В 2003 г. в Республике Беларусь было принято более 40 нормативно-правовых документов, регламентирующих напрямую или косвенно развитие производства. Нормативно-правовые акты принимались Правительством, министерствами и иными республиканскими органами государственного управления Республики Беларусь. Количество постановлений, принятых министерствами, значительно возросло по сравнению с 2002 г. при сокращении числа указов Президента Республики Беларусь и законов, что свидетельствует о наметившейся тенденции сужения уровня централизации в управлении экономикой, передачи ряда функций управления и регулирования производству.
Наряду с этим, направленность принятых нормативно-правовых актов по содержанию характеризует сохраняющуюся устойчивую тенденцию активного участия государства в регулировании экономики административными методами. Отдельные нормативно-правовые акты, несмотря на свою концептуальность, не имеют равного влияния на всех участников производства из-за большого количества принимаемых поправок и дополнений. Частая смена «правил игры», а также создание привилегий и преимуществ одним производителям по сравнению с другими не способствовали привлечению инвестиций в производство из-за сложности расчетов экономической выгоды тех или иных проектов. Основная часть нормативно-правовых документов постоянно корректировалась в направлении изъятия «излишков» у прибыльных предприятий для поддержки более слабых, что значительно снижало стимулы для деловой и инвестиционной активности.
Нормативно-правовые акты в области регулирования промышленности принимались по следующим основным направлениям:
· обеспечение перспективного развития промышленности;
· обеспечение защиты отечественного производителя;
· регулирование отношений между производителями и потребителями товаров и услуг на внутреннем рынке страны.
К основным документам, направленным на перспективное развитие промышленности, следует отнести:
· Постановление Совета Министров «О программе действий правительства по выполнению важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 г.» №157от 10 февраля 2003 г.;
· Постановление Совета Министров «О программе модернизации и реконструкции открытого акционерного общества «Нафтан» в 2004–2008 годах» 938 от 14 июля 2003 г, принятое в целях дальнейшей модернизации предприятий нефтеперерабатывающего комплекса, повышения их производительности и улучшения качества выпускаемой продукции посредством замены устаревшего оборудования и внедрения новых технологий в производство;
· Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию развития пивоваренной отрасли Республики Беларусь» №759 от 6 июня 2003 г., которое было принято в целях совершенствования развития пивоваренной отрасли, привлечения в нее инвестиций, повышения качества и конкурентоспособности белорусского пива;
· Постановление Совета Министров «О государственной программе создания комплекса металлообрабатывающего оборудования, производства высокоточного автоматизированного оборудования, в том числе гибких производственных модулей на 2003–2010 годы» №820 от 23 июня 2003 г., в соответствии с которым были приняты решения об обеспечении устойчивого развития национальной станкоинструментальной индустрии для более полного удовлетворения нужд машиностроительного комплекса, определены конкретные заказчики, источники финансирования и исполнители Государственной целевой программы создания комплекса металлообрабатывающего оборудования;
· Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по созданию условий для производства конкурентоспособной автомобильной, прицепной, карьерной дорожно-строительной техники и двигателей внутреннего сгорания» №392 от 11.09.2003 г., которым производители автомобильной, прицепной, карьерной, дорожно-строительной техники и двигателей внутреннего сгорания освобождены на 2004 г. от платежей с выручки от реализации продукции в фонды: поддержки сельхозпроизводителей, дорожный и местные целевые бюджетные. Принятие данного указа, по мнению разработчиков, позволит изыскать дополнительные средства на увеличение производства конкурентоспособной техники.
При принятии нормативно-правовых актов по защите отечественного производителя отмечается тенденция, направленная на ограничение ввоза на территорию Республики Беларусь товаров, аналоги которых производятся отечественными предприятиями. При этом особое внимание уделяется такой отрасли, как машиностроение.
К основным нормативно-правовым актам, принятым в этой области, следует отнести Постановление Совета Министров «О введении временных ставок ввозных таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары» №406 от 26 марта 2003 г., которым были введены таможенные пошлины до 50%, но не менее 3 евро с кубического сантиметра объема двигателя за ввоз в страну грузовиков старше трех лет, составляющих основную ценовую конкуренцию отечественным аналогам.
Большое значение для защиты отечественных производителей сельскохозяйственной техники имело Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении повышенных ставок таможенных пошлин на ввозимые в Республику Беларусь зерно- и кормоуборочные комбайны» от 7 апреля 2003 г. с последующими изменениями и дополнениями. Данным постановлением вводятся ограничения ввоза на территорию республики сельскохозяйственной техники путем повышения ставок таможенных пошлин, что должно способствовать обеспечению конкурентоспособности отечественной техники в первую очередь по ценовому фактору.
В сфере регулирования отношений между производителями и потребителями товаров и услуг на внутреннем рынке страны нормативно-правовые акты были направлены на развитие конкуренции на данном рынке через использование бюджетных средств на закупку товаров и услуг путем проведения тендеров.
К таким документам следует отнести Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг» №652 от 19 мая 2003 г., которым утверждено Положение о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе и типовое положение о тендерной комиссии.
Принятые нормативно-правовые акты регулирования отношений в аграрно-промышленном комплексе направлены на постепенное сужение государственного влияния на экономические процессы, происходящие в нем.
К основным НПА, принятым в этой области, можно отнести Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 7 февраля 2003 г., которым был отменен ряд льгот, применявшихся ранее в отношении сельскохозяйственных предприятий, прежде всего тех, которые были установлены ст.5 Закона Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль». Отменены следующие льготные ставки, установленные ранее для предприятий АПК:
· 10% – по прибыли, полученной от производственно-технического, транспортного и научного обслуживания, материально-технического обеспечения, ремонта и производства техники и оборудования, обслуживания строительных и осушительных систем, при оказании этих услуг предприятиями и организациями АПК;
· 7% – по прибыли, полученной от строительства и ремонта производственных объектов АПК.
К важным нормативно-правовым актам, принятым в 2003 г., необходимо отнести Закон Республики Беларусь «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций» №202-3 от 9 июня 2003 г., который определил порядок, условия, а также ответственные государственные органы, принимающие решения о реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций. Согласно этому закону, к данной категории отнесены сельскохозяйственные организации, реализация продукции которых в течение последних 3 лет не компенсирует затраты на ее производство; результаты их хозяйственной деятельности, текущая ликвидность, обеспеченность собственными оборотными средствами, активами финансовых обязательств будут постоянно анализироваться. Если имущество указанных организаций окажется недостаточным для удовлетворения требований кредиторов, будет разрешено привлекать средства республиканского и местных бюджетов.
Наибольшая активность при принятии нормативно-правовых актов отмечалась накануне сезонных посевных и уборочных работ. Так, в апреле 2003 г. был рассмотрен ряд законодательных актов, принятие которых касается предоставления льгот по уплате налогов, финансовой поддержке предприятий и организаций АПК, а также юридических лиц, обслуживающих сельское хозяйство. При этом введенные стали носить более целенаправленный характер. (Указ Президента Республики Беларусь «О предоставлении организациям агропромышленного комплекса льгот по начислению, уплате в республиканский и местный бюджет налогов обязательных платежей» №149 от 14 апреля