double arrow

Глоссарий: термины, понятия и определения


ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЛЕСНОМ

И ЛЕСОПАРКОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

Учебно-методические указания для обучающихся очной и заочной

форм обучения

факультета лесного хозяйства

по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело

уровень бакалавриата

 

 

Нижний Новгород - 2016


 

УДК: 630. Б1.В.07   Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве

 

Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве. Самостоятельная работа обучающихся. Учебно-методические указания для обучающихся очной и заочной форм обучения факультета лесного хозяйства по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело, уровень бакалавриата / Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. – Нижний Новгород, 2016. – 32 с.

 

Составители: профессор Бессчетнова Н.Н., профессор Бессчетнов В.П., доцент Воробьев Р.А, доцент Орнатский А.Н., старший преподаватель А.В. Кулькова

 

Настоящие учебно-методические указания служат для организации и методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) подготовки бакалавров по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело, уровень бакалавриата. В учебно-методических указаниях представлены вопросы и задания для активизации знаний, полученных обучающимися в процессе освоения программы дисциплины Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве. Они охватывают основные теоретические аспекты, приемы и способы вычисления различных статистических оценок, рабочие алгоритмы их вычисления. Учебно-методические указания адресованы обучающимся бакалаврам очной и заочной форм обучения по данному направлению, будут также интересны всем, кто занимается научными исследованиями в сельскохозяйственной и лесохозяйственной отраслях, плодоводстве и декоративном древоводстве.




 

Учебно-методическое пособие рассмотрены на заседании кафедры «Лесные культуры» (протокол № 10 от «22» _июля_ 2016 г.).

 

Учебно-методическое пособие одобрены методической комиссией факультета лесного хозяйства (протокол № 4 от «22» _ июля_ 2016 г.).

 

Рассмотрено и рекомендовано редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

Рецензент: профессор кафедры земледелия и растениеводства, Нижегородской ГСХА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Лебедев В.М.

 

Учебно-методическое пособие зарегистрировано под учетным номером __________________

_35.03.01/2016/МС/Б1.В.07 _ на правах электронного учебно-методического издания.



 

Сотрудник деканата _____________________ А.В. Кулькова _____ 18.07.2016 г.

                                     личная подпись расшифровка подписи   дата

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2016 г.

 




Оглавление

    Стр.
  Методическая справка 4
  Глоссарий: термины, понятия, и определения 6
  Введение 8
  Тема 1. Уровни и виды научных исследований 10
  Тема 2. Статистические шкалы в научных исследованиях 12
  Тема 3. Методология научных исследований 14
  Тема 4. Общенаучные методы исследований 16
  Тема 5. Требования к организации опыта 19
  Тема 6. Выборочные методы и принципы построения выборок в лесоводственных исследованиях 21
  Тема 7. Статистический анализ в лесоводственных исследовниях 23
  Тема 8. Корреляционный анализ в лесоводственных исследовниях 26
  Литература 29
     
     
     

 

 



Методическая справка

Настоящие учебно-методические указания составлены в соответствии с учебным планом подготовки бкалавров по направлению подготовки 35.03.01 - «Лесное дело» и рабочей программой дисциплины «Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве» на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 35.03.01 - «Лесное дело» (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «01» октября 2015 г. № 1082. Пособие служит для методического обеспечения проведения цикла расчетно-вычислительных лабораторных работ дисциплины «Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по направлению подготовки 35.03.01 - «Лесное дело» (уровень бакалавриата).



В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 35.03.01. «Лесное дело» дисциплина «Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве» входит в состав дисциплин базовой (общепрофессиональной) части в составе вариативной части дисциплин по выбору студента. Дисциплина предназначена для её освоения обучающимися очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.03.01. – Лесное дело с уровнем квалификации выпускника – бакалавр. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при освоении школьной программы и при обучении на предыдущих курсах по программе бакалавриата направления подготовки 35.03.01 – Лесное дело.

В результате освоения дисциплины (модуля) «Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве» обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

- ОПК-1 способностью решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

- ПК-10 умение применять современные методы исследования лесных и урбоэкосистем;

- ПК-12 способностью к участию в разработке и проведении испытаний новых технологических систем, средств и методов, предназначенных для решения профессиональных задач в лесном и лесопарковом хозяйстве.

 

Бюджет рабочего времени на проведение самостоятельной работы:

- самостоятельная работа – 22 часа;

- на каждую осваиваемую тему – 2,75 часа;

- контроль самостоятельной работы – 2 часа.

 

Помимо электронных конспектов лекций (Дидактический материал: Приложения 1.2. – 8.2. – файлы электронных документов Microsoft Word) для эффективного самостоятельного освоения материала обучающиеся привлекают рекомендованные литературные источники (Плохинский, 1961; 1964; 1967; Снедекор, 1961; Меркурьева, 1970; Степин, 1999; Петров, 1977; Никитин, 1978; Лакин, 1980; Мальцев, 1982; Лейтас, 1983; Зайцев, 1984; Доспехов, 1985; Фейерабенд 1986; Гатаулин, 1992; Коптев, 1993; Трифонова, 1993; Моисейченко, 1994; 1996; Елисеева, 2001; 2007; Куликов, 2005а, б; Ушаков, 2008; 2017).

 

Ключевые слова: информация, количественная информация, качественная информация, первичная информация, производная информация, нормативно-справочная информация; эмпирическое значение, номинальное значение; шкала, номинальная шкала, дихотомическая шкала, порядковая шкала, интервальная шкала, шкала отношений, исследование, метод, метод исследований, всеобщий метод исследований, общенаучные методы исследований, гипотеза, эксперимент, наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстракция, аналогия, конкретизация, инверсия, формализация, моделирование.



Глоссарий: термины, понятия и определения

Абстрагирование – это теоретическое обобщение опыта или мысленное выделение главного, самых существенных связей, при отвлечении от всех остальных.

Анализ – это мысленное или практическое расчленение предмета исследования на составные части для более детального его изучения.

Аналогия – это метод научного познания, посредством которого получают знания об исследуемых предметах, процессах и явлениях на основании того, что они имеют сходные признаки (черты) с другими предметами, процессами и явлениями, более известными человеку (предметами, сведения о которых доступны исследователю, характеристики которых известны исследователю).

Варианса – это мера дисперсии (изменчивости) признака у изучаемых объектов в их совокупности.

Гипотеза – это научное предположение, предвидение новых явлений, процессов, закономерностей.

Гипотетический метод (гипотеза) – это метод, который включает в себя разработку научной гипотезы на основе изучения физической химической или (и) иной сущности исследуемого явления или предмета с помощью описанных ранее способов познания и затем формирование гипотезы, составление расчетной схемы, алгоритма её изучения; анализ, разработку теоретических положений.

Дедукция – это метод рассуждения от общих положений к конкретным частным выводам.

Дисперсия – это рассеивание значений признака, разброс значений признака.

Индукция – это метод, с помощью которого рассуждения ведутся от частных фактов к обобщенным выводам.

Конкретизация – это метод исследования, с помощью которого от абстрактного переходят к конкретному.

Моделирование – это метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления, или процесса специальным аналогом – аналогичной моделью, содержащей (имеющей) существенные черты оригинала.

Наблюдение – это детальное изучение явлений эксперимента или природы, их количественная и качественная регистрация с целью установления лучших приемов повышения продуктивности лесов.

Обобщение – это определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное характеризующее объекты данного класса. Обобщение – и это средство для образования новых научных понятий, формирования законов и теорий.

Синтез – это объединение расчлененных и проанализированных частей в единое целое для более полных выводов и обобщений.

Сравнение – это установление различия (факта наличия различий и степени собственно различий) между объектами материального мира или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

Формализация – это метод изучения объектов при помощи отдельных элементов их форм, отражающих содержание объекта. Это может быть формула, описывающая объект.

Теория – это метод, с помощью которого мысленно отражается и воспроизводится реальная действительность на основе данных практики и эксперимента. Это система взаимосвязанных знаний, позволяющая вскрывать основные закономерности развития изучаемого объекта.

Эксперимент – это научно поставленный опыт, при котором явление вызывают искусственным путем или активно и направленно воздействуют на изучаемый объект и процессы.

 



Введение

В числе особенно актуальных и непростых задач, стоящих перед лесным хозяйством страны, значится переход к его интенсивным формам, обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования, устойчивого управления лесными ресурсами, процессами их потребления и возобновления (Петров, 2011а; Кожухов, 2012; Степанов, 2012; Государственная программа…, 2013; Добрынин, 2013; Кривошеин, 2013). Заметное место в этом перечне перспективных программных мероприятий занимает научное обеспечение выхода на запланированный уровень важнейших индикаторов и показателей состояния отрасли. Научное сопровождение национальных проектов и государственных программ в сфере сельского и лесного хозяйства признается непременным условием успешности их реализации.

Необходимость инновационного подхода к организации лесного хозяйства и развитию лесной науки актуальны и в наши дни (Желдак, 2011; Петров, 2011б; Государственная программа…, 2013). Современное лесное хозяйство требует обеспечения инновационного подхода к решению многих задач, в том числе задачи эффективного лесопользования, лесоохраны, лесовосстановления и лесоразведения. Государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2593-р, определено значительное повышение темпов и расширение масштабов этих мероприятий. В контексте этого повышенную актуальность приобретают исследования, направленные на всестороннее и многоплановое изучение основных лесообразующих пород. Сведения об их распространении и биологии, анализ признаков, имеющих хозяйственное, адаптационное и идентификационное значение, весьма востребованы на текущий момент.

Успехи науки и техники в значительной степени определяются достигнутым на тот или иной момент уровнем методики исследований. В соответствии с этим уверенное владение основами опытного дела специалистами современного уровня является необходимым условием их эффективных действий в динамичных условиях рыночной экономики. Без умения аналитически мыслить, получать объективную информацию, правильно обрабатывать исходные данные невозможно принять верное проектное, управленческое или хозяйственное решение.

Залогом результативности широко проводимых в лесном хозяйстве научных изысканий выступает надежная методологическая платформа в структуру которой входят всеобщий и общенаучные методы исследований. Они наряду с важнейшими принципами организации опыта, такими как его типичность, пригодность, целесообразность и оптимальность, а также принципом единственного логического различия формируют основу построения разнообразных рабочих методик. Не менее важным методологическим аспектом научных исследований служат привлекаемые для их осуществления статистические шкалы, которые традиционно рассматриваются как инструмент решения разнообразных задач лесоводственной науки.

Знание особенностей и возможностей привлекаемого для научных исследований методического аппарата, умение корректно применять его в конкретных ситуациях при многоплановых обследованиях насаждений, решении технических и технологических задач лесоводства, лесных культур, селекции и семеноводства, равно как и в научной работе по другим лесохозяйственным направлениям, необходимо специалистам отрасли в их повседневной практической, проектной и исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся построена в форме мобилизации знаний, полученных ими при освоении теоретической части дисциплины, путем подготовки ответов на сформулированные по каждой теме вопросы. Для этого обучающиеся используют электронные конспекты лекций, привлекают рекомендованные литературные источники. Настоящие учебно-методические указания призваны сформировать у обучающихся по программе бакалавриата по направлению 35.03.01 – Лесное дело необходимых компетенций, развить их способности к объективному анализу ситуаций и умения делать выводы и строить обобщения опытных данных. Они позволят самостоятельно расширить их знания о закономерностях строения лесных систем, позволит привить им навыки научной деятельности.



Тема 1







Сейчас читают про: