Конспект образовательной деятельности

«Хочу все знать» с детьми 6-7 лет

Задачи:

1. Способствовать развитию познавательной активности детей, желанию исследовать, экспериментировать, познавать свойства предметов;

2. Упражнять детей в умении размышлять, анализировать информацию, делать умозаключения;

3. Развивать связную монологическую речь, умение аргументировать и формулировать выводы;

Материал к занятию: музыка из мультфильма «Фиксики», электроцепь, схема электроцепи, 5 коробок, соль, книга о соли, картинки – подсказки: повар, соленые огурцы, море, фото скульптурного памятника «Пермяк –соленые уши»

Для проведения экспериментов:

- динамо – машина;

- образцы тканей, вода, пипетки;

- магнит, емкость с водой, ключ;

- бутылка с загрязненной водой, пустая пластмассовая бутылка, ватные диски, уголь активированный, воронка.

Ход образовательной деятельности:

1 часть. Мотивационно - организационная.

- Здравствуйте!

День сегодня особенный! А знаете, почему?

А ещё нас ждет много экспериментов, исследований!

Вы любите исследовать?

А тайны?

Вот и Фиксики нам предлагают разгадать тайну: Что в коробке?

Вы хотите узнать, что в коробке? Тогда давайте попробуем запустить конструкцию! (не включается) Почему?

Посмотрите на схему. (Схема не вся, не хватает деталей). Действительно. И подсказки нужны…

Что будем делать?

Искать! Верно.

Я так думаю, что просто так детали и подсказки нам не достанутся, надо будет проводить исследование.

Ну что, вперед, искать детали и подсказки! Проводить опыты!

    2 часть.

Походят к столу.

1) Вот это ключ, называется кварт - код. С его помощью мы узнаем, что нам необходимо сделать, чтобы получить деталь и подсказку.

- «Как с помощью динамо – машины зажечь лампочку и передать электричество по цепи?».

2) Открываем! Смотрим! Это – динамо - машина. Это – ручка. Какое задание было? Как это сделать? Может надо покрутить ручку? Провода. Если их соединить, получится так называемая электрическая цепь, по которой пойдет ток. Подцепляем. Крутим. Что происходит? Горят лампочки? Выполнили задание?

 3) Что узнали? Верно, чтобы зажечь лампочки, надо покрутить ручку динамо-машины, и чем сильнее вращается вал, тем сильнее напряжение и ярче горят лампочки.

4) Для чего нужно электричество? (чтобы был свет, можно приготовить пищу. Посмотреть мультфильмы…)

5) Что может случиться, если не будет электричества? (холодильник разморозится, будет темно, не приготовишь пищу)

6) Итак, мы выполнили эксперимент, и получаем подсказку и деталь конструкции, электроцепи.

    Но это еще не все! Двигаемся дальше!

1) С помощью кварт-кода получаем задание: «С помощью какой ткани можно укрыться от дождя?»

2) Как это узнать? Это можно проверить с помощью исследования? Что будем делать? Пробуем! Что происходит с водой? С тканью? Почему? Почему вода у Артема быстро впитывается, у Амира долго? От чего это зависит? Что нужно было узнать? (с помощью какой ткани можно укрыться от дождя?)

3) Почему? Да, действительно, потому что, чем плотнее ткань, тем она хуже впитывает воду.

4) Где используем такую ткань? Да. Все верно вы говорите, правильно.

5) Итак, мы выполнили и этот эксперимент, значит, получаем подсказку и деталь конструкции, нашей электроцепи.

Идем дальше, к своей цели!

1) С помощью кварт - кода получаем задание: «Как достать ключ, не замочив при этом руки?» вам понятно задание? Приступаем к эксперименту! Как это у нас получилось? С помощью чего удалось достать ключ?

2) Почему? А что такое - магнит? Да верно, магнит – это металлический сплав, у которого есть собственное магнитное поле, способное притягивать металлические предметы.

3) Где используются магниты? (в компасе стрелка, в дверцах мебели, подъемные краны есть с магнитом, в медицине в аппаратах для лечения больных)

4) Имеем право на подсказку и деталь электроцепи! Все ближе к цели!

Как хочется узнать, что там в коробке!!! А вам! Давайте я подержу, чтобы вам не мешались. Сколько у нас подсказок? Деталей? Остался последний эксперимент.

1) Слушайте внимательно: «Что можно использовать для очистки воды?»

2) Воду нужно каким - то образом очистить. Как это сделать? Пробуем. Выполняем. Для чего нужны ватные диски? Что происходит с водой? Проходит сквозь ватные диски, очищается. А уголь для чего?

Да. Верно, активированный уголь имеет свойство впитывать вредные вещества.

3) Какое задание было? узнать, что можно использовать для очистки воды. Получилось у нас? Что же мы сделали? На что эта конструкция похожа? Что это одним словом? Верно вы говорите. Это фильтр.

4) Где в жизни мы используем фильтры? Да, конечно, фильтры очищают водопроводную воду, на промышленных предприятиях они очищают еще и воздух, не только воду, зачем очень зорко следят экологи.

5) И последняя деталь с подсказкой!

Теперь, пользуясь подсказками, мы можем узнать, что внутри коробки. Смотрим внимательно. Нам нужно догадаться, что все эти картинки объединяет, какое слово? То и лежит в этой коробке.

Соль? Точно соль? может быть… тогда собираем конструкцию. И если схему соберем верно, то коробка откроется (собирают электроцепь).

Верно, соль! А почему именно соль?

- Обратите внимание, что мы сегодня свами выполняли?

- Что вы узнали нового?

- Что было трудно? Почему?

- Что было интересно?

И одним словом, что мы делали? Все верно, проводили исследования и эксперименты!

     Оказывается, соль тоже можно изучать и проводить исследования! Обо всем этом и написано в этой книге.

     И правда, какой сегодня особенный день! Полный тайн и загадок!

Спасибо, ребятам за работу! И Фиксикам спасибо! Вот ваша книга, изучайте соль.

 

Автор: Давыдова Галина Викторовна,

Ракина Любовь Владимировна,

воспитатели МАДОУ "Детский сад № 90"

г. Березники

Конспект мероприятия

Игропункт для родителей "Игры для ума и не только"

Задача: познакомить родителей с играми и упражнениями для активизации полушарий головного мозга

Материалы и оборудование: 2 - 3 стола, стулья по количеству участников, компьютер, проектор, бумага, карандаши

Место проведения: музыкальный зал, участники сидят за столами

Ход:

- Добрый день! Мы рады приветствовать вас в нашем игропункте. Игры бывают разные. Сегодня мы предлагаем вам игры для ума.

- Как вы считаете, во сколько лет можно, нужно учить ребенка читать?

(Предполагаемые ответы)

- Почему?

(Предполагаемые ответы)

- Чем раньше, тем лучше. Когда сам захочет учиться.... и так далее.

- Каждый родитель желает видеть своего ребенка успешным. Этим объясняется желание многих родителей начать обучение как можно раньше и при этом, даже не задумаются о том, какой вред они могут нанести ребенку, нарушая такой важный принцип как своевременность.

Дело в том, что оба полушария головного мозга отвечают за разные функции: левое - это логика, правое - чувства. Оба полушария развиваются не одновременно. Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь). Но вся современная цивилизация преимущественно левополушарная и, отдавая дань традиции, мы учим детей держать ложку в правой руке, а значит, развиваем левое полушарие. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет.

Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может "заблокировать" правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди. Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих "минусов" можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали гармонично.

Предлагаю вам выполнить несколько простых упражнений. Промежуточные результаты упражнений вы можете запомнить, или записывать. (Л - левое, П - правое)

Упражнения

1. Сплетите пальцы рук в замок. Если верхним окажется большой палец левой руки – Л, если правой – П.

2. Прицельтесь в невидимую мишень. Если смотрите левым глазом, а правый закрыли, то – Л, если смотрите правым, то П.

3. Поза Наполеона. Скрестите руки на груди. Если кисть левой руки окажется сверху, то – Л, если правой – П.

4. Аплодисменты. Поаплодируйте. Если вы бьете левой ладонью правую, то – Л, если правая активнее, то – П.

Таким образом, узнали: какое полушарие у вас более развито. Конечно, вы понимаете, что это разделение условно. 

Значительную часть коры больших полушарий занимают клетки связанные с деятельностью кисти рук. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев. Работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. При этом не нужно забывать, что у ребенка две руки. Если вы что-то делаете двумя руками одновременно, играете на музыкальном инструменте, или набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария.

Предлагаю сейчас в воздухе двумя руками одновременно нарисовать данную фигуру в воздухе (фигура представлена на слайде).

(Выполнение упражнения)

Попробуйте повторить это упражнение на листе бумаги.

(Выполнение упражнения)

Современная наука предлагает много методик по развитию мелкой моторики. Народная педагогика предлагает нам начинать с "Ладушек" "Идет коза" и многих других игр.

Ребенок растет и игры усложняются.

Предлагаю игру "Колечко"

Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

(Выполнение упражнения)

Игра "Ухо-нос", направлена на активацию и синхронизацию работы обоих полушарий.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Правой рукой за кончик носа, левой рукой за правое ухо. Выполните упражнение 8-10 раз, пока не начнет хорошо получаться.

(Выполнение упражнения)

Игра "Ребро-ладонь-кулак"

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

(Выполнение упражнения)

Полезная гимнастика для мозга - это упражнения на внимание. Если ребенок умеет читать, предложите ему следующие упражнения.

Алфавит

Это упражнение для развития мышления, внимания, снимает эмоциональное напряжение. Работа заключается в следующем: под каждой буквой есть пометка П - правая рука, Л - левая рука, В- обе вверх. Вам необходимо одновременно произнести букву и выполнить движение.

(Выполнение упражнения)

Цветные слова

Глядя на картинку, надо произнести вслух цвета, которыми написаны слова. Это упражнение помогает повысить уровень концентрации, развивает оба полушария.

(Выполнение упражнения)

Предлагаем вашему вниманию игру "Волшебные резиночки". В оригинале эта игра называется "Ринг Динг". Эту игру легко изготовить в домашних условиях, привлечь к совместной творческой работе. В комплект игры входят карточки с заданиями, резиночки, звонок. Задача: надеть резиночки на пальчики, согласно предлагаемой схеме.

Предлагаем варианты игры

1. ПОВТОРИ УЗОР. Один игрок надевает резинки - второй повторяет на своей руке, либо на второй руке ведущего.

2. ЛАДОШКИ. Добавляем карточки с ладошками - повтори узор на своей руке.

3. НАРИСУЙ УЗОР. Один игрок надевает резинки на руку - второй зарисовывает на карточке узор.

4. НАРИСУЙ УЗОР ПО ПАМЯТИ. Один игрок надевает резинки, потом прячет руку за спину - второй запоминает и зарисовывает на карточке узор.

Когда дети освоят эти приемы, добавляем соревновательный элемент.

5. ЗВОНОЧЕК. Кто быстрее повторит узор по заданной карточке, тот нажимает на звонок.

(Выполнение упражнения)

Освоив данные варианты, вы можете придумать свои. 

Современному человеку присуща такое свойство, как высокая скорость. Скорость действия, реакции, мышления, принятия решений.

Чтобы тренировать мозг, достаточно делать рутинные вещи необычным способом, выполнять новые действия. Это побуждает мозг активно производить новые нейронные связи, а значит активно и эффективно работать.

Спасибо за игру!

 

Авторы: Догалевская Надежда Юрьевна,

музыкальный руководитель МАДОУ «Гамовский детский сад

«Мозаика», с. Гамово Пермский район


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: