Методические основы воспитательной работы

Каковы механизмы, «инструменты» которыми педагоги формируют базовые национальные ценности, способности к самоопределению и все то, что составляет содержание воспитания, — на этот вопрос отвечает та часть теории воспитания, которая изучает организационно-процессуальный компонент воспитательной системы. Научные знания о методах, средствах, формах, приемах воспитательной работы, педагогическом общении и педагогической технике, а теперь и о технологии воспитательной деятельности — все это составляет организационно-методическую основу воспитания и является предметом научной области — методики воспитательной работы. Начало методике воспитания положил А.С. Макаренко своей блестящей работой «Методика организации воспитательного процесса».

Методика воспитательной работы — раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, раздел, включающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе [7].

Такие категории, как методы, приемы, формы и средства воспитательной работы, тоже не всегда четко разделяются как в практике, так и в теории.

Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать – организуя деятельность детей. Воспитатель все-таки — организатор деятельности воспитанников, и это педагоги всегда понимали. Поэтому метод воспитания определяют еще и как способ педагогического воздействия на ребенка.

Анализ определений понятия «метод воспитания» и различных классификаций показывает, что постепенно в традиционной педагогике происходит переход от авторитарности (раньше преобладали методы убеждения и наказания, т. е. давления на личность) к широкому набору методов, поощряющих самовоспитание.

В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Например, свободный выбор, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, игра.

Ни один из методов не пользуется изолированно. Педагог строит воспитательный процесс и выбирает систему методов, их последовательность и комбинации. Все это происходит с учетом целого комплекса факторов и условий (принимаются во внимание возрастные особенности детей, их социокультурное, духовно-нравственное развитие, уровень актуального развития каждого и зона ближайшего развития, способности, потребности, интересы, социокультурное окружение, уровень развития первичного коллектива и характер школьного коллектива, самооценка ребенка и его социальный статус и т. д.).

В основу классификации методов воспитания, предложенной Г. И. Щукиной и принятой многими, положена концепция деятельности, деятельностный подход. Основанием для деления методов на классы является направленность способа воздействия на ту или иную сферу личности: на сознание, поведение, эмоционально-волевую сферу. Иначе говоря, критерием разграничения методов является функция метода в воспитательном воздействии [7].

Согласно этому критерию методы воспитания объединяются в три группы и составляют такую систему:

1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера.

2 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения детей: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.

3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание.

В качестве форм организации воспитания выступают формы организации учебно-познавательной (уроки, экскурсии, предметные кружки, домашняя учебная работа), а также внеучебной деятельности и общения школьников. К ним относятся:


- беседы,

- встречи с выдающимися людьми,

- утренники,

- выставки,

- конкурсы,

- олимпиады,

- коллективные творческие дела,

- игры-путешествия,

- познавательные игры,

- собрания,

- конференции,

- праздники и др.


Все формы организации внеучебной деятельности учащихся можно объединить в следующие группы:

- воспитательные мероприятия;

- коллективные творческие дела;

- воспитательные игры.

Воспитательные мероприятия имеют своей целью организацию непосредственного воспитательного воздействия на учащихся, которым, как правило, отводится роль зрителей или исполнителей.

Коллективные творческие дела предполагают организацию совместной деятельности учащихся, в основу которой положены какие-то общественные события или события коллективной жизни. Организация в процессе воспитания коллективных творческих дел способствует деятельности школьников, вносит в нее дух соревнования и творчества. В их процессе учащиеся начинают осознавать свою принадлежность к коллективу, у них воспитывается такие качества личности, как инициативность, организованность, самостоятельность, взаимопомощь, формируются умения сообща наметить цель предстоящей деятельности, распределить обязанности и организовать выполнение работы, определить степень участия каждого в коллективной деятельности и подвести ее итоги.

Воспитательные игры, как и коллективные творческие дела, предполагают организацию совместной деятельности учащихся. Как форма организации воспитания они могут использоваться в учебной (учебно-познавательные игры), во внеучебной (игры-путешествия) деятельности. Учебно-познавательные игры и игры-путешествия являются традиционными формами организации воспитания школьников.

 


3. Методика организации и проведения диспута

В современное мире особо остро стоит вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе. Классические уроки, как правило, не предоставляют расширенную возможность общения в силу соблюдения дисциплины и большого объема материала, который необходимо преподнести учащимся. В связи с этим появились так называемые уроки-диспуты, направленные именно на развитие общения.

Определение «Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать», «дискутировать» и подразумевает публичный спор на некую тему. При этом учитывается столкновение разных, зачастую противоположных точек зрения при рассмотрении какого-либо вопроса, проблемы с целью верного решения. Как и в ходе обсуждения вопроса, при помощи диспута осуществляется проблемный расклад к организации различных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с поиском ответов на темы из жизни школы, класса, моральных норм личности согласно с требованиями современности.

Как известно, истина находится в споре, в конфликте воззрений. Однако, диспуты предполагают не только споры, но и инсценировки с музыкальным оформлением, от случая к случаю учащиеся исполняют конкретные роли, представляя себя на месте героя. В игру-анализ включаются все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагог должен специально стимулировать спор, подсказывая неверные решения, создавая при этом атмосферу поиска правды. В обсуждении вопроса увеличивается учебная активность слабых учеников, все становятся более общительными, начинают прислушиваться друг к другу.

Таким образом, диспут – это не просто форма учебной работы, а высокая духовная форма общения. Дети приобретают умения, необходимые им в жизни: выстраивают свое поведение с позиции других людей, воспитывают культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности.

В зависимости от уровня подготовки аудитории выделяют:

диспут-лекцию;

диспут-конференцию;

диспут-дискуссию.

По содержанию диспуты бывают:

нравственно-этические;

общественно-политические;

эстетические;

профессиональные.




Основные этапы

В основе диспута заложены три этапа его подготовки и проведения: подготовительный, основной, итоговый.

Подготовительный этап: определение темы, цели; создание организационной группы; распределение обязанностей; выбор ведущего; анкетирование, формулировка проблемных вопросов; подготовка инструкций и оборудования; выбор помещения и его соответствующее оформление.

Основной этап: ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов. Перед началом обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной темы, конкретизировать предмет обсуждения, уточнить отдельные понятия. Началом может быть проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который создает проблемную ситуацию, песни, стихотворения по проблеме. Составной частью диспута станет резюме проблемы, выражающее истину. Это могут быть взгляды на проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты, примеры.

Итоговый этап: краткий анализ диспута, его плюсов и минусов, путей решения задач, поощрительная оценка участников, определение новых дискуссионных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: