Требования к организации и проведению диспута

Диспут можно проводить исключительно в тех случаях, когда у детей есть опыт беседы о жизни, также сформированы начальные навыки общения, позволяющие избежать неуважительного отношения к выступающему.

Кроме того, существует ряд правил по успешному проведению диспута: Тема диспута должна быть значимой, проблемной, предоставляющей разные точки зрения. Она конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 3 до 6. Своевременная подготовка объявлений, пригласительных билетов. Надлежащее оформление помещения, в котором будет проходить диспут (баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты). Подбор и предоставление участникам соответствующей литературы. Верный выбор ведущего, способного «зажечь» аудиторию. Важно установить четкий регламент по выступлениям. В конце обязательно дать оценку, выразить признательность участникам.

Организуя диспут, педагог обязан иметь в виду, что: диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения; преподаватель должен обладать методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами; в ходе обсуждения вопроса нужно создать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, без страха осуждения; общаться с участниками диспута просто, свободно, что существенно сближает учителя и учащихся; позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение, уверять в нем других.

4. Методика организации и проведения групповых дел
(по Н. Е. Щурковой) (см. Приложение 1)

Н. Е. Щуркова понимает воспитание как «восхождение к культуре современного ему общества, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека».

Система воспитания должна быть направлена на то, чтобы сформировать у ребенка образ жизни, достойный Человека, «построенной на основании Добра, Истины, Красоты».

Человеческая культура представлена миром вещей и миром идей. Предмет выступает символом человеческих отношений и ценностей.

Н. Е. Щуркова выделяет пять источников, через которые осуществляется вхождение в культуру: искусство, мораль, наука, персоналии выдающихся личностей, материальные ценности.

Таким образом, средствами нашего общения могут быть: художественное полотно, моральное суждение, научный факт (факты экологического бедствия), событие из жизни великого человека, любой предмет материального мира (книга, стул, очки, детская игрушка и др.). Нужно помнить, отмечает Н. Е. Щуркова, что «предмет только тогда говорит, когда из него извлекают скрытое отношение».

Вводя предмет в ситуацию группового общения, педагог должен четко поставить групповую задачу:
Важно правильно выстроить свою педагогическую роль. Педагог должен понять, что групповое дело принципиально отличается от урока тем, что дети не отвечают педагогу, а делятся личностными смыслами. В силу этого педагог также делится своими личностными смыслами. Его мысли и чувства не важнее мысли любого ребенка. Он никого не оценивает. Но он педагог и создает общую доброжелательную обстановку, формулирует групповую задачу, помогает выйти из затруднительного положения.

Закончить групповое дело можно выражением благодарности. Можно заранее приготовить сюрприз. Обобщить то, о чем говорилось, и предложить каждому подумать над конкретным вопросом уже наедине. Можно предложить детям выразить свое отношение к разговору, используя цвета радуги. Главный результат группового дела – удовлетворенность общением.

Общая структура группового дела выглядит так.

ü Эмоциональный настрой на общение.

ü Введение предмета в ситуацию общения.

ü Постановка групповой задачи, обозначение игровых ролей.

ü Выполнение групповой задачи. Игровая кульминация.

ü Итог. Рефлексия.

 

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: