Рис. 7. Связь позитивной, негативной агрессии, конфликтности и стиля поведения в ситуации конфликта

Согласно данным, полученным на рисунке 7, мы можем видеть, что сформированность таких личностных характеристик, как позитивная, негативная агрессия и конфликтность играют роль в формировании стиля поведения в ситуации конфликта.

Также, мы провели статистическую обработку результатов при помощи rsкритерия Спирмена. Результат по определению влияния личностных факторов по методике 16-ти факторного опросника Кеттела на стиль поведения в конфликтной ситуации находится в таблице 10 (приложение 5).

Результат по определению влияния личностной агрессивности и конфликтности на стиль поведения в конфликтной ситуации отображен в таблице 11 (приложение 6).

Проанализируем более подробно все полученные результаты.

На рисунке 8 отобразим все показатели подростков, которые выбирают стиль поведения в конфликтной ситуации «Соперничество».

Рис. 8. Показатели личностных качеств по методике Кеттела, личностных данных агрессивности и тревожности по методике Е.П. Ильина и связь их со стилем поведения в ситуации конфликта «Соперничество»

Согласно данным рисунка 8, а также расчета корреляции по критерию Спирмена, подростки, которые выбирают стиль поведения в конфликте «Соперничество», характеризуются:

- по фактору А = 5(значимо rs=0,354 при р£0,05)показателями обращенности вовне, то есть экстраверсией, однако с частыми проявлениями обособленности, критичности и холодности;

- по фактору В = 3,1 (значимо rs=0,410 при р£0,05) проявляют некую ригидность вы мышлении, у них снижена оперативность мышления, недостаточно развит уровень общей вербальной культуры, испытывают сложности в решении абстрактных задач;

- по фактору С = 4,3 (значимо rs=0,501 при р£0,01)эмоционально менее устойчивы, чувствительны, достаточно легко расстраиваются;

- по фактору Е = 7,6 (значимо rs=0,777 при р£0,01) -проявляют импульсивность действия, безалаберность, энтузиазм;

- по фактору F =8,2 (значимо rs=0,753 при р£0,01) – проявляют активность, беззаботность, однако могут быть импульсивны;

- по фактору G= 2,8 (значимо rs=0,716 при р£0,01) – склонны к непостоянству в своих целях, непринужденны в поведении, не прилагают усилия в выполнении групповых задач, а также выполнению социально-культурных требований. Отказываются подчинятся правилам, склонны к асоциальным поступкам;

- по фактору L=7,3 (значимо rs=0,767 при р£0,01) – склонны к подозрительности, не поддаются легко обману, а также обладают всегда собственным мнением;

- по фактору M=8,5 (значимо rs=0, 662 при р£0,01) – склонны к неприятному для других поведению, не имеющее тенденции ежедневности, не конвенциальные и не заботятся о повседневных вещах, интересы направлены во внутрь, высокие показатели индивидуальности, что ведет к конфликтам с обществом и группой;

- по фактору N=2,6 (значимо rs=0,723 при р£0,01) – порой проявляют грубость, резкость;

- по фактору O=6,6 (значимо rs=0,362 при р£0,05) – склонны к тревожности, обеспокоенности;

- по фактору Q1=6,4 (значимо rs=0,328 при р£0,05) – характерна либеральность взглядов, критическое мышление;

- по фактору Q2=7,9 (значимо rs=0,726 при р£0,01) – проявляют независимость, склонны идти собственной дорогой, принимать собственные решения и действовать самостоятельно. Не считаются с мнением общественности;

- по фактору Q3=2,8 (значимо rs=0,764 при р£0,01) – волевой контроль понижен, что может обусловить отсутствие внимания на социальные нормы и требования, а также отсутствие уважения к мнению других людей;

- по фактору Q4=8,3 (значимо rs=0,798 при р£0,01) – склонны к напряженности и возбудимости;

- по фактору MD=11,3 (значимо rs=0,762 при р£0,01) – завышенная самооценка, довольство собой;

- склонны к вспыльчивости (В=6, значимо rs=0,775 при р£0,01), проявляют повышенный уровень напористости (Н=6,7, значимо rs=0,726 при р£0,01), проявляют высокий уровень неуступчивости (НУ=8,2, значимо rs=0,693 при р£0,01), бескомпромиссны (Б=7,9, значимо rs=0,766 при р£0,01), склонны к мстительности (М=6,4, значимо rs=0,729 при р£0,01), нетерпимы к мнению других (НМ=7,1, значимо rs=0,691 при р£0,01), обладают высоким уровнем позитивной агрессии (ПА=15, значимо rs=0,669 при р£0,01), уровень негативной агрессии завышен (НА=13,6, значимо rs=0,700 при р£0,01), высокий уровень конфликтности (К=24,7, значимо rs=0,721 при р£0,01).

Теперь, проанализируем как влияют личностные факторы на стиль поведения в конфликтной ситуации у подростков, выбирающих «Сотрудничество». Результаты обобщенные располагаются на рисунке 9.

