Роль и место воспитательной компоненты современного образования в педагогической теории и практике

Лекция 6 «Организация духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС»

 

 

Вопросы:

1. Роль и место воспитательной компоненты современного образования в педагогической теории и практике

2. Методические основы воспитательной работы

3. Методика организации и проведения диспута

4. Методика организации и проведения КТД

5. Методика группового дела Е.Н. Щурковой

 

Внимание: в пунктах 3-5 приведены лишь несколько возможных распространенных форм организации воспитательной работы в ОУ. Их большое количество и разнообразие, например: методика творческого сочинительства, урока этикета, методика разработки моральных дилемм и д.р.

 

Задание: ответить на вопросы теста, таблицу с ответами (только таблицу!!!) отправьте старосте группы в срок до 13.00 24.04.2020, файл назвать «ФИ, группа»

 

 

Список литературы

1. Артемьева А.С. Управление формированием безопасной образовательной среды в современной школе // Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник». – май 2018. – URL: http://www.mnvnauka.ru/2018/05/Artemeva.pdf.

2. Вагнер И.В. Проектирование содержания воспитания школьников в контексте Федерального государственного стандарта общего образования [Электронный ресурс] – URL: http://www.lyceumru/archiv/fgos/11.pdf

3. Жиркова А. А., Неустроева А. Н. Безопасная образовательная среда как актуальное требование современной начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 160–163. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770054.htm

4. Кошелева М.Е. Воспитательный компонент ФГОС ОО // Научно-методический электронный журнал «Учитель Приморья» – 2012. – №6. –URL: https://sites.google.com/site/teachprim/arhiv-zurnala/

5. Роль педагога в формировании личности школьника [Электронный ресурс] - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/02/23/

6. Савченков, А.В. Методика воспитательной работы [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Савченков. – Челябинск, Изд-во Цицеро, 2015. - 110 с.

7. Сорокина, И.Р. Теория и методика воспитания: учебно-методическое пособие / И.Р. Сорокина; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. - 177 с.

Роль и место воспитательной компоненты современного образования в педагогической теории и практике

 

Воспитательный компонент, как обязательный компонент ФГОС общего образования, направлен на решение задач духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, для чего в образовательном учреждении создается и развивается гуманистически ориентированная воспитательная система, в основе которой лежит открытый и нравственный уклад школьной жизни [4].

Хотелось бы особенно подчеркнуть, что демократическая сущность воспитания заключается, в предоставлении ребенку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования, создании условий для его самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, подготовке его к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стимулировании его к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов в практике [1].

Выделяется три уровня воспитательных результатов:

1) приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и социальной жизни;

2) получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

3) получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия, в котором они становятся (а не просто узнают о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком [4].

Планируемые воспитательные результаты выражают личностные и метапредметные результаты, установленные ФГОС ОО как требования к результатам освоения основной образовательной программы, и являются ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных оценок образовательной деятельности ОУ в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, которые могут осуществляться в форме аккредитационных экспертиз и мониторинговых исследований. Основными показателями эффективности реализации Программ воспитания и социализации могут быть особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся; социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении; особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [5].

Что же такое ценностные ориентации?

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.

В плане формирования у учащихся определенных ценностных ориентации педагогической целью следует считать, прежде всего, донесение ценностных ориентиров до сознания учащихся, сделать их предметом помыслов школьников.

Организация качественного процесса обучения предполагает:

· подготовку учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях;

· свободное ориентирование в многообразных информационных потоках, компьютерную и правовую грамотность;

· формирование гражданской позиции, умение противостоять негативным явлениям в общественной жизни, приоритет здорового образа жизни;

· готовность к осознанному профессиональному выбору с учётом потребностей экономики страны;

· непрерывное обновление знаний и профессиональных умений в течение всей жизни.

Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно с детства формировать ценностные ориентации. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.

Педагог должен последовательно расширять и углублять представления учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества. Решению этой задачи способствует использование следующих психолого-педагогических принципов:

· принцип гуманизма (забота, предупредительность, стремление помочь в беде);

· принцип личностного подхода в группе, коллективе (принадлежность личности к группе, принятие её основных ценностей);

· принцип ведущей деятельности (определение деятельности, занимающей основную, ведущую роль в формировании личности);

· принцип системного подхода (превращение духовных и общегражданских ценностей общества в ценности личности);

· принцип инициативы и социальной активности (самодеятельность учащегося, самоуправление);

· принцип целостности и комплексного подхода (единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания).

Использование этих принципов способствует формированию ценностного отношения к человеческой жизни, любви, саморазвитию, формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей.

Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы:

1. Предъявление ценностей человеку.

2. Осознание личностью ценности.

3. Принятие ценности.

4. Реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении.

5. Закрепление ценности в статусе качества личности.

6. Актуализация ценности в жизненных ситуациях.

 

Для педагога чрезвычайно важным является ответ на вопросы:

Каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека?

Как превратить ценность из «знаемой» нормы в руководство к действию?

Процесс перехода (и его результат) значимых, с точки зрения взрослых ценностей из «знаемых» во внутренний источник поступков обозначается нами как процесс формирования ценностей [5].

Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:

· личностное влияние педагога;

· ценностный диалог;

· погружение в ценностную среду;

· специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;

· создание ситуаций ценностного выбора.

Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.

Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством.

Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.

Осознание и проживание ценностных ситуаций. Осознанию ценностных ситуаций поможет развитие рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.

Все вышеперечисленное поможет обучающимся правильно и целенаправленно конструировать ситуации ценностного выбора. Одна из основных проблем, характерных для нынешней молодежи, состоит в том, что в их сознании произошли значительные изменения в отношении жизненных ценностей. В современных условиях у молодых людей возникают типичные затруднения с выстраиванием своей, как профессиональной, так и личностной жизненной перспективы. Все эти затруднения существенно влияют на степень социальной зрелости. Поэтому ценности и ценностные ориентиры должны стать предметом обсуждения с учащимися и естественно вплестись в живую ткань урока.

Сформированные ценности – это та часть внутреннего мира человека, с которой он может говорить на «ты»: осмыслить, анализировать, творчески перерабатывать, строить иерархию и т.д. Для этой работы души ему должны быть переданы определенные средства – психологические умения. Следовательно, работа с ценностями может быть не только контекстом содержательной деятельности педагога, но, на определенных этапах, собственно содержанием его работы с учащимися. Педагог может научить разговаривать с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую работу, как:

1. Осознание.

2. Ранжирование.

3. Изменение.

4. Формулирование.

5. Отстаивание.

6. Поддержка.

7. Сравнение.

Для этого педагог должен задействовать определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие учащихся такой непростой работе души.

Можно ли технологизировать процесс работы педагога с ценностями? Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат. Если же говорить об осознанном методическом оформлении работы с ценностями – то, несомненно, да. Уже звучала мысль о том, что свои ценности нужно уметь транслировать. Значит, даже процесс трансляции своих ценностей нужно грамотно методически оформлять. А если педагог идет дальше? Если он готов к работе по осознанию детьми предъявленных ценностей и принятию их в собственный внутренний мир? Такая работа должна быть методически грамотно выполнена, иначе она может не достичь своих целей или даже привести к противоположным результатам. На помощь такому педагогу приходят образовательные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процессе формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации [5].

Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал работы по формированию ценностных ориентаций. Ведь каковы ценности человека – таков стиль общения с окружающими, его поступки и поведение в значимых ситуациях. Личные ценности педагога определяют характер его взаимоотношений с воспитанниками, отбор предметного содержания (или постановку воспитательных задач), привлечение к работе тех или иных технологий, методов, приемов. И все же одного желания, одного принятия в свою ценностную систему ценностного аспекта образования недостаточно. Важно построить свою деятельность так, чтобы работа, направленная на формирование ценностных ориентаций школьников, стала ее контекстом и содержанием.

Если в социальной технологии взаимоотношений педагога и учащегося не обеспечивается возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятельности в сферах деятельности и социальных группах ребенок будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: