вас заботит не сам звук, а передаваемая с его помощью информация. Поэтому ваша гортань находится в стабильном положении, которое мы и называем речевой позицией. Это идеальное положение или поза для пения.

 

 

Переходный участок (passage area) - участок вашего диапазона, на котором мышечные усилия и резонансные характеристики особенно затрудняют балансировку связок с потоком выдыхаемого воздуха. В мужском диапазоне таких участков три, а в женском - пять или шесть.

 

 

Пищевод - канал, по которому пища поступает в желудок.

 

 

Поза для речевой позиции - (См. "Пение в речевой позиции").

 

Полный голос (full voice) - (См. "Полный звук").

 

 

Полный звук (full tone) - максимальная громкость пения, при которой не возникает дисбаланса между натяжением связок и потоком выдыхаемого воздуха. Этот термин также означает звук, имеющий сбалансированные резонансные характеристики.

 

 

Поток воздуха - количество воздуха, посылаемое на голосовые связки. Обычно подразумевается правильное количество воздуха, которое необходимо для координации с соответствующим натяжением голосовых связок. Избыточный поток называется "выбросом воздуха".

 

 

Прирожденный певец - индивид, который имеет полностью сбалансированный звук во всем диапазоне, без всяких формальных занятий вокалом.

 

 

Причинно-следственные упражнения - упражнения, прямым результатом которых является достижение желаемой вокальной координации.

 

 

Прямой контроль - попытка контролировать свое дыхание и/или мышцы гортани, сознательно напрягая как непосредственно их, так и другие способные воздействовать на них мышцы. Неправильный способ пения.

 

 

Резонанс - усиление идущего от связок звука в полостях, расположенных над гортанью.

 

 

Резонансные полости - расположенные над гортанью полости, которые усиливаю идущий от связок звук.

 

 

Репертуар - песни, которые певец готов исполнить на публике.

 

 

Связанный звук (connected tone) - звук, который ровно переходит из грудного голоса в головной, без срывов и потери качества.

 

 

Свободный голос (free voice) - (См. 'Свободный звук").

 

 

Свободный звук (free tone)- звук, являющийся результатом пения в речевой позиции, когда ваши связки взаимодействуют с потоком выдыхаемого воздуха без вмешательства внешних мыши.

 

 

Согласный - речевой звук, получающийся в результате временной частичной (или полной) остановки потока выдыхаемого воздуха.

 

 

Сопрано - высокий женский голос.

 

 

Средний голос - (См. "Средний регистр').

 

 

Средний регистр - потенциальный участок соединения грудного и головного голосов.

 

 

Срыв (break) - неожиданное изменение вашего звука, вызванное прорывом избыточного воздуха сквозь связки, что приводит к нарушению связанности вашего звука. Этого можно избежать, если ваши связки в состоянии постепенно утончаться, а затем укорачивать свой вибрирующий участок, соответственно постепенному нарастанию потока воздуха. В этом случае уже не может произойти чрезмерного увеличения давления воздуха или напряжения

 

 

Суперголовной регистр - участок около ноты Bb, располагающейся на 4-м переходном участке женского диапазона. При этом ощущается уход за пределы обычного головного голоса, а также дополнительное чувство свободы. Следующие участки с такой отдачей находятся на 5-м и 6-м переходных участках.

 

 

Тембр - частотная характеристика голоса: являющаяся результатом резонансного усиления идущего от связок звука. Наиболее полон при пении в речевой позиции, которая стабилизирует вашу резонансную систему.

 

 

Тенор - высокий мужской голос.

 

 

Трахея - дыхательный канал, ведущий к легким.

 

 

Тренировка - процесс овладения навыками при помощи занятий. В случае пения, желаемый навык - это техника пения в речевой позиции.

 

 

Управление дыханием (breath support) - поддержание количества воздуха, необходимого для эффективной вибрации ваших голосовых связок. Оно не может контролироваться напрямую и является побочным продуктом пения в речевой позиции.

 

 

Упражнение - нота или последовательность нот, пропеваемых особым способом для того, чтобы укрепить ваш голос или заставить ваши мышцы работать в речевой позиции с нужным потоком воздуха.

 

 

Участок срыва (break area) - тот участок вашего диапазона, на котором срыв более всего вероятен. См. "Срыв".

 

 

Укорочение - означает "укорочение" вибрирующего участка связок, после того, как связки уже утончились до максимального возможного предела. На самом деле связки не укорачиваются, просто все меньший их участок открывается и закрывается.

Управление голосовыми связками - при создании звука определенной высоты и интенсивности ваши связки должны эффективно взаимодей­ствовать с потоком выдыхаемого воздуха. При извлечении звука в разных частях диапазона эффективны разные способы управления связками. Однако вам никогда не следует думать об этом - вы просто должны под­держивать связанный звук в речевой позиции. При этом управление связками будет происходить автоматически.

«Управляйте   звуком» - команда, используемая многими препо­давателями вокала и руководителями хоров вместе с такими фразами как “управляйте эффективней” и “пойте диафрагмой”. Такая команда предполагает очень опасные для голоса действия, такие как исполь­зование* прямого1 контроля или избыточного потока воздуха. Истинная поддержка дыхания осуществляется только при наличии баланса между натяжением связок и потоком выдыхаемого воздуха. Вы можете иметь огромный запас воздуха и при этом плохо петь. Чтобы выдать звуковую волну, ваши связки просто должны сопротивляться потоку воздуха, пока он не наберет достаточного давления, чтобы их раздвинуть. Если вы используете слишком много воздуха, то связкам приходится излишне напрягаться, что в свою очередь заставляет вмешиваться в этот процесс расположенные вне гортани мышцы (внешние мышцы). А когда ваши внешние мышцы для того, чтобы стабилизировать звук, держат гортань в напряжении, вы не можете достаточно свободно произносить гласные и согласные, ваш диапазон ограничен и вам угрожает срыв голоса.

Утончение - происходит со связками, когда они растягиваются. Безо­паснее (и лучше) всего, когда они растягиваются мышцами самой гортани, без помощи других мышц. В этом случае гортань может сохранять рас­слабленную, стабильную речевую позицию. В результате вы получите лег­кий, сбалансированный звук, который позволит вам свободно петь в верхнем регистре. Кроме того, при этом освобождаются мышцы, контро­лирующие язык, челюсти и т.д.

Фальцет  - способ звукоизвлечения (типа головного голоса), позволяющий вам испытать свободу пения в верхней части вашего диапазона. В отличии от головного голоса, фальцет не связывается с вашим грудным голосом.    Поэтому он относится к «несвязанному» типу звукоизвлечения. Этот факт, а также незначительные динамические возможности фальцета, ограничивают его использование кругом специальных вокальных эффектов.

Форсирование (belting) – использование избыточного потока воздуха (выброса воздуха), а также напряжение связок в попытке петь громче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: