План-программа мастер-класса

 «Мыльные пузыри»

        

Категория участников:

Педагоги ДОУ

Цель мастер-класса:

Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с мыльным раствором.

 

Задачи мастер-класса:    

1. Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.

2. Повысить уровень мастерства педагогов.

3. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов

Организация мастер-класса:

Виды деятельности с участниками мастер-класса

Регламент работы (временной период) Продукт деятельности, включая участников

I Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач): краткое описание методов, средств, приемов

2 мин.  

II Учебная информация:

Песня о мыльных пузырях, игра с пузырями. Какие у вас ощущения? Вам весело? Какие ассоциации у вас с мыльными пузырями?

Немного истории

Английский учёный лорд Кельвин в прошлом веке, однажды сказал: «Выдуйте мыльный пузырь и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки физики». И это действительно так.

Переливающийся шарик, парящий в воздухе – не только трогательный символ беспечного детства. В научных институтах всего мира о нём пишут диссертации, высчитывают его точную площадь и плотность, наполняют его тот тёплым, то холодным воздухом. Мыльного подопытного даже замораживают. У мыльного пузыря нет дня рождения, но заявлять о довольно солидном его возрасте можно с полной уверенностью, ведь фрески и с изображением детей, выдувающих пузыри, были обнаружены при раскопках древнего города Помпеи.

Многие, если не все великие открытия имеют в основе пустяковые интересы. Вот и Чарльз Бойс сто лет тому назад опубликовал фундаментальный труд «Мыльные пузыри», который по сей день остаётся не только забавной книжкой для детей, но и настоящим пособием для физиков теоретиков и экспериментаторов.

Каждый из нас в своей жизни пускал мыльные пузыри. Но задавали ли вы себе когда-нибудь вопрос: Что это такое мыльный пузырь? Как он образуется? Какие пузыри бывают? Какие эксперименты можно делать с мыльными пузырями?

Мыльные пузыри удивляют всех своей красотой, радужными переливами, удивительной хрупкостью и лёгкостью. И не только дети, но и взрослые с удовольствием наблюдают за этим удивительным творением рук человека. Затейливые траектории их полёта делают мыльные пузыри забавной игрушкой для детей любого возраста.

А это значит, что вы наверняка, ни раз, задумывались о том, чтобы сделать раствор для мыльных пузырей самостоятельно. Поэтому, тема о мыльных пузырях крайне актуальна как для детей, так и для взрослых.

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они?

А на вопрос найти ответ, помогут нам эксперименты.

5 мин. Знакомство с методикой

III Практикум. Активная деятельность участников. Обмен мнениями:

Мыльный пузырь – это тонкая плёнка мыльной воды, которая формирует сферу с переливчатой поверхностью. Плёнка пузыря состоит из тонкого слоя воды, заключённого между двумя слоями мыла, которые защищают воду от быстрого испарения. Пузырь существует, потому что поверхность воды имеет натяжение, которое даёт эластичность.

Процесс надувания мыльных пузырей очень увлекателен. Однако можно сделать его разнообразным.

Можно использовать домашние принадлежности: трубочку для коктейля, нитки, воронку, хлопушку, проволоку и т.п.

Игра несёт в себе образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Для воспитанников образовательная задача состоит в том знакомить с круглой формой предметов, величиной, цветом; упражнять в различении запахов; активизировать и систематизировать имеющие представления о свойствах воды и мыла. Развивать речь, мышление и любознательность, обогащение словаря. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Приступая к работе необходимо одеть перчатки, фартук и проверить раствор.

Процесс надувания мыльных пузырей очень увлекателен. Однако можно сделать его разнообразным.

Можно использовать домашние принадлежности: трубочку для коктейля, нитки, воронку, хлопушку, проволоку и т.п.

Игра несёт в себе образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Для воспитанников образовательная задача состоит в том знакомить с круглой формой предметов, величиной, цветом; упражнять в различении запахов; активизировать и систематизировать имеющие представления о свойствах воды и мыла. Развивать речь, мышление и любознательность, обогащение словаря. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Для проведения опытов, нам понадобится дневник наблюдений, чтобы фиксировать в нем результат опытов.

Производить опыты нужно медленно, осторожно, спокойно. Освещение должно быть яркое: иначе пузыри не покажут своих радужных переливов!

Опыт 1. Пузырь из пальцев ладони. (величина)

Опыт 2. Пузырь из пальцев двух ладонь. (величина, цвет, сфера)

Опыт 3. Пузырь на ладони. (полусфера, сырой – сухой)

Опыт 4. Пузырь между двумя ладонями. (меняет форму путем сплющивания)

Опыт 5. Пузырь из коктейльной трубочки и из нескольких. (соединяются, дыхательная гимнастика)

Опыт 6. Вода сквозь пленку мыльного пузыря. (вода проходит сквозь пленку, и она не рвется)

Опыт 7. Пузырь в пузыре.

Опыт 8. Пузырь – «мячик» (магнетизм)

Опыт 9. Киндер в пузыре (прозрачность)

Опыт 10. Пузыри «гиганты».

20 мин. Практическое применение методики

V Рефлексия:

Проведя опыты и наблюдения, проделав разные трюки с пузырями, приходишь к выводу, что мыльные пузыри- это загадка науки. Это красивое явление можно изучать с разных сторон. И как говорил ученый Кельвин: «Выдуйте мыльный пузырь и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки физики…».

На столе располагаются три предмета: чемодан, мясорубка, корзина.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер-классе.

Спасибо Вам за активное участие в мастер – классе. В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим детям. Надеюсь, что все удивительное и полезное вы унесете сегодня с собой.

3 мин. Положительные эмоции
       

 

              Автор: Дятлова Светлана Леонидовна,

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №3»

 г. Чердынь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: