Общее устройство и принцип работы коробки передач

Коробка передач служит для изменения тяговой силы на колесах автомобиля в зависимости от сопротивления движению и дает автомобилю возможность двигаться задним ходом. Коробка передач позволяет, кроме того, при выключении передач отсоединять ведущие колеса автомобиля от двигателя, обеспечивая тем самым возможность запуска двигателя и его работу на холостом ходу.

Коробка передач представляет собой механизм, состоящий из набора шестерен, которые могут вводиться в зацепление в различных сочетаниях.

Каждое сочетание зацепления шестерен коробки называется ступенью или передачей. Число ступеней (передач) в коробке передач зависит от конструкции автомобиля и обычно бывает от трех до пяти (не считая передачи заднего хода). В соответствии с этим коробки передач называются трехступенчатыми, четырехступенчатыми и пятиступенчатыми. По числу валов: двухвальные (просты, компактны, для переднеприводных), трёхвальные, многовальные.

· Ступенчатые

· Бесступенчатые

· Комбинированные

По способу управления: неавтоматические, автоматические, полуавтоматические.

Устройство МКПП:

1. корпус, он же картер;

2. два, три или больше валов: ведущий, ведомый (может быть два или больше), промежуточный (если модель с тремя валами);

3. шестерни валов;

4. рычаг переключения скоростей;

5. синхронизатор (2 блокировочных кольца, муфта, сухари),

6. проволочные кольца;

7. подшипники, сальники.

 

Принцип работы механической КПП: водитель вручную переключает передачи, создавая различные комбинации шестерен. Ведущий вал через сцепление соединен с коленвалом двигателя, с ведомым валом соединение не фиксированное.

Синхронизатор, уравнивающий вращением валов, дает возможность менять скорость без вреда агрегату. Чтобы поменять передачу, нужно нажать на сцепление, отсоединяющее коробку от двигателя. Затем включаем нужную передачу (при старте — первую). Педаль отпускается после изменения скорости.

Как работает синхронизатор:

1. при расположении рычага на нейтральной, двигатель не взаимодействует с колесами, шестерни свободно крутятся;

2. после того, как водитель включил передачу, кулиса соединяет рычаг с коробкой, вилка двигает муфту к нужной шестерне через тросики;

3. одновременно сухари двигают блокирующее кольцо;

4. вращением шестерни и вала создается трение, благодаря которому до упора проворачивается кольцо;

5. муфта перестает двигаться из-за того, что кольцо и шестерня расположились друг против друга;

6. скорости выравниваются, муфта может пройти через кольцо, чтобы соединиться с нужной шестерней, передать крутящий момент;

7. шестерня и вал блокируются, скорость включается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: