В процессе неоднократных воздействий на человека комплексных раздражителей в ЦНС формируется интегральный сенсорный образ этих раздражителей. Например, при взятии рукой карандаша его сенсорный образ формируется в результате сочетанного поступления в ЦНС зрительной, тактильной и проприоцептивной информации. В последующем человек обучается быстро выделять знакомые комплексы раздражителей даже в ситуации ограничения сенсорного поступления возбуждений в ЦНС. Но идентификация свойств предметов при ограничениях объема сенсорного воздействия должна протекать в условиях стандартного, т.е. обычного, воздействия предмета на органы чувств, иначе возможны ошибки, что иллюстрируется опытом Аристотеля.
Оснащение: металлическийшарик диаметром 5-7 мм.
Цель работы: повторить опыт Аристотеля, доказывающий, что при ограничении сенсорного поступления информации, раздражение разных рецептивных полей одного анализатора, приводит к ошибочным ощущениям.
Ход работы: Закройте глаза, зажмите маленький шарик между указательным и средним пальцами. При этом возникает ощущение воздействия на кожу пальцев одного шарика. Перекрестите пальцы, положив средний палец на указательный так, чтобы шарик был зажат между медиальной стороной указательного пальца и латеральной стороной среднего пальца (рис.2). Создается ощущение воздействия на кожу пальцев двух шариков. Это связано с тем, что обращенные друг к другу кожные поверхности перекрещенных пальцев в обычных условиях одновременно раздражаются разными предметами, что приводит к образованию в ЦНС соответствующей ассоциативной связи.
Рис. 2. Опыт Аристотеля
Оформление работы: опишите свои ощущения при проведении опыта Аристотеля, дав физиологическое объяснение данному явлению.
Ситуационные задачи для проверки уровня знаний
1. Определите, как изменится передача информации в кору головного мозга при выключении левого рецепторного поля.
2. Какой будет реакция кошки, у которой произведено холодовое выключение всех релейных ядер таламуса, на действие различных раздражителей: звонка, яркого света, действия на кожу касалки, прикосновения горячего предмета, запаха куриного бульона? Дайте объяснение особенностям ее реакции.
3. Нарисуйте обобщенную схему анализатора, указав на ней основные отделы и каналы передачи информации.
Ситуационные задачи для самостоятельного решения
1. Азбука Брайля для слепых представляет собой различные совокупности выпуклых точек. Ощущая их кончиками пальцев, слепой человек «читает» буквы. У зрячих людей способность к такому «чтению» выражена значительно хуже. Объясните причину этих различий.
2. Почему самые разнообразные раздражители (звук, свет, запах и т.д.) вызывают в рецепторной клетке единообразный ответ – возникновение рецепторного потенциала?
3. Передача информации в сенсорных системах осуществляется по принципу частотной модуляции. В эксперименте в одной и той же группе рецепторов дважды зарегистрированы «пачки» импульсов, общее количество которых за единицу времени в каждой «пачке» одинаково. Можно ли утверждать, что в обоих случаях передавалась одна и та же информация?
II. ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
СИСТЕМА ЗРЕНИЯ
Система зрения – совокупность структур, обеспечивающих восприятие электромагнитных колебаний с длиной волны 390-760 нм, передачу и обработку зрительной информации, и формирование зрительных ощущений.
Человек получает через зрение более 80% осознаваемой информации об окружающем мире. Доставка в мозг зрительной информации обеспечивается благодаря следующим свойствам:
Ø световосприятия - способность воспринимать действие световых волн как специфического раздражителя и приспосабливаться к восприятию окружающего пространства при различных уровнях освещенности и контраста,
Ø цветовосприятия - способность дифференцировать волны по их длине.
На основе анализа световых сигналов сетчаткой глаз и центральными структурами, зрительный анализатор обеспечивает:
Ø центральное предметное зрение (различение формы, деталей, величины предметов),
Ø периферическое зрение (восприятие части пространства вокруг фиксированной точки),
Ø стереоскопическое зрение (восприятие объема, расстояния между объектами, между наблюдателем и объектом),
Ø динамическое зрение (восприятие деталей объектов при их движении относительно друг друга и/или относительно наблюдателя)
Основные функциональные системы зрения следующие:
- оптическая система, обеспечивающая фокусировку лучей на сетчатке;
- фоторецепторная система, обеспечивающая восприятие световых сигналов;
- система регуляции светового потока, т.е. просвета зрачка;
- система аккомодации, т.е. регуляции кривизны хрусталика;
- глазодвигательная система, обеспечивающая поворот глаз и установку зрительных осей, фиксацию, а также аккомодацию зрения;
- слезный аппарат и веки, обеспечивают увлажнение и питание роговицы, защиту глаз;
- система жизнеобеспечения структур глаза: кровоснабжение, выработка внутриглазной и слезной жидкостей, регуляция гидро- и гемодинамики.
Оптическая система глаза – это система линз, формирующая на сетчатке перевернутое и уменьшенное изображение внешнего мира. Задача оптической системы глаза – фокусировать изображение на сетчатке. Существуют четыре преломляющие среды глаза: роговица, водянистая влага камер глаза, хрусталик и стекловидное тело (рис. 3). Общая оптическая сила глаза составляет около 60 D (диоптрий). Из них примерно 1/3 (то есть около 20 D) приходится на хрусталик, а 2/3 - на роговицу.Основную физиологическую роль в фокусировании изображения предмета на сетчатку играет хрусталик, так как он способен к аккомодации – изменению своей кривизны при изменении расстояния до объекта. Это позволяет четко видеть как отдаленные, так и близкие предметы.
Рис.3. Орган зрения
Хрусталик представляет собой прозрачное эластичное тело в форме двояковыпуклой линзы, который заключен в капсулу. Она подвешена на натянутых волокнах цинновой связки, отходящих от ресничного тела (волокна ресничной мышцы) (рис.3). При сокращении ресничной (цилиарной) мышцы натяжение цинновых связок уменьшается, и хрусталик за счет своей эластичности становится более выпуклым (рис.4Б). Его кривизна и преломляющая сила увеличиваются, и глаз видит близко расположенные предметы. Когда человек смотрит вдаль, ресничная мышца расслаблена, цинновы связки натянуты, что приводит к растягиванию капсулы хрусталика (рис.4А). Он уплощается, его кривизна и преломляющая сила уменьшаются, и глаз видит далеко расположенные предметы.