Рис. 9. Показатели личностных качеств по методике Кеттела, личностных данных агрессивности и тревожности по методике Е.П. Ильина и связь их со стилем поведения в ситуации конфликта «Сотрудничество»

Согласно данным рисунка 9, а также расчета корреляции по критерию Спирмена, подростки, которые выбирают стиль поведения в конфликте «Сотрудничество», характеризуются:

- по фактору А = 9,8 (значимо rs=0,444при р£0,01)склонностью к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению, готовности к сотрудничеству. Проявляют внимательность к людям, добры, приспособляемы, мягкосердечны. Щедры в личных отношениях и не боятся критики;

- по фактору В = 7,5 (значимо rs=0,476при р£0,01) развиты интеллектуально, проявляют высокую способность к обучению;

- по фактору С = 8,1 (значимо rs=0,351при р£0,05) эмоционально зрелы, невозмутимы и устойчивы. Показывают высокую способность к соблюдению общественных моральных норм;

- по фактору G= 8,2 (значимо rs=0,534при р£0,01) – достаточно требовательны к себе, руководствуются чувством долга, настойчивы. Часто берут на себя ответственность, склонны к морализированию;

- по фактору H =9 (значимо rs=0,323 при р£0,05)  - общительны, смелы, проявляют яркость эмоциональной сферы

- по фактору M=2,2 (значимо rs=0,487при р£0,01) – для них важно поступать правильно, тактично. Обращают внимание на детали, сохраняют бодрость к духа в экстремальных ситуациях;

- по фактору N=6,3 (значимо rs=0,557при р£0,01) – могут быть сентиментальны, однако естественны в своем поведении;

- по фактору O=3,5 (значимо rs=0,438при р£0,01) –проявляют гибкость характера, спокойны, уравновешены. Вызывают доверие у окружающих людей;

- по фактору Q1=4,6 (значимо rs=0,379при р£0,05) – склонны к консерватизму, уважают принципы и сами им следуют, терпимы;

- по фактору Q3=9 (значимо rs=0,546при р£0,01) –контролируют собственные эмоции, поведение. Социально внимательны, обладают самоуважением, заботятся о своей репутации;

- адекватной самооценкой;

- не склонны к вспыльчивости (В=2,6, значимо rs=0,308 при р£0,01), не проявляют напористость (Н=3,1, значимо rs=0,426 при р£0,01), уступчивы для других людей (НУ=2,8, значимо rs=0,551при р£0,01), выбирают компромисс с решениях вопросов и абсолютно не мстительны (Б=3,8, М=3,6, значимо rs=0,317при р£0,01), уважают чужое мнение (НМ=3,6, значимо rs=0,524при р£0,01), не подозрительны (П=2,1, значимо rs=0,390 при р£0,05), не агрессивны, уровень как позитивной так и негативной агрессии на низком уровне (ПА=6, значимо rs=0,669 при р£0,01), уровень негативной агрессии завышен (ПА=13,6, значимо rs=0,643при р£0,01, НА=7,2, значимо rs=0,449 при р£0,01), не конфликтны (К=12,8, значимо rs=0,551при р£0,01).

Проанализируем личностные качества, которые формируют стиль поведения в ситуации конфликта «Компромисс». На рисунке 10 будут отображены результаты по проведенным методикам.

Рис. 10. Показатели личностных качеств по методике Кеттела, личностных данных агрессивности и тревожности по методике Е.П. Ильина и связь их со стилем поведения в ситуации конфликта «Компромисс»

Согласно данным рисунка 10, а также расчета корреляции по критерию Спирмена, подростки, которые выбирают стиль поведения в конфликте «Компромисс», характеризуются:

- по фактору А = 10,2 (значимо rs=0,491при р£0,01)склонностью к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению, готовности к сотрудничеству. Проявляют внимательность к людям, добры, приспособляемы, мягкосердечны. Щедры в личных отношениях и не боятся критики;

- по фактору В = 7,5 (значимо rs=0,567при р£0,01) развиты интеллектуально, проявляют высокую способность к обучению;

- по фактору С = 9,2 (значимо rs=0,594при р£0,05) эмоционально зрелы, невозмутимы и устойчивы. Показывают высокую способность к соблюдению общественных моральных норм;

- по фактору G= 8,5 (значимо rs=0,456при р£0,01) – достаточно требовательны к себе, руководствуются чувством долга, настойчивы. Часто берут на себя ответственность, склонны к морализированию;

- по фактору H =9 (значимо rs=0,378при р£0,05) - общительны, смелы, проявляют яркость эмоциональной сферы

- по фактору M=2,5 (значимо rs=0,338при р£0,05) – для них важно поступать правильно, тактично. Обращают внимание на детали, сохраняют бодрость к духа в экстремальных ситуациях;

- по фактору N=6,7 (значимо rs=0,465при р£0,01) – могут быть сентиментальны, однако естественны в своем поведении;

- по фактору Q1=4,5 (значимо rs=0,434при р£0,05) – склонны к консерватизму, уважают принципы и сами им следуют, терпимы;

- по фактору Q3=9 (значимо rs=0,379при р£0,05) –контролируют собственные эмоции, поведение. Социально внимательны, обладают самоуважением, заботятся о своей репутации;

- адекватной самооценкой;

- на данный стиль поведения в конфликте оказывает влияние высокая склонность к уступкам (НУ=2,75, значимо rs=0,412 при р£0,05) и высокий уровень доверия к обществу, то есть отсутствие подозрительности (П=1,5, значимо rs=0,452 при р£0,01), а также отсутствие конфликтности личности и низкий уровень агрессивности (К=13,2, значимо rs=0,409 при р£0,05).

Проанализируем личностные качества, которые формируют стиль поведения в ситуации конфликта «Избегание». На рисунке 11 будут отображены результаты по проведенным методикам.

Рис. 11. Показатели личностных качеств по методике Кеттела, личностных данных агрессивности и тревожности по методике Е.П. Ильина и связь их со стилем поведения в ситуации конфликта «Избегание»

Согласно данным рисунка 11, а также расчета корреляции по критерию Спирмена, подростки, которые выбирают стиль поведения в конфликте «Избегание», характеризуются:

- по фактору А = 3,8 (значимо rs=0,547при р£0,01) достаточно сдержаны в общении, обособлены, избегают общения, холодны;

- по фактору В = 2,6 (значимо rs=0,471при р£0,01)медленная скорость реакции и усвоения материала;

- по фактору С = 4 (значимо rs=0,359при р£0,05) чувствительны, легко расстраиваются, эмоционально малоустойчивы;

- по фактору Е=3 (значимо rs=0,414при р£0,05) – покорные, уступающие другим, часто зависимы и признающие свою вину, пассивны;

- по фактору F = 3,6 (значимо rs=0,382при р£0,05) – осторожны, молчаливы, серьезны;

- по фактору H =3,4 (значимо rs=0,489при р£0,01) - застенчивы, неуверенные в себе, робкие и боязливые;

- по фактору O=8,2 (значимо rs=0,410при р£0,05) – достаточно депрессивные, склонны к проявлению тревожности в стрессовой ситуации, избегают конфликтов;

- по фактору Q1=8,6 (значимо rs=0,466при р£0,05) – поглощены внутренними проблемами, часто сомневаются даже по простым вопросам, скептики, не терпят изменения;

- по фактору Q2=2 (значимо rs=0,352при р£0,05) – несмотря на свою не общительность, склонны идти за группой, но в ситуации стреса держатся обособленно;

- по фактору Q4=2 (значимо rs=0,404при р£0,05) – склонны к расслабленности, уравновешенности. Создают ощущение ленивого человека;

- заниженной самооценкой (значимо rs=0,456 при р£0,01);

- на данный стиль поведения оказывают влияние низкий уровень вспыльчивости (В=1,4, значимо rs=0,377при р£0,05), отсутствие напористости (Н=1,6, значимо rs=0,385при р£0,05), склонность к компромиссам (Б=2, значимо rs=0,349при р£0,05), высокий уровень подозрительности (П=8,8, значимо rs=0,486при р£0,01).

Проанализируем личностные качества, которые формируют стиль поведения в ситуации конфликта «Приспособление». На рисунке 12 будут отображены результаты по проведенным методикам.

Рис. 12. Показатели личностных качеств по методике Кеттела, личностных данных агрессивности и тревожности по методике Е.П. Ильина и связь их со стилем поведения в ситуации конфликта «Приспособление»

Нами не было определено достоверных связей между личностными факторами, агрессивностью и стилем поведения в ситуации конфликта «Приспособление» в силу того, что только два человека продемонстрировали данный стиль. Однако, мы будем опираться на рисунок 6 и 12, где можно увидеть отличительные особенности данной группы подростков.

Сразу хотелось бы отметить остаточно повышенный уровень конфликтности (К=17,2), которые подкреплен повышенным уровнем позитивной агрессии (ПА=8). Данная группа выбирает стиль поведения приспособление, по причине высокой подозрительности и в силу следующих личностных особенностей:

- по фактору С = 7 они трезво оценивают действительность, и понимают, что крайне важно находится в гармоничном обществе и быть принятым;

- по фактору O=1– в целом, безмятежны и их сложно вывести из себя6 но при этом они обладают повышенным уровнем внутренней конфликтности;

- по фактору Q2=4 –слишком зависят от группы, поэтому они относятся к «присоединяемому» типу;

- по фактору Q3=7, что оценивает их как контролируемых;

- заниженной самооценкой MD=4, что может объяснить ведомость.

В результате проведенного исследования, мы можем сделать вывод, что на стиль поведения в конфликтной ситуации оказывают влияние такие личностные факторы, как: общительность и поведение в общении, показатели эмоциональной стабильности, склонность к подчинению и самостоятельность принятия решений, зависимость от группы, экспрессивность, нормативность поведения, доверчивость, подозрительность, тревожность, агрессия, самоконтроль и самооценка.

Данный результат подтверждает выдвинутую в самом начале данного исследования гипотезу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: