Одной из основных форм досуговой деятельности детей и подростков являются коллективные творческие дела.
Методика коллективной организации жизнедеятельности была разработана академиком Игорем Петровичем Ивановым и получила название «коммунарской», или «методики коллективного творческого воспитания».
Ее сущность определяется как реализация трех закономерностей: целеустремленность воспитания, товарищество воспитателей и воспитанников, гуманизм воспитания.
В работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» по Иванову И.П. выделяется несколько видов КТД по направленности деятельности и дается их описание.
Познавательные дела ( развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске). Например, вечер-путешествие, турнир знатоков и т.д.
Трудовые дела (обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески). Например, трудовой десант, подарок далёким друзьям.
Художественные дела (развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души).
Например: литературно – художественные конкурсы, кукольный театр.
Спортивные дела (развивают гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне).
Например: спартакиада народных игр.
Экологические дела (приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы). Например, выставка лесных даров, научно-исследовательская экспедиция по родному краю, экологическая тропа и т.д.
Методику КТД отличает высокая интенсивность и концентрация разносторонней деятельности, коллективное сотрудничество и содружество взрослых и детей, совместное планирование деятельности, совместное действие в социальной среде, в социальном творчестве, совместный анализ сделанного и оценка участия каждого. Ключевым понятием в ней является «забота». Все виды деятельности и взаимоотношений пронизаны творческой заботой участников процесса взаимодействия друг о друге, о своем коллективе, об окружающем мире. Педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
Дело это — коллективное, потому что совершается вместе — ребятами и старшими товарищами как их общая забота. Дело это — творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, поскольку творится сообща — не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, а выступает всегда в разных вариациях, всегда выявляет новые возможности, ведь оно частица жизни!
В КТД решается ряд педагогических задач: происходит развитие самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру.
КТД обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать свои задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Одним из принципов методики КТД является принцип «четырех сами»:
· сами планируем,
· сами готовим,
· сами проводим,
· сами анализируем.
То есть за все, что происходит в жизни коллектива, ребята ответственны наравне со взрослыми. Планируя вместе с педагогом досуговые, познавательные, спортивные и другие дела, ребята совсем иначе относятся к ним. Это их план, их идеи, в осуществлении которых в первую очередь будут заинтересованы они сами.
Алгоритм организации творческой деятельности состоит в последовательной реализации шести стадий (этапов). Под алгоритмом в данном случае понимается обязательная последовательность, единство, системность действий, выступающих в качестве организационных опор, где важна каждая мелочь, но и остается простор для творческой интерпретации каждого шага.