1. Преподаватель объясняет студентам необходимость проведения статистического анализа при планировании научных исследований и знакомит с основными статистическими показателями, применяемыми для оценки достоверности полученных данных.
2. Преподаватель приводит формулы для расчета статистических показателей.
3. Преподаватель объясняет особенности проведения статистического анализа в электронных таблицах Microsoft Excel.
4. Преподаватель выдает индивидуальное задание студентам для расчета статистических показателей.
Порядок выполнения задания:
На первом этапе рассчитывают средние значения признаков в группе анализируемых объектов (отобранных видов лиственницы или плюсовых деревьев сонны обыкновенной). Применяем общепринятый алгоритм расчетов с определением следующих основных статистических показателей:
где:
- M – среднее арифметическое значение признака или математическое ожидание, его также обозначают символом ;
- m – ошибка репрезентативности выборочного среднего (абсолютная ошибка);
|
|
- σ – среднеквадратическое отклонение или стандартное отклонение (в некоторых публикациях обозначается символом S);
- C v – коэффициент вариации, выражается в процентах;
- P – точность опыта (относительная ошибка, выражается в процентах;
- t – критерий достоверности Стьюдента.
На втором этапе при достаточной точности и достоверности полученных статистических результатов (точность опыта должна быть в пределах 5%, а критерий Стьюдента не менее величины соответствующего табличного значения для установленного числа степеней свободы) признаем оценки средних значений признаков в группе отобранных видов достоверными. Об этом делают соответствующую запись в тетради.