Глава 1. Креолизованный текст как объект изучения лингвистики

Выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)

 
Видеоблог как вид креолизованного текста


Савельевой Евгении Николаевны
на тему: «_____________________________________________»

__________________________________________________________________

(Ф.И.О. автора)

 

 

по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика

профиль Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

 

Руководитель 

выпускной квалификационной работы     ___________________________                                       

(Ф.И.О., ученая степень, звание)

 

____________                                                                                                                                                                                                           

(подпись, дата)

Мытищи

2020

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Креолизованный текст как объект изучения лингвистики. 7

1.1. Понятие и особенности современного креолизованного текста. 7

1.2. Типология креолизированных текстов. 17

1.3. Структура креолизованного текста. 26

Выводы по главе 1. 31

Глава 2. Анализ особенностей видеоблога как креолизованного текста. 33

2.1. Общее описание предмета исследования. 33

2.2 Вербальный компонент видеоблога. 37

2.2.1 Основные речевые элементы видеоблога. 37

2.2.2 Языковая специфика видеоблога. 43

2.3 Невербальный компонент видеоблога. 53

Выводы по главе 2. 59

Глава 3. Анализ восприятия видеоблога. 61

3.1 Методика эксперимента. 61

3.2 Анализ результатов проведенного эксперимента. 63

Выводы по главе 3. 66

Заключение. 67

Список литературы.. 69

Приложение I. 73

Приложение II. 77

Приложение III. 78

 


 

Введение

Современное трактовка текста как единицы коммуникации далеко вышла за рамки понимания данного феномена как чисто языкового, в связи с чем внимание многих исследователей (Е.Е. Анисимова, А.Г. Сонин, Л.В. Дубовицкая) направлено на изучение креолизованных текстов. При этом нельзя не отметить увеличение числа разновидностей креолизованных текстов, связанных с интернет-коммуникацией. Однако учеными уделяется крайне мало внимания видеоблогам, в том числе англоязычным, несмотря на их популярность, как среди авторов, так и среди аудитории. Проблематика взаимодействия вербального и невебрального компонентов видеоблогов, особенностей их языкового оформления и визуального наполнения является новой сферой в лингвистике и других науках.

Актуальность и новизна данной работы обусловлена необходимостью разработки структурированного подхода к изучению феномена креолизованного текста, а также малой изученностью видеотекста и видеоблога в частности как одного из видов названного феномена, т.е. в рамках исследований по лингвистике.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что видеоблог как синтез вербального и невербального компонентов представляет собой креолизованный текст, в котором все структурные элементы взаимосвязаны и способствуют созданию единого сложного семантического целого, коммуникативная направленность которого зависит от интенции автора и методов достижения заданной им цели, что обуславливает характер оказываемого на реципиента воздействия видеоблога в целом.

Объектом данного исследования является видеоблог как вид креолизованного текста, в котором языковой и изобразительный элементы дополняются другими негомогенными единицами, создавая сложное смысловое целое.

Предметом данного исследования являются элементы структуры видеоблога, т.е. вербальный и невербальный компоненты и единицы, конституирующие их (лексические и грамматические единицы, изображения, музыка и т.д.).

Теоретическую основу исследования составили работы по лингвистике текста, когнитивной и психо- лингвистике (F. Merrell, 1985; Е.И. Варгина, 2004, Д. С. Лихачев, 2001, А.Г. Сонин, 2003, 2005 и др.), креолизованных текстов (Е.Е. Анисимова, 2003, 1992, А.А. Бернацкая, 2000, Т.Ф. Волкова, 2009, Л.В. Дубовицкая, 2012, 2013 и др.), видеоблогов (R. Blood, В.А. Шилин, 2016), семантике и семиотике (S. Ainsworth, 1999, F. saint-Martin, 1994, В.А. Спиридонова, 2016).

Материалом для исследования послужили 11 видеоблогов (50 видео) различной тематики на английском и русском языках, размещенные на видеохостинге YouTube.

Целью данного исследования стало изучение вербальный и невербальных особенностей видеоблога как вида креолизованного текста.

Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:

1. провести анализ понятия «креолизованный текст» и выявить его соотношение с дефинициями «поликодовый текст», «многоканальный текст», «лингвовизуальный комплекс» и некоторыми другими;

2. рассмотреть типологию и структуру креолизованного текста как такового и видеоблога в частности;

3. провести анализ вербального и невербального компонента видеоблога на материале видео на платформе YouTube и выявить специфику функционирования языка, его стилистического оформления и взаимосвязи с другими негомогенными элементами структуры видеоблога;

4. на материале видеоблогов рассмотреть их воздейственный потенциал и провести опрос для уточнения сделанных выводов.

В соответствии с целью и задачами исследования использовались такие методы анализа как понятийный и дефиниционный анализ, лингвосемиотический анализ с элементами лексико-стилистического, описательно-аналитического и сравнительно-сопоставительного анализа, а также метод семантического дифференциала.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Видеоблог может быть рассмотрен как один из видов креолизованного текста, представленного в сети Интернет. При этом основными характеристиками видеоблога являются интерактивность, интеракциональность, интертекстуальность, поликодовость сообщения и т.д.

2. Смысловая составляющая видеоблога включает в себя вербальный и невербальный компоненты, которые являются обязательными.

3. Специфика вербального компонента заключается как в особенностях, присущих языку медиакоммуникации в целом, так и в наличии речевых формул, обусловленных работой видеохостинга. Важным аспектом вербальной составляющей видеоблога являются стилистические средства, поскольку они определяют степень воздействия на реципиента.

4. Невербальный компонент видеоблога коррелирует с вербальным и способствует созданию сложного смыслового целого.

Теоретическая значимость работы связана с изучением видеоблогов как нового вида креолизованных текстов, а также с исследованием интернет-коммуникации, её речевых и стилистических особенностей, и способов воздействия на реципиента, используемых автором при построении креолизованного медиатекста.

Практическая значимость данного исследования позволяет использовать его в качестве основы для исследований в области медиалингвистики, а также в интернет-журналистике, при подготовке курсов по интернет-коммуникации, лингвистике текста, интерпретации креолизованного текста. Данная работа может быть использована, в том числе, в лингводидактике в качестве опоры для создания образовательного медиаконтента на платформе YouTube, а также при разработке уроков английского языка с использованием видеоблогов.

Структура работы включает введение, три главы, сопровождаемые выводами, заключение, список использованной литературы и три приложения.

 


 


Глава 1. Креолизованный текст как объект изучения лингвистики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: