Рисунок 1 – Геометрические параметры цилиндрической зубчатой передачи
2.4.1 Определить межосевое расстояние по формуле
, мм
где Ka– вспомогательный коэффициент; Ка=43МПа1/3 для косозубых передач,Ка=49,5 МПа1/3 для прямозубых передач;
iзп – передаточное отношение;
T2 – вращающий момент на ведомом валу, Н*м;
ψbа – коэффициент ширины венца колеса по межосевому расстоянию [6, § 3.2] (для стандартных редукторов = 0,1; 0,125; 0,16; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1,0; 1,25; при симметричном расположении шестерни относительно опор для прямозубых передач = 0,125...0,25; косозубых передач — = 0,25...0,40; шевронных передач — = 0,5... 1,0). Величину коэффициента ширины венца колеса ψ bа выбирают из ряда стандартных чисел: 0,16; 0,2; 0,25; 0,3; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8;1,0.
— допускаемое контактное напряжение, МПа;
КHβ — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца (рисунок 2), принимают в зависимости от параметра = 0,5 (iзп + 1) = b2 / d1 Предпочтительно придерживаться меньших значений (таблица 13)
|
|
Таблица 8 — Рекомендуемые значения [7]
Для предварительных расчетов принимают следующие значения коэффициентов нагрузки: для прямозубых передач КН = 1,3; для косозубых и шевронных передач КН = 1,2.
При Нх< 350 НВ и Н2< 350 НВ
Рисунок 2 – Графики для определения коэффициента К
Полученное значение aw округлить до ближайшего значения из ряда Ra40 нормальных линейных размеров по ГОСТ 6636—69: 80, 85, 90, 95, 100, 105, 110, 120, 125, 130, 140, 150, 160, 170, 180, 190, 200, 210, 220, 240, 250, 260, 280, 300.
2.4.2 Определить начальный диаметр колеса dw2, мм, по формуле
, мм
2.4.3 Определить ширину венца колеса b2, мм, по формуле
b2 =ψbа*aw
2.4.4 Определить модуль зацепления mn, мм
mn= (0,01…0,02) aw при Н≤350 НВ;
mn= (0,016…0,0315) aw при Н≥40 HRCэ
Стандартные значения модуля по ГОСТ 9563—60: 1,0; 1,125; 1,25; 1,375; 1,5; 1,75;2,0; 2,25; 2,5; 2,75; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 7,0; 8,0; 9,0; 10,0; 11,0; 12,0; 14,0.
Для силовых передач рекомендуется принимать mn> 1,5 мм при Н < 350НВ;из-за опасности разрушения зуба при кратковременных перегрузках mn> 2 мм при Н> 45 HRCэ.
Для открытых передач расчетное значение модуля увеличивают на 30 % из-заповышенного изнашивания зубьев.
2.4.5 Принять предварительно угол наклона зубьев больше минимального:
для косозубых колес — = 8...20°;
для шевронных колес — = 25—40° [6, § 3.2].
2.4.6 Определить суммарное число зубьев zS, число зубьев шестерни z1 и число зубьев колеса z2
Для прямозубых передачzS = 2*aw/ mn
Для косозубых передачzS = 2*aw*cosβ / mn,
где β – угол наклона зубьев колес.
Полученное значение округляем до целого числа zS=.
;
2.4.7 Определить значение фактического передаточного отношения и проверить его отклонение от заданного
|
|
iф = z2 / z1
2.4.8 Уточнить действительную величину угла наклона зубьев для косозубой передачи
Точность вычисления – до пятого знака после запятой.
2.4.9 Определить фактическое межосевое расстояние и угла наклона зубьев
Для прямозубых передач
Для косозубых передач
2.4.10 Определить основные геометрические параметры передачи
Рис.3 – Геометрические параметры цилиндрической зубчатой передачи
Таблица 9
Основные размеры прямозубых колес:
Шестерня | Колесо | |
Диаметр делительной окружности | ||
Диаметр окружности вершин | da1= d1 +2 mn | da2= d2 +2 mn |
Диаметр окружности впадин | df1= d1– 2,5mn | df2= d2– 2,5mn |
Ширина венца | b1 = b2 + 4 | b2 =ψbа* aw |
Таблица 10
Основные размеры косозубых колес:
Шестерня | Колесо | |
Диаметр делительной окружности | ||
Диаметр окружности вершин | da1= d1 +2 mn | da2= d2 +2 mn |
Диаметр окружности впадин | df1= d1– 2,5mn | df2= d2– 2,5mn |
Ширина венца | b1 = b2 + 5 | b2 =ψbа* aw |
Точность вычисления делительных диаметров колес 0,001 мм; значение ширины зубчатых венцов округляют до целого числа по ряду нормальных линейных размеров.
2.4.11 Проверить межосевое расстояние по формуле