Четыре коня школьного Апокалипсиса

 

Постулат: ученик учится при стимулировании.

Аксиома: стимул четверояк, то есть имеются четыре типа перекрывающихся стимулов.

Теорема: массовая школа безнадежна.

Первый тип стимулов – интерес, когда ученик знает, что его влечет, сам находит книги, людей, учреждения, создает свою тропинку в жизни. Ему не нужна школа как школа, ему нужны личные беседы с ученым, художником и т.п. Я знаю одного такого ученика. Максимум двух.

Второй тип стимулов – страх. Несмотря на многоликую изощренность устрашений, в школе они сводятся к страху не поступить в институт (дворником будешь и т.д., будто стать дворником – жизненная катастрофа, прямой путь в ад). Страхом модулируются сведения, которые якобы обязательно понадобятся в жизни. Учитель умалчивает, что ему самому полученные в школе сведения не понадобились, и его жизнь мало чем отличается от жизни дворника. Неприемлемость этого стимула (и его конечная обреченность) состоит в том, что он уродует характер, возникают неврозы, психозы, влекущие непреодолимые трудности с людьми, разводы, алкоголизм, одиночество и прочие неприятности. Когда я пришел в школу, моим главным удивлением было количество неполных семей.

Третий тип стимулов – адреналин. Многие молодые люди любят состязаться (кстати, некоторые ненавидят всей душой), и хитрые взрослые нанизывают на эту любовь тонны информации, искренне полагая, что она каким-то образом будет переварена и претворена в жизнь, а не ляжет мертвым грузом в самом снотворном трюме мозга. Да, они делают благое дело, если готовят обслуживающий персонал для тракторов и синхрофазотронов. Нынешние ВУЗы – это по сути профтехучилища. Дети привыкают жить в ситуации существующих ответов, они будто постоянно заполняют кроссворды: млекопитающее, семь букв по горизонтали, оно есть, его не может не быть, иначе не нарисовали бы кроссворд. Школа движется к спортивному изжитию ученых, людей, умеющих задавать вопросы мирозданию, а не отвечать на загадки «Что? Где? Когда?», людей, без которых через поколение бензольное кольцо будет наделено душой, обожествлено и помещено в – теперь уже буквальный – храм науки.

Четвертый тип стимулов – личный пример. Учитель говорит школьнику – прямо или косвенно, поведением, интонацией, всем существом – вот, я занимаюсь математикой (географией, языком), поэтому я вижу вселенную так-то, умею в жизни то-то, разбираюсь в отношениях таких-то, могу научиться этому и этому, если захочу, разберусь в том-то и том-то, я счастливый человек, я двигаюсь куда считаю нужным. Таких учителей нет. Человек, занимающийся чем-то своим, не идет в школу, а человек, идущий в школу, перестает заниматься чем-то своим.

Таким образом, всеобщая государственная школа обречена влачить свое мутное склизкое жалкое тело в полусумерках полумракобесных перемен к лучшему – до самых труб.

 

 

 

 

Манускрипт

 

… по тридцать человек в тесное помещение, приспособленное для усмирения. Почти час они пребывали в сидячем положении, в определенной позе. Так называемый учитель сообщал им сведения, которые надо было записывать. Потом они менялись местами: ученики рассказывали эти сведения учителю. По-видимому, тренировке памяти придавалось исключительное значение. Об этом свидетельствуют и цифры от 1 до 5, присваемые ученикам, из-за которых полагалось волноваться не на шутку.

… широкий кругозор и приспособить к определенному виду деятельности. Несовместимость этих задач, скорее всего, не ускользала от внимания заинтересованных лиц, но, судя по тогдашним спорам, они приписывали ее не своей ограниченности, а судьбе, неумолимому року, от какового слова и произошел, собственно, «урок».

… Образованным считался человек, умеющий отвечать на типовые вопросы. Задавать вопросы не учили. Как при этом человечество выжило, остается загадкой до сих пор. Есть гипотеза, что реальное обучение совершалось вне учебного процесса, но проверить ее пока не представляется возможным.

… ретроградное мышление. Существовала целая наука под названием «педагогика», призванная воспитывать людей, приспособленных к прошлому. При этом бытовали лозунги вроде «без прошлого нет будущего». Это главная загадка древности. Возможно, имелся в виду принцип какой-то умственной реактивности, ныне утраченный.

… тетради с домашними заданиями(!) и учебники, противоречащие друг другу. Взгляды и мнения официальных лиц до нас не дошли: бумаги министерств и ведомств были публично сожжены в ходе двухнедельной революции Учителей 2065 года. Нам известно только, что государство неустанно кичилось своими благодеяниями, изымая у граждан деньги через налоги и другие каналы и предоставляя тем же гражданам за их же средства «бесплатное образование». Интересно, что откровенная неприличность такой пропаганды принципиально не замечалась гражданами, с энтузиазмом призывавших государство непрерывно расширять «бесплатные» сферы услуг.

(Остатки обгоревшей рукописи, найденной в бывшем здании института Физики, где проводились эксперименты со временем. Рукопись предположительно датируется началом третьего тысячелетия)

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: