Разработка рекомендаций по профилактике конфликтов у подростков

 

В основе авторской психокоррекционной программы лежит идея формирования сотруднического взаимодействия подростков. Исходя из этого, с целью оптимизации психокоррекционного эффекта предложенной программы нами была использована групповая форма занятий.

Целью нашей программы является оптимизация уровня агрессивности и конфликтности старших школьников.

Задачи программы:

- психокоррекция уровня агрессивности учеников;

- снижение уровня ситуативной и личностной тревожности учащихся;

- личностный рост каждого ребенка в процессе решения развивающих заданий.

Структура групповых занятий

Каждое групповое психокоррекционное занятие включает три этапа работы:

Й этап - Разминка

Психолог на данном занятии настраивает участников группы на психологическую работу. С этой целью используют специальные психологические упражнения, которые направлены на снятие напряжения, на внимание, развития навыков понимания и выражения своих чувств с помощью невербальных средств.

Й этап — Основная часть

Второй этап занятий направлен на снижение уровня агрессивности и оптимизацию уровня тревожности подростков.

Й этап — Подведение итогов занятия

Основной задачей третьего этапа занятия было закрепление навыков саморегуляции состояний школьников, подведение итогов проведенных занятий.

Разработанная нами программа оптимизации уровня тревожности предполагает проведение 7 занятий продолжительностью 1-1,5 ч. Занятия могут проводиться в течение одного месяца.

 

Вывод по главе 2

 

В эмпирическом исследовании приняло участие 30 детей подросткового возраста, средним возрастом 11-13 лет.

В результате исследования стиля поведения в конфликтной ситуации было определено, что адекватные стили реагирования на конфликт выбирают 46,5% (14 подростков), которые склонны к компромиссу и сотрудничеству, не адекватный стиль, то есть соперничество и избегание, выбирают 53,2% (16 подростков).

В ходе анализа личностных особенностей подростковой группы мы установили, что для подростков характерно:

- обращенность в общении вовне, легкость в общении, установлении контактов, аффективное участие в общении;

- конкретное мышление, средняя способность к обучению;

- средняя степень развития эмоциональной устойчивости, иногда отсутствие трезвой оценки действительности, проявление активности, недостаточная зрелость в суждениях;

- склонность к самоутверждению, независимости, проявлениям агрессивности;

- частые проявления импульсивности, наличие энтузиазма, осторожность, безалаберность;

- склонность к избеганию соблюдения правил, средний уровень сознательности, однако склонность к настойчивости;

- социальная смелость, авантюризм, спонтанность;

- независимость, реализм, вера в собственный силы;

- развивающаяся адаптация, формирование собственного мнения, рациональность, подозрительность;

- сочетание развитого воображения и практичности;

- прямолинейность, естественность, бесхитростность;

- частая смена тревожности и безмятежности, спокойствия и обеспокоенности, депрессивности и хорошего настроения;

- более склонен к экспериментам, критике, либеральность взглядов, аналитическое мышление;

- более склонен принимать собственные решения, однако важна зависимость от группы, принадлежность к социальной роли;

- идеализация образа «Я», контролируемость, социальная точность, повышенная конфликтность;

- склонность к фрустрации, напряжению;

- завышенная самооценка.

Однако, дальнейшее исследование показало, что на стиль поведения в конфликтной ситуации влияют индивидуально-личностные особенности, такие как общительность и поведение в общении, показатели эмоциональной стабильности, склонность к подчинению и самостоятельность принятия решений, зависимость от группы, экспрессивность, нормативность поведения, доверчивость, подозрительность, тревожность, агрессия, самоконтроль и самооценка.

 



Заключение

 

В самом начале данного исследования нами был поставлен ряд задач, которые мы считаем выполненными, что позволяет сделать определенные выводы.

Период с 9-12 до 15-17 лет в психологии принято называть подростковым или отроческим. Формирование новообразований в подростке осуществляется неравномерно, поэтому подростковая личность имеет следы и детского и взрослого сознания одновременно. Основным специфическим новообразованием периода ученые считают т.н. чувство взрослости. В связи с этим подросток стремится выглядеть как взрослый. Учение как основная сфера деятельности передает инициативу общению со сверстниками. Постепенно начинает формироваться «Я-идентичность». Значительные трансформации переживают также мотивационная, интеллектуальная сферы.

В психологической науке наблюдается отсутствие единого научного представления о природе конфликта, а также о его сущностных характеристиках. Теоретической основой нашего исследования будет личностно-деятельностный подход, который можно наблюдать в определении таких исследователей, как Н.В. Гришина, А.Я. Анцупова и других.

По мнению Н.В. Гришиной, конфликт – это, прежде всего, биполярное явление, т.е. противостояние двух начал, которое проявляет себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами).А.Я. Анцупов и отмечает, что конфликт – это наиболее острый способ решения значимых противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями

Решающее значение на выбор поведения в конфликте, согласно мнению исследователей, является сама личность, а именно ее установки, потребности, образ мышления, привычки и модели поведения. Важно сказать, что мораль – это значительный фактор, позволяющий предупредить развитие конфликта, переход его в экстремальные эмоциональные формы.

В подростковом возрасте особенно актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта. Являясь переломным моментом в становлении социальной компетентности, данный период ориентирован на улучшение материальных условий жизни для формирования моделей поведения в конфликтных и кризисных ситуациях.

В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей, дети подросткового возраста могут попадать в разные ситуации конфликта, находя свойственные им решения.

В эмпирическом исследовании приняло участие 30 детей подросткового возраста, средним возрастом 11-13 лет.

В результате исследования стиля поведения в конфликтной ситуации было определено, что адекватные стили реагирования на конфликт выбирают 46,5% (14 подростков), которые склонны к компромиссу и сотрудничеству, не адекватный стиль, то есть соперничество и избегание, выбирают 53,2% (16 подростков).

В ходе анализа личностных особенностей подростковой группы мы установили, что для подростков характерно:

- обращенность в общении вовне, легкость в общении, установлении контактов, аффективное участие в общении;

- конкретное мышление, средняя способность к обучению;

- средняя степень развития эмоциональной устойчивости, иногда отсутствие трезвой оценки действительности, проявление активности, недостаточная зрелость в суждениях;

- склонность к самоутверждению, независимости, проявлениям агрессивности;

- частые проявления импульсивности, наличие энтузиазма, осторожность, безалаберность;

- склонность к избеганию соблюдения правил, средний уровень сознательности, однако склонность к настойчивости;

- социальная смелость, авантюризм, спонтанность;

- независимость, реализм, вера в собственный силы;

- развивающаяся адаптация, формирование собственного мнения, рациональность, подозрительность;

- сочетание развитого воображения и практичности;

- прямолинейность, естественность, бесхитростность;

- частая смена тревожности и безмятежности, спокойствия и обеспокоенности, депрессивности и хорошего настроения;

- более склонен к экспериментам, критике, либеральность взглядов, аналитическое мышление;

- более склонен принимать собственные решения, однако важна зависимость от группы, принадлежность к социальной роли;

- идеализация образа «Я», контролируемость, социальная точность, повышенная конфликтность;

- склонность к фрустрации, напряжению;

- завышенная самооценка.

Однако, дальнейшее исследование показало, что на стиль поведения в конфликтной ситуации влияют индивидуально-личностные особенности, такие как общительность и поведение в общении, показатели эмоциональной стабильности, склонность к подчинению и самостоятельность принятия решений, зависимость от группы, экспрессивность, нормативность поведения, доверчивость, подозрительность, тревожность, агрессия, самоконтроль и самооценка.

Данный результат подтверждает выдвинутую в самом начале данного исследования гипотезу.

 

Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.-М.: Академический Проект,2010.-623с.

2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста / Т.П. Авдулова. - М.: Academia, 2012.-345с.

3. Акименко М.А., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. От психоневрологии к медицинской психологии: научная система В.М. Бехтерева и В.Н. Мясищева. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2011. N 4.

4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология; Питер - Москва, 2013. - 512 c.

5. Багаева В. В. Стратегии поведения в конфликте // СТЭЖ. 2015. №1 (20) С.91-92.

6. Белинская А.Б. (ред.) Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде) Учебное пособие. М.: Прометей, 2010. – 212 с

7. Богданов Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. - СПб., 2014.         

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер,- 2008, 300с.

9. Васильев А. С. О психологической природе внутриличностного конфликта // МНКО. 2010. №4-2 С.207-211.

10. Волков, Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2013.

11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.:Юрайт, 2014- 200с.

12. Гапонова С. А., Романова Э. Н. Развитие «я концепции» у детей подросткового возраста // МНКО. 2012. №2 С.10-12.

13. Глебец Иван Владимирович Анализ проблемы межличностного конфликта с позиции зарубежной социально-психологической теории // Вестник БГУ. 2010. №5 С.53-58.

14. Гребенкин Е. В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей; Феникс - Москва, 2013. - 176 c.

15. Гринина Е.С. Причины межличностных конфликтов подростков. // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции 31 января 2015 г.: в 10 ч./Под общ. Ред. М.Г. Петровой.-Белгород: ИП Петрова М.Г.., 2015.-Часть IX.-180с. 34-37с.

16. Гришина Н. В. Психология конфликта. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.

17. Демьянович Оксана Вячеславовна. Психологические особенности субъективных представлений подростков о конфликте: 19.00.07 Демьянович, Оксана Вячеславовна Психологические особенности субъективных представлений подростков о конфликте (На материале кадетов и школьников): Дис.... канд. психол. наук: 19.00.07 Москва, 2006 131 с. РГБ ОД, 61:06-19/303

18. Заиченко Н.У., КозенюкВ.Ф., Абраменко В.В., РатмироваО.А., Шемякина О.О. Профилактика и разрешение деструктивных явлений в конфликте // Педагогика и психология образования. 2010. №3 С.37-58

19. Зиганшина Д. М., Бильданова В. Р. Стратегии поведения в конфликтной ситуации // Международный журнал экспериментального образования. 2011. №8 С.55.

20. Китаева М., Русинова Физиологические и психологические особенности подростков 11-17 лет // Вестник ТГГПУ. 2008. №15 С.77-80.

21. Кле М. Психология подростка. Материалы сайта http://booksee.org/book/991152 (дата обращения 20/11/2016)

22. Красильников И.А. Модель внутреннего конфликта в гуманистической психологии личности // СИСП. 2013. №12 (32) С.8.

23. Кон И.С.. Психология ранней юности. Материалы сайта http://padaread.com/?book=26049 (Дата обращения 20/11/2016).

24. Короткина Т.И. (ред.) Психология конфликта. Компендиум кейсов Учебное пособие. — СПб.: СПбГУП, 2016. — 116 с.

25. Крайг Г. Психология развития (Пер. с англ.) - СПб, 2010, 987 с.

26. Кузнецова С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Вестник славянских культур. 2010. №4 С.84-90.

27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2011.-464 с.

28. Лавриченко О.В. Личностные детерминанты протестного поведения подростков // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2013. №3 С.35-41.

29. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ.ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001. Материалы сайта https://eknigi.org/ (дата обращения 22/11/2016)

30. Леонтьева А.В., ШарудиловаА.С. Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №3 С.162-164.

31. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учебное пособие / Н.И. Леонов. — СПб.: Питер, 2006. — 240 с.

32. Манохина О. А. Психологические особенности понятия и причины девиантного поведения подростков // Ученые записки РГСУ. 2011. №1 С.106-112.

33. МолодцоваТ.Д.Основные виды и типы подростковойдезадаптации // Концепт. 2013. №5 (21) С.65-71

34. Муштук О. З., Деев А. Ю., Которова О. С., Цыбульская М. В. Конфликтология; Московская Финансово-Промышленная Академия - Москва, 2011. - 320 c.

35. Никитина Л.С.  Формирование конструктивных способов разрешения конфликтов у младших подростков // Концепт. 2015. №S1 С.196-200.

36. Обозов Н.Н. Психология конфликта СПб.: ЛНПП "Облик", 2011. — 48 с.

37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011, 414

38. Основы конфликтологии: практикум/ сост. С.И. Ерина, Л.А. Николаева.-Яросл. Гос. Ун-т им. П.Г. Демидова.-Ярославль: ЯрГУ, 2010-124с.

39. Папура А. А. Формирование уверенности в себе у подростков // Вестник ТГПУ. 2010. №5 С.110-114.

40. Плехова В. В. Формирование конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях // Вестник СМУС74. 2014. №1 С.74-79.

41. Ратников В.П. Конфликтология. Вопросы-ответы Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В. П. Ратникова. — М.: Юнити-Дана, 2014. - 240 с.

42. Рождественская Н.А., Мамонова А.М. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2010. №1 С.110-116.

43. Сахарова Т.Н. Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте // Среднее профессиональное образование. 2013. №8 С.37-39.

44. Семенов, А.В. Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.В. Семенов. – М., 2012. – 26 с.

45. Сивкова, М.Б.. Формирование эффективного поведения подростков в конфликте с помощью арт-методов: на примере мульттренинга: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07 /Сивкова Мария Борисовна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2010.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/12

46. Сиденко Елена Александровна Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №2 С.30-31.

47. Сиденко Е.А. К вопросу об адаптации подростка // Инновационные проекты и программы в образовании. -2011. - №1.

48. Смирнягина Майя Максовна Возрастные границы и психологическое содержание стабильного периода подросткового возраста // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. №5 (138) С.56-61.

49. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 267 с.

50. Степанова Н.В.. Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07. - Самара, 2007. - 211 с.: ил. РГБ ОД, 61:07-19/597

51. Суслова Е.А. Методологические основания акмеологии как интегративной науки в системе комплексного изучения человека // Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века. М., 2011. -С. 5-12.

52. Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции 31 января 2015 г.: в 10 ч./Под общ. Ред. М.Г. Петровой.-Белгород: ИП Петрова М.Г.., 2015.-Часть IX.-180с.

53. Тудупова Т.Ц., Худякова И.С. Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте // Вестник БГУ. 2009. №5 С.135-141.

54. Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. — М.; Воронеж: МПСИ:Модек, 2008. — 206 с

55. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. - М.:МПСИ,2012.- 427с

56. ФокинВ.А. Парадоксы и болевые точки современной психологии конфликта // Концепт. 2016. №3 С.36-40.

57. Хилько, М. Е. Возрастная психология. Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2014.

58. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер Пресс, 2015. 608 с.

59. Цветкова, А. Л. Особенности поведения подростков, имеющих установки на конфликт [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.Л. Цветкова. – М., 2011. – 27 с.

60. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,Академия- 2011, - 384с.

61. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006

62. Юденко О. Н. Психологические причины конфликтов и конфликтного поведения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2006. №1 С.171-174.

 



Приложение 1

 

Важно затронуть возрастные отличия, так как они влияют на степень и ход течения конфликта. У представителей разных поколений не совпадают смысложизненные представления, отличается манера поведения, обоснованная жизненным опытом. Также, заметна степень развития сотрудничества и взаимопонимания между представителями разных слоев, подразделений, ровно как у и людей разных возрастов различаются целеполагания. У молодежи и подростков, конфликты, которые связаны с адаптацией, проявляются в нарушении дисциплины, а у взрослых людей связываются с целевыми характеристиками деятельности[57, 118c.].

В 70-х года 20 века, такие известные американские ученые, как Р. Килман и К. Томас, выделяли пять основных типов поведения человека в ситуации конфликта, которые отличаются некой степенью кооперации и напористости. Для того, чтобы определить тип, который присущ определенном индивиду, они разработали особую методику.

Для того, чтобы описать 5 вариантов поведения людей, К. Томас применял двухмерную модель регулирования конфликтов: напористость – то есть защита своих интересов, а также кооперация- то есть внимание к интересах других людей. В зависимости от того, к чему склонен индивид, выделяются следующие типы регулирования конфликтов:

1.  Соперничество, соревнование и конкуренция, означающие стремление достигать собственной цели не обращая внимания на интересы других людей;

2. Избегание, которое применяется в случае, когда человек желает уйти от конфликта, и не уверен в собственной способности принимать верное решение либо боится задеть чьи-либо чувства;

3. Компромисс, который описывает среднее состояние, когда желание сторон могут быть удовлетворены только частично, то есть каждый участник отказывается от ранее выдвинутых желаний и условий;

4. Приспособление, как стратегия выхода из конфликта, свойственна для людей, которые чутко относятся к интересам других, а также готовы принести ради них в жертву собственные интересы;

5. Сотрудничество, которое проявляется в стремлении учитывать потребности всех участников конфликта[24, 67c.].

Важно помнить, что при отрицании насилия, конфликт рассматривается как позитивное и благоприятное явление, так как на поверхность выносятся скрытые причины напряженности, которые, если их проигнорировать, приводят к катастрофическим последствиям – бытовые ссоры либо войны. Иными словами, из конфликта, в случае верной реакции на него, можно извлекать выгоду, по причине возрастающего взаимопонимания, сплочения коллектива, лучшего принятия и понимания себя самого, так как происходит детальный внутренний анализ, в ходе которого выделяются реальные приоритеты.

Следует затронуть типологию конфликтов, а именно тот факт, что разнообразные типологии конфликтов дают представление о направлениях исследований конфликтов в психологической науке.

Например А.Г. Здравомыслов выделяет, согласно характеристикам конфликтующих сторон, межличностные конфликты, межгрупповые, межинституциональные, межкультурные и так далее[40, 75c.].

Е.А. Суслова, в ходе развития личностного подхода в изучении конфликтов, выделяла такие виды конфликтов, как:

- Деструктивный конфликт личностных позиций и убеждений, то есть межличностный конфликт;

- Конструктивный конфликт инновационного развития;

- Конструктивный конфликт состязательности, либо спортивный или рыночный конфликт;

- Деструктивный конфликт в этнических, социальных, геополитических отношениях[51, 7-8c.].

Однако вместе с тем, разнообразные виды конфликтов связаны между собой, так как возможны переходы от одного уровня конфликтов к другому. Например, межличностные конфликты, которые вызываются противоречиями людей, переходят для одних во внутриличностный конфликт, либо конфликт мотивов, а внутриличностный конфликт может обнаружить себя в межличностных проявлениях, приводя к развитию межличностного. Межличностный конфликт, который возникает в ситуации противостояния участников разных групп, может развиться до межгруппового конфликта[5, 92c.].

 

 


 


Приложение 2

Согласно данным В.М. Русалова, структура темперамента обусловлена соотношением коммуникативной и деятельностной сферы, на основе чего выделяются следующие характеристики: социальная эргичность, предметная эргичность, социальная и предметная пластичность, социальный темп, социальная эмоциональность[19, 55c.].

По Г. Айзенку, лица с такими характеристиками темперамента предрасположены к конфликтам, а, как отмечает С.Е. Епифанцев, конфликтные личности более акцентуированы и ля них свойственно экстрапунитивное реагирование [13, 55c.].

Также, предрасположенность к конфликтному поведению обусловлена таким понятием, как коммуникативный контроль. Данный термин определяет поведение личности в ситуациях социального взаимодействия. Так. Высокий коммуникативный контроль обозначает, что человек может следить за собой, управляя эмоциями и гибко реагирует на изменения ситуации в общении. Средний коммуникативный контроль обозначает, что в общении человек непосредственен, а также искренне относится к другим, однако сдерживается в эмоциональных проявлениях, соотнося собственные реакции с поведением окружающих людей. Низкий уровень говорит о высокой импульсивности в общении, раскованности, а также склонности к конфликтному поведению[6, 90c.].

Один из факторов, который оказывает влияние на выбор стратегии в ситуации конфликта – это личностные особенности субъекта. Совместно с тем, если четко сопоставить определенную роль личностных и ситуативных факторов детерминации поведения в ситуации конфликта, исследования не позволяют. Анализ поведения неконфликтных и конфликтных педагогов в общении с учениками, которое провела Л.В. Симонова, позволяет говорить о том, что существуют определенные устойчивые характеристики личности, которые либо затрудняют либо облегчают педагогу процесса установления оптимальных отношений с детьми. Данное обстоятельство позволило исследователю сделать вывод о том, что непосредственно личностные особенности педагога могут определять субъективную значимость появляющихся противоречий, поэтому они влияют напроцесса появления и развития конфликта[45].

В.П. Трусова высказывался, проведя анализ по проблеме соотношения личностных и ситуационных детерминант поведения: «Исследования последних лет показали, что ситуация вызывает поступок, а не (более чем) черты личности, и особенности измерения (а не личностные характеристики), общие для кажущихся различными процедур оценки одного и того же показателя, часто является причиной их корреляции»[42, 113c.].

 

           

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: