Транспортировка убойных животных на мясоперерабатывающее предприятие. Профилактика травматизма при транспортировке

 

Перед погрузкой убойных животных или птицы ветеринарный специалист должен осмотреть все транспортные средства.

Если скот перевозят автоколоннами, то на каждые 2-3 автомобиля назначают проводника и одного из них старшим. Скорость движения по дороге с асфальтовым покрытием не должна превышать 60 км/ч, с булыжным (щебенчатым) покрытием - 40 км/ч и по грунтовым дорогам до - 25 км/ч. Продолжительность автоперевозок не должна превышать более 24 ч.

Перевозка животных и птицы в автомашинах проводится по маршрутам, определенным и согласованным с региональными ветеринарными органами. На них оборудуют постоянные места отдыха и водопоя. Во время отдыха проводники чистят кузова от навоза и меняют подстилку. Навоз собирают в специально отведенных местах.

При перевозке животных свыше 6 ч необходимо в дороге их кормить и поить. При нахождении животных в пути более 12 ч, им предоставляют отдых на 3-4 ч без выгрузки, но с кормлением и водопоем.

Установлено, что транспортирование на 200-400 км откормленного крупного рогатого скота (особенно молодняка) приводит к потерям живой массы 4,0-4,2 % и более. Больше всего живая масса животных снижается во время по­грузки, выгрузки и в 1-й час перевозки. С увеличением расстояния транспортировки потеря живой массы животных постепенно возрастает.

При заболевании животных или падеже проводник сообщает в ближайшее ветеринарное учреждение. Дальнейшее движение животных возможно только при разрешении Госветслужбы данного ветучреждения, о чем записывается в ветеринарном документе.

При перевозке автотранспортом у крупного рогатого скота достаточно часто отмечают травмы в области грудной клетки, боков и задней части тела. Результаты ветеринарного осмотра животных при погрузке и в пути следования регистрируют на специальном листе. Автомашины после выгрузки животных или птицы на предприятии подлежат очистке, мойке и дезинфекции, что отмечается в путевом листе ветслужб.

Перевозка железнодорожным транспортом. Рекомендуемое расстояние доставки скота железнодорожным транспортом до 600-800 км с продолжительностью не более 4 суток. Потери живой массы при транспортировке в вагонах составляют от 2,9 (в летний период) до 7,6 % (в осенне-зимний период). Самые большие потери приходятся на первые 24-36 ч перевозки животных в вагонах.

Ветеринарный врач, ближайшего транспортного ветучастка, получив уведомление о месте и времени погрузки животных, выезжает на станцию погрузки, где проводит следующие мероприятия:

· совместно с представителями станции и грузоотправителем проверяет пригодность вагонов для перевозки животных;

· устанавливает наличие требуемого количества кормов и воды на период перевозки;

· проводит тщательный клинический осмотр животных с выборочной термометрией;

· при разрешении погрузки животных делает отметку в ветеринарном свидетельстве, а при запрещении погрузки всей партии составляет акт, изымает ветсвидетельство, уведомляет об этом начальника станции Госветслужбы дороги.

Ветеринарный врач при погрузке животных проверяет выдачу старшим проводникам путевых журналов формы № ЗС-4 с совместными подписями руководителей и главных (старших) бухгалтеров хозяйств-отправителей. Животные до погрузки в вагоны должны быть рассортированы по группам в зависимости от их вида, массы и пола.

Норма погрузки племенных и высокопродуктивных животных может из­меняться грузоотправителем по согласованию с транспортным Госветнадзором.

По окончании погрузки животных еще раз в вагоне осматривают, подсчитывают, проверяют правильность их размещения и привязи. Срок погрузки в один вагон составляет около 1-1,5 ч. Ветеринарный врач проводит инструктаж всех проводников по вопросам ухода, кормления и содержания, а также оказания первой помощи заболевшим в пути и составляет акт погрузки по установленной форме. Акт составляется ветспециалистом в двух экземплярах при участии представителей грузоотправителя, станции погрузки и старшего проводника, подписывается ветврачом транспортного ветучастка, представителем отправителя и старшим проводником. К акту прилагается список проводников и номера закрепленных за ними вагонов. Первый экземпляр акта сохраняют в делах железнодорожного транспортного ветучастка. Второй экземпляр вместе с ветсвидетельством выдают на руки проводнику под расписку для представления в пути следования и сдачи его на станции назначения ветврачу транспортного ветучастка.

С целью сохранения упитанности животных в пути, вагоны обеспечивают теми же кормами, которые животные получали в период откорма или за 3-5 дней до отправки. Кормят скот 3 раза в день, водопой организуют на специально оборудованных железнодорожных станциях не менее двух раз в сутки.

Перевозка животных водным транспортом.

Порядок ветеринарного обслуживания, уход за животными такие же, как и при перевозке в железнодорожных вагонах. При морских перевозках для водопоя животных запасают пресную воду из расчета 30-35 л на голову крупных животных и 6 л на одну овцу, козу и другое мелкое животное.

При перевозке животных речным транспортом особое внимание обращается на состояние скота перед погрузкой и оформление документов. Речным транспортом перевозят животных мелкими партиями и поштучно. Большие партии скота перевозят на специально оборудованных судах. Погрузка мелких партий скота допускается на всех причалах, предназначенных для грузовых операций. Контроль над погрузкой животных возлагается на ветеринарную службу водного транспорта. Животных, предназначенных для погрузки на водный транспорт, отправитель доставляет в срок, назначенный начальником порта (пристани). Внеплановые перевозки скота проводят по заявкам отправителя, подаваемым за 10 суток до срока отправления.

Если грузят более 100 голов и время в пути предполагается более суток, то партию должен сопровождать ветврач или ветфельдшер, назначенный грузоотправителем.

Расчет площади на 1 голову на барже, как и на других транспортных средствах должен быть: для лошадей и крупного рогатого скота - 2,5-3 м2; телят - 1,5-2 м2; свиней - 1-2,5 м2; овец - 0,75-1 м2. Мелких животных и птицу размещают в клетках в зависимости от возраста (от 4-6 до 20-22 голов).

Палубы должны быть непроницаемыми и иметь стоки для жидких отходов. Деревянные палубы засыпают подстилкой, металлические палубы предварительно покрывают досками. Суда оборудуют за счет отправителя загонами, передвижными корытами, ведрами, баками и хозяйственным инвентарем. Корм на судах складируется отдельно от животных.

Нормы обеспечения кормами животных при транспортировании более 12 ч в расчете на одну голову в сутки для крупного рогатого скота - 8-12 кг сена (соломы) и 2-4 кг концентратов, для овец и коз соответственно 2 и 1 кг, свиней - 4 кг зернофуража или отрубей.

Перегон животных. Это наиболее эффективный способ доставки животных на небольшие расстояния, позволяющий одновременно проводить нагул и получать дополнительный прирост живой массы. От хозяйств до мясокомбинатов животных перегоняют по специально отведенным трассам или скотопрогонным трактам. При установлении трасс обязательно учитывают благополучие по инфекционным заболеваниям окружающей местности и принимаются меры по предотвращению возникновения и распространения инфекционных болезней среди перегоняемых животных. К трассе перегона должны прилегать (на расстоянии 7-10 км один от другого) участки выпасов с достаточным травостоем, а также водные источники. На отрезках трассы, где нет участков для выпаса, создают необходимые запасы грубых кормов. Животных при перегоне поят летом 2-3 раза, осенью - 2 раза в сутки. Запрещается перегонять животных в сильный дождь, град, бурю, при движении смешивать группы животных, перегонять больных инфекционными болезнями, допускать контакты гуртов с животными местных населенных пунктов. Для перегона следует формировать группы (партии), размеры которых, устанавливают в зависимости от местных условий, состояния скотопрогонных трасс, возраста, пола, упитанности животных. Размеры гуртов крупного рогатого скота не должны превышать 250 голов, лошадей -200 голов, овец и коз - 1000 голов. При перегоне по лесной, болотистой и сильно пересеченной местности размеры гуртов уменьшают на одну треть. Животные за день должны проходить не более 15-20 км с остановками для отдыха; через 3 ч пути - 1-1,5 ч отдыха, через сутки движения - 10-12 ч, отдыха, а через каждые 10-15 дней перегона выделяют 2-3 дня отдыха.

К перегону допускают только здоровых животных, не допускаются жи­вотные с травмами и пороками, мешающими передвигаться, а также старые, ослабленные или во втором периоде беременности. Особое внимание обращают на состояние копыт и суставов животных в гурте.

В одном гурте формируют животных одного вида, пола и близких по возрасту, массе и упитанности.

В партию подбирают погонщиков из расчета один человек на 50-60 голов крупного рогатого скота или на 250-300 голов овец. В первые дни скот перегоняют медленно, чередуя перегоны, пастьбу и отдых (крупный рогатый скот до 10 км в сутки, овцы, козы - 6-8 км в сутки).

Контролируют состояние гуртов и трасс перегона местные органы Гос­ветнадзора, указания которых, оформленные в виде актов, являются обязательными для исполнения всеми лицами, сопровождающими животных. В случае заболевания инфекционными болезнями гурты отгоняют на 0,5-1 км от остальных и сообщают об этом региональной Госветслужбе. О постановке гурта на карантин и проведении соответствующих мероприятий сообщают хозяйству-сдатчику. Если выявлены слабые, отстающие в движении животные, то их сдают на ближайшие мясокомбинаты или убойные пункты, о чем делают отметку в сопроводительных документах. Если животные по состоянию здоровья не могут дойти или их невозможно доставить на ближайший убойный пункт, то с разрешения ветврача в отведенном месте производят вынужденный убой больного скота. Однако при инфекционных болезнях такой убой производить запрещается. Полученные при убое в пути мясо и субпродукты, если они пригодны в пищу, отправляют на ближайший мясокомбинат.

Контроль за соблюдением правил перевозки скота автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом и на перегонах осуществляют ветеринарные специалисты контрольных ветеринарных пунктов, ветеринарных участков на станциях железных дорог, ветеринарной службы водного транспорта, а также ветеринарные инспекторы и специалисты органов Государственной ветеринарной службы регионов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: