1. На первом этапе обучающиеся устанавливают абсолютные значения или лимиты признаков в группе лесоводственных объектов, используя для этого возможности логического анализа (для малых выборок) или ресурсы электронных таблиц Microsoft Excel (для больших выборок). В этом случае алгоритмизированная запись в командной строке электронных таблиц Microsoft Excel принимает вид (представлено ниже):
- для нахождения абсолютного максимума значений: =МАКС(B4:B22);
- для нахождения абсолютного минимума значений: =МИН(B4:B22).
2. На втором этапе вычисляют диапазон значений признаков в анализируемой группе деревьев или иной совокупности. Данный статистический показатель еще обозначают как размах вариации или интервал лимитов и т.п. Для этих целей также следует привлекать ресурсы электронных таблиц Microsoft Excel (для больших выборок). В этом случае алгоритмизированная запись в командной строке электронных таблиц Microsoft Excel принимает вид (представлено ниже):
= МАКС(B4:B22) - МИН(B4:B22) – интервалы в формуле не ставят.
|
|
3. На третьем этапе, получив оценки интервалов значений признаков для некоторой совокупности лесоводственных объектов (плюсовых деревьев в составе архива их клонов), осуществляют визуализацию данных с помощью графического редактора электронных таблиц Microsoft Excel. Возможный пример выполнения данной части задания приведен в приложении (Приложение 5.1. – файл «Изменчивость» электронных таблиц Microsoft Excel).
4. Далее осуществляют вычисление значений среднего линейного отклонения. Исходным материалом для этих расчетов также служат индивидуальные задания на выполнение этого этапа работы и дидактический материал для их выполнения (Приложение 6.1. – файл «Изменчивость» электронных таблиц Microsoft Excel). Дидактический материал представлен таблицами исходных данных (первичная лесоводственная информация) и блоком алгоритмов для их соответствующей обработки и получения статистических результатов (производная лесоводственная информация). Вычисления указанного показателя целесообразно осуществлять в несколько этапов. Вначале находят абсолютные значения (по модулю) разностей между каждым конкретным значением признака и его средним значением. Алгоритмизированная запись в командной строке электронных таблиц Microsoft Excel указанного этапа вычислений при последовательном линейном копировании каждого действия примет вид:
= ABS(В4 - СРЗНАЧ($B$4:$B$22)) – интервалы в формуле не ставят.
Затем находят сумму полученных в таком порядке разностей значений, которая после деления на численность совокупности дает значение среднего линейного отклонения тестируемого признака в анализируемой совокупности лесоводственных объектов. Алгоритмизированная запись в командной строке электронных таблиц Microsoft Excel указанного этапа будет иметь вид (представлено ниже):
|
|
= СУММ(С4:С22) / СЧЕТ(B4:B22) – интервалы в формуле не ставят.
Обучающиеся выполняют лабораторную работу в индивидуальных файлах электронных таблиц Microsoft Excel на листе с пометкой «Рабочий». Полученные результаты и их анализ фиксируют там же.
5. На следующем этапе рассчитывают значения парных коэффициентов корреляции Пирсона. Исходным материалом для расчетов служат индивидуальные задания на выполнение этого этапа работы и дидактический материал для их выполнения (Приложение 6.1. – файл «Изменчивость» электронных таблиц Microsoft Excel). Дидактический материал представлен таблицами исходных данных (первичная лесоводственная информация) и блоком алгоритмов для их соответствующей обработки и получения статистических результатов (производная лесоводственная информация). Алгоритмизированная запись в командной строке электронных таблиц Microsoft Excel для вычисления значений парных коэффициентов корреляции будет иметь вид (представлено ниже):
= 100 * СТАНДОТКЛОН(B4:B22) / СРЗНАЧ(B4:B22) – интервалы в формуле не ставят.
Обучающиеся выполняют лабораторную работу в индивидуальных файлах электронных таблиц Microsoft Excel на листе с пометкой «Рабочий». Полученные результаты и их анализ фиксируют там же.
6. После этого, получив значения парных коэффициентов вариации Пирсона для отдельного признака (например, длина шишек сосны обыкновенной – в рамках индивидуальной работы обучающегося) или для их некоторого набора (например, длина, диаметр и масса шишек сосны обыкновенной – при групповом выполнении задания), как по отдельному лесоводственному объекту (например, плюсовое дерево № 19) или для их совокупности (например, ассортимент плюсовых деревьев в составе лесосеменной плантации № 24), можно оценить степень изменчивости анализируемых параметров. Для этого используют шкалу уровней изменчивости, предложенную С.А. Мамаевым (Мамаев, 1969а). Её пример приведен ниже (табл. 6.1).
Талица 6.1 – Шкала уровней изменчивости (по С.А. Мамаеву, 1969а)
№ п/п | Коэффициент вариации, % | Уровень изменчивости |
1. | менее 7 | очень низкий |
2. | 7 – 15 | низкий |
3. | 16 – 25 | средний |
4. | 26 – 35 | повышенный |
5. | 36 – 50 | высокий |
6. | более 50 | очень высокий |
Результаты своей работы на этом этапе обучающиеся также записывают в индивидуальном рабочем файле электронных таблиц Microsoft Excel.
7. Далее осуществляют вычисление значений линейного коэффициента корреляции. Исходным материалом для этих расчетов также служат индивидуальные задания на выполнение этого этапа работы и дидактический материал для их выполнения (Приложение 6.1. – файл «Изменчивость» электронных таблиц Microsoft Excel). Дидактический материал представлен таблицами исходных данных (первичная лесоводственная информация) и блоком алгоритмов для их соответствующей обработки и получения статистических результатов (производная лесоводственная информация). Вычисления указанного показателя можно осуществлять, используя ранее найденные значения среднего линейного отклонения. Алгоритмизированная запись в командной строке электронных таблиц Microsoft Excel указанного этапа вычислений при последовательном линейном копировании каждого действия примет вид:
= D4 / СЧЕТ(B4:B22).
Интервалы в представленной формуле не ставят; адрес D4 (может быть иным) соответствует адресу ячейки электронных таблиц, в которой записано значение среднего линейного отклонения. Обучающиеся выполняют лабораторную работу в индивидуальных файлах электронных таблиц Microsoft Excel на листе с пометкой «Рабочий». Полученные результаты и их анализ фиксируют там же.