Цель: Расширение и обогащение представлений детей о свойствах зеркал (отражение предметов) в процессе ознакомления с калейдоскопом.
Задачи:
Дидактические:
1. Формировать познавательный интерес, расширять кругозор.
2. Познакомить детей со свойством отражения предметов в зеркалах, в зависимости от количества зеркал и их расположения.
3. Способствовать формированию представлений детей о свойствах отражения предметов на поверхности на примере других материалов (зеркальный пластик, фольгированный картон).
Развивающие:
1. Способствовать развитию наглядно — действенного и наглядно-образного мышления, внимания, коммуникативных качеств.
2. Способствовать повышению познавательной активности детей, используя проблемные вопросы и ситуации.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любознательность.
2. Способствовать формированию навыков сотрудничества.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое развитие.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мольберт магнитный.
Необходимые материалы:
- материалы для организации наблюдения, исследования (на каждого ребенка): калейдоскопы, карандаш простой, карта наблюдений;
-материалы для организации экспериментов (на каждого ребенка): зеркало прямоугольное пластиковое 2 шт.; бусина крупная 1 шт.; карта экспериментов «Свойства зеркал»; палочка для перемешивания бусин; бусины, пайетки.
- материалы для изготовления калейдоскопа: заготовки для корпуса, металлизированный картон, круги из прозрачного и не прозрачного пластика, бумажные круги с отверстием, цветные пайетки (бусины, нарезанные коктейльные трубочки, мелкие пуговицы и т.д.) для наполнения калейдоскопа, скотч прозрачный.
Практическая задача для детей: разгадать «секрет» калейдоскопа, сделать его своими руками.
Ход совместной деятельности:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
I. Организационно-мотивационный 3 – 4 мин. | Воспитатель приветствует детей, подводит их к столу. На нем лежат калейдоскопы. Воспитатель обращает внимание детей на предметы. Вопросы: Ребята, вы знаете, что такое калейдоскоп? Просмотр 1 слайда презентации с информацией о возникновении калейдоскопа. Вопросы: Интересно, как получаются такие красивые узоры в калейдоскопе? Они всегда одинаковые? В чем же секрет калейдоскопа? Почему узоры всегда получаются разные? В ходе диалога воспитатель мотивирует детей к исследовательской деятельности – разгадать тайну калейдоскопа. | Дети входят в муз. зал, здороваются, берут калейдоскопы рассматривают их Ответы детей. Предположения детей. |
II Основной 20 мин. III Рефлексивный 5 мин. | Воспитатель приглашает детей к следующему столу и предлагает рассмотреть, как устроен калейдоскоп внутри и зафиксировать информацию в картах наблюдения. Воспитатель обращает внимание детей на то, что внутри цилиндра находятся зеркала. Уточняет, как изготавливается зеркало (на стекло нанесен тонкий слой металла). Обговаривает с детьми, в какую форму собраны зеркала (треугольная призма). Дает информацию об изобретателях калейдоскопа (Ломоносов М.В., Брюстер Д), уточняет, что изначально калейдоскоп был научным прибором для изучения свойств отражения предметов. (слайд 2 и 3) Вопрос: Может быть, секрет калейдоскопа именно в зеркалах? Воспитатель предлагает детям проверить предположения в лаборатории. Эксперимент 1: Отражение 1 предмета в одном зеркале. Воспитатель предлагает поставить перед собой зеркало, положить перед зеркалом бусину. Задает вопрос: сколько отражений вы видите в зеркале? Обращает внимание на слайд, подводит к выводу: в зеркале можно увидеть одно отражение предмета (слайд 4). Воспитатель предлагает зафиксировать результат в карте эксперимента: «Свойства зеркал». Эксперимент 2: Отражение одного предмета в двух зеркалах, поставленных под разными углами. Воспитатель предлагает взять второе зеркало и приставить к первому под углом. Задает вопрос: Сколько сейчас отражений предмета вы видите? А если немного сдвинуть зеркала? Обращает внимание на слайд, подводит к выводу: если поставить два зеркала друг к другу, можно увидеть несколько изображений 1 предмета (слайд 5). Воспитатель предлагает зафиксировать результат в карте эксперимента: «Свойства зеркал». Эксперимент №3 Воспитатель просит вспомнить, сколько зеркал было в калейдоскопе, в какую фигуру они были выстроены. Предлагает объединиться в пары и приставить третье зеркало, чтобы получилась треугольная призма. Обращает внимание на слайд, подводит к выводу: если зеркала сложить в виде треугольной призмы, предмет отражается в них много раз, многократно и получается красивый узор. Воспитатель предлагает зафиксировать результат в карте эксперимента: «Свойства зеркал». Вопросы: Разгадали мы секрет калейдоскопа? Какая главная деталь в игрушке? Почему? После сделанных выводов, воспитатель предлагает пройти в мастерскую и собрать свою собственную игрушку. В процессе дети используют карты наблюдений, составленные ими на этапе рассматривания деталей калейдоскопа Воспитатель высказывает похвалу детям за проделанный труд, восхищение получившимися игрушками - калейдоскопами. Вопросы: Ребята, какой секрет калейдоскопа мы сегодня разгадали? Вы сможете родителям и друзьям в группе его рассказать? Воспитатель благодарит детей, прощается с ними | Дети встают вокруг мольберта, рассматривают детали калейдоскопа, зарисовывают их на своих картах. Дети просматривают слайды, высказывают предположения. Дети проходят к столу с атрибутами для эксперимента. Практические действия детей: кладут бусину перед зеркалом, наблюдают, делают выводы Фиксируют результат эксперимента Практические действия детей: приставляют второе зеркало к первому под углом, рассматривают отражение, делают выводы. Фиксируют результат эксперимента Практические действия детей: объединяются в пары, приставляют третье зеркало, образуют треугольную призму. Рассматривают отражение, делают выводы. Фиксируют результат эксперимента Дети дают ответы. Практические действия детей дети проходят к столу с материалами, набирают нужные предметы, собирают свой калейдоскоп. Воспитатель оказывает помощь при необходимости. Любование созданными игрушками. Дети отвечают на вопросы, делают выводы, опираясь на карты наблюдений и карты эксперимента. Забирают калейдоскопы. Карты наблюдений и экспериментов. |
Автор: Ложкина Татьяна Александровна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 167» г. Пермь