Я стадия — предварительная работа детского коллектива и педагога

Деятельность педагога:

– определяет роль данного ТД в жизни детского объединения;

– выдвигает конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться;

– разрабатывает варианты ТД как примеры для выбора детьми;

– начинает строить перспективу возможного ТД в установочной (стартовой) беседе с детьми.

Задача педагога: пропаганда, идеи, цели КТД, побуждение к участию в нем. При этом можно опираться на:

§ идею бескорыстного служения людям;

§ чувство удовлетворения от совместной деятельности;

§ очарование героическим;

§ побуждение красивым;

§ восхищение творческими способностями;

§ радость от приобщения к непознанному, новому, творческому;

§ открытие возвышенного в повседневной жизни;

§ поддержку позитивной самооценки («Я могу!»).

Деятельность коллектива:

– формируются микроколлективы по интересам из представителей кружков, детей, свободно посещающих клуб;

– выбираются командиры микроколлективов, распределяются поручения между членами микроколлективов;

– проводится подготовка к сбору планирования общих дел клуба во время разведки дел и друзей, которую проводят микрогруппы по разным, сообща выбранным маршрутам.

Формы выявления самых интересных и полезных дел и проектов могут быть различными:

- обсуждение основных направлений, целей и задач деятельности;

- конкурс на лучшие предложения по плану, на лучший проект дела;

- анкеты предложений (что ты хотел бы сделать? для кого? и т.п.);

- «разведка дел и друзей» — предварительная и массовая (по таким, например, маршрутам, как «клуб», «микрорайон», «родная природа», «малыши», «далекие друзья»);

- «молнии» с предложениями к плану (для обсуждения).

Я стадия — коллективное планирование.

Оно происходит на общем сборе макрогруппы или на сборе, который составляет общий план жизни этого объединения на очередной период, или на специальном сборе-старте, на котором планируется только данное ТД. На общем сборе планирования принимается коллективное решение: утверждаются планы работы микроколлективов, формируется план общих дел, утверждается структура органов соуправления, устанавливается график работы Совета самоуправления и т.д.

На данном этапе уже сообща решаются основные вопросы, которые ставились перед микроколлективами:

Что делаем, какими средствами?

Где действуем, в каком пространстве?

Как лучше его провести, по какому графику, плану работы, сценарию?

Когда начинаем КТД? (сроки, время);

Кто организует и за что отвечает? (распределение ответственности);

Кто оценивает КТД?

Совместно с кем действуем? Чья поддержка необходима?

Для кого действуем, на радость и пользу кому? (кому адресовано дело);

Зачем действуем? (смысл);

Кому участвовать — всему объединению, или отдельным (по желанию) микрогруппам, или сводной бригаде добровольцев?

Кто будет руководить — Совет объединения, или специальный

Совет дела из представителей всех микрогрупп, или командир сводной бригады?

Ведущие общий сбор (ими могут быть и взрослые, и сами ребята) ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные, полезные предложения, а в конце сбора сводят их воедино и, в случае необходимости, организуют выбор Совета дела или командира сводной бригады.

На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты, один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект.

Можно использовать формы коллективного планирования из опыта работы ВДЦ «Орленок», ОДЦ «Ребячья республика»:

«Банк идей», «Строим дом», «Стрелка планирования» и др. Такие формы коллективного планирования, как «Северное лето», «Турфирма предлагает», «Строим дом» описаны в разделе «Методика организации и проведения творческих дел. Коллективное планирование».

Функции инициатора, организатора и контролера дела может выполнять временная инициативная группа (ВИГ). Как правило, в нее входят один-два самостоятельно мыслящих, творческих ребенка и два-три ничем не выдающихся ребенка. Смысл такого объединения в том, что выпадающий из общего поля активности ребенок (дети) в условиях ограниченного контакта значительно легче раскрывает свои «малые таланты», нежели находясь в общей массе себе подобных. Этот психологический эффект помогает раскрыться самым заторможенным аутсайдерам, предоставляя им возможность побывать в качестве руководителя с весьма большой степенью ответственности. Другая особенность ВИГ (временная инициативная группа) - вре менное объединение, в связи с чем каждый ребенок получает несколько возможностей проявить свои организаторские способности, а понятие «актив» утрачивает свою элитарную притягательность.

Выборы ВИГ могут происходить по трем сценариям: 1) предлагаются собственные кандидатуры детьми — педагог следит за уравновешенной компоновкой ВИГ; 2) дети предлагают в состав ВИГ своих товарищей; 3) педагог сам назначает членов ВИГ.

Наиболее эффективны первые два сценария. Они определяют уровни самостоятельности микрогруппы, но на первых порах может быть использован и третий вариант.

ВИГ получает инструктаж о том, что она становится временным генератором идей, разработчиком программы ТД, организатором микрогруппы, контролером и аналитиком ТД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: