Работу №2 «ОВАЛ» (смотреть рисунок № 68) есть поэтапная методика. Для всех одинаково.
Работу №3 из приложения 1 по вариантам. Вариант соответствует вашему порядковому номеру в журнале.
Методика выполнения ниже.
Оценку за работу выставлю по чертежам.
Отсутствие чертежа — не уд.
Желаю удачи!
ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
Инженерная графика – общеинженерная учебная дисциплина, дающая инженеру знания и навыки для выполнения и чтения чертежей изделий. Она способствует развитию пространст-венного воображения, необходимого инженеру. Чертеж предмета состоит из двух и более взаи-мосвязанных изображений, выполненных по правилам прямоугольного проецирования, с со-блюдением правил и условностей, изложенных в стандартах Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Стандарт–правило обязательное для выполнения. Чертеж является средством выражения замыслов конструктора и основным производственным документом, по которому изготавливают машины и их составные части.
|
|
Курс «Инженерная графика» состоит из двух разделов: основы начертательной геометрии и машиностроительного черчения.
Начертательная геометрия изучает методы построения изображений на плоскости и спосо-бы решения геометрических задач на этих изображениях. Для построения изображений приме-няются метод прямоугольного проецирования.
В результате изучения курса необходимо:
1) усвоить теоретические основы построения изображений элементов любого предмета – точек, линий, поверхностей;
2) освоить способы решения позиционных задач (относительное положение, принадлеж-ность, определение общих элементов геометрических фигур);
3) изучить способы определения натуральной величины плоских геометрических фигур;
4) научиться выполнять изображения простых предметов в прямоугольных и аксонометри-ческих проекциях в соответствии с правилами ЕСКД;
5) уметь определять форму деталей по их изображению, выполнять эти изображения с на-туры и по сборочному чертежу изделия;
6) освоить выполнение изображений крепежных резьбовых изделий (болтов, винтов, шпи-лек, гаек); уметь расшифровывать их обозначение.
7) научиться выполнять чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей (болтовое, при помощи шпильки и винта, шпоночное, при помощи сварки, пайки и склеивания);
8) научиться читать сборочные чертежи изделий, а также выполнять их с натуры.
ПРОГРАММА РАЗДЕЛА
«ОСНОВЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ»
I. ВВЕДЕНИЕ
1. Предмет начертательной геометрии. Теоретико-множественный подход к геометриче-ским фигурам [1, 2, 3].
|
|
2. Метод проецирования:
а) прямоугольное проецирование, основные свойства;
б) прямая и обратная задача начертательной геометрии, обратимость чертежа.
II. КОМПЛЕКСНЫЕ ЧЕРТЕЖИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
1. Комплексный чертеж точки. Осный и безосный способы построения комплексного чер-
тежа.
2. Комплексные чертежи линий.
2.1. Комплексные чертежи прямых линий:
а) прямая линия общего положения;
б) определение длины отрезка прямой общего положения способом прямоугольного треуголь-
ника;
в) принадлежность точки прямой линии;
г) прямые частного положения: линии уровня, проецирующие прямые, конкурирующие точки.
2.2. Комплексные чертежи плоских и пространственных ломаных.
2.3. Комплексные чертежи кривых линий, проекции окружностей.
3. Комплексные чертежи поверхностей.
3
3.1. Плоскости:
а) плоскость общего положения, задание на чертеже; принадлежность точки и прямой плоско-сти; главные линии плоскости (горизонталь, фронталь, профильная прямая); б) плоскости частного положения: проецирующие, плоскости уровня.
3.2. Многогранные поверхности, многогранники:
а) определение, сетка многогранника, формула Эйлера для выпуклых многогранников; б) построение проекций многогранников, очерк проекций, определение видимости; в) принадлежность точки и линии поверхности многогранника.
3.3. Кривые поверхности:
а) алгебраические и трансцендентные, порядок алгебраических поверхностей, кинематический
и каркасный способы образования поверхностей;
б) определитель поверхности и его составные части (геометрическая и алгоритмическая);
в) задание поверхности на чертеже, очерк проекции поверхности; г) классификация поверхностей.
Поверхности вращения:
а) образование, определитель;
6) поверхности, образованные вращением прямой (цилиндр, конус);
в) поверхности, образованные вращением кривых второго порядка (сфера, тор);
г) определение порядка поверхности;
д) построение проекций точек и линий, принадлежащих поверхностям.
II СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЧЕРТЕЖА
1. Способ замены плоскостей проекций.
1.1. Преобразование прямых общего положения в прямые уровня и проецирующие, плоско-стей общего положения в проецирующие и уровня.
1.2. Применение способа замены плоскостей проекций для построения наклонного сечения.
III. ПОЗИЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ [4, 5]
1. Задачи, выражающие отношения между геометрическими фигурами.
1.1. Задачи на принадлежность точки линии, точки и линии поверхности (см. выше).
1.2. Относительное положение прямых:
а) прямые параллельные;
б) прямые пересекающиеся;
в) прямые скрещивающиеся.
1.3. Относительное положение прямой и плоскости, двух плоскостей.
а) прямая, параллельная плоскости;
6) параллельные плоскости.
2. Задачи, в которых определяют общие элементы (точки или линии) геометрических фи-
гур.
2.1. Определение общих элементов простейших геометрических фигур из условия принад-лежности (одна из фигур или обе занимают проецирующее положение):
а) построение точки пересечения прямой общего положения с проецирующей плоскостью;
6) построение точки пересечения плоскости общего положения с проецирующей прямой; в) построение линии пересечения плоскости общего положения с проецирующей плоскостью; г) построение линии пересечения двух проецирующих плоскостей.
2.2. Первая позиционная задача (построение точек пересечения линии и поверхности): а) общая схема решения;
6) принцип выбора вспомогательной поверхности, составление алгоритма; в) построение точки пересечения прямой общего положения с плоскостью общего положения,
г) построение точек пересечения прямой общего положения с поверхностью многогранника;
д) построение точек пересечения прямой общего и частного положения с кривой поверхностью; е) составление алгоритма решения указанных задач, запись его в символической форме, опре-деление видимости на комплексном чертеже.
|
|
4
2.3. Вторая позиционная задача (построение линии пересечения двух поверхностей).
1. Основные теоретические положения:
а) виды линий пересечения (прямая, ломаная, кривая);
б) классификация точек линии пересечения (экстремальные, очерковые, точки на ребрах много-
гранников);
в) общая схема решения задачи (пять пунктов);
г) виды вспомогательных поверхностей и их выбор.
2. Построение линии пересечения поверхностей способом вспомогательных плоскостей: а) двух плоскостей общего положения; б) многогранника с плоскостью частного и общего положения;
в) кривой поверхности с плоскостью частного и общего положения; г) конические сечения − виды и построение; д) двух многогранников; е) многогранной и кривой поверхностей;
ж) двух кривых поверхностей.
3. Особые случаи пересечения поверхностей второго порядка:
а) порядок линии пересечения поверхностей второго порядка в общем случае и возможность ее
распадения на кривые более низких порядков;
б) теорема Монжа о распадении кривой четвертого порядка на две кривые второго порядка.
IV. ПОСТРОЕНИЕ РАЗВЕРТОК ПОВЕРХНОСТЕЙ
1. Общие понятия и определения:
а) какие поверхности называются развертывающимися;
6) что называется разверткой поверхности; в) основные свойства разверток.
2. Построение разверток пирамидальных и конических поверхностей.
3. Построение разверток призматических и цилиндрических поверхностей.
4. Решение метрических задач с помощью разверток.
V. АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ [5]
1. Основные понятия и определения.
2. Стандартные аксонометрические проекции: а) прямоугольная изометрия; б) прямоугольная диметрия.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА
«ОСНОВЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ»
Изучение основ начертательной геометрии при заочном обучении состоит в самостоятель-ной работе с учебной литературой [1, 2, 3, 4, 5], решении задач в рабочей тетради [6] и выпол-нении контрольного графического задания.
|
|
Лекции и практические занятия для студентов заочного обучения проводятся по наиболее важным разделам в период лабораторно-экзаменационной сессии.
Приступая к изучению начертательной геометрии, следует повторить стереометрию, обра-тив особое внимание на главы о прямых, плоскостях и свойствах геометрических фигур.
Начертательная геометрия рассматривает свои вопросы в определенной логической после-довательности, по принципу «от простого, к сложному». Сложность материала с каждой стра-ницей учебника возрастает, круг рассматриваемых вопросов расширяется и углубляется. Непо-нятное или пропущенное на начальной стадии изучения препятствует усвоению последующего материала. Поэтому только при систематическом изучении теоретического материала, закреп-лении его путем решения задач и выполнении в срок контрольных графических заданий можно рассчитывать на успех в овладении этой дисциплиной. Переходить к изучению следующей те-мы курса следует только после усвоения предыдущей.
5
Все графические построения при решении задач должны выполняться при помощи чертеж-ных инструментов карандашами с обозначением «ТМ» или «НВ» для изображения тонких ли-ний и с обозначением «М» или «В» для проведения линий контура. Рекомендуется ответы вы-делять цветным карандашом. Это в значительной степени облегчает чтение чертежей в рабочей тетради.
Все точки, линии, плоскости, заданные и полученные в процессе построений, должны быть обозначены.
Если при решении задач и выполнении контрольных заданий возникнут вопросы, которые студент не может решить самостоятельно, необходимо обратиться за консультацией к своему преподавателю.
Завершающим этапом изучения основ начертательной геометрии является очное собеседо-вание с преподавателем с целью выявления самостоятельности решения задач в тетради и вы-полнения контрольных заданий, а также решения вопроса о допуске к экзамену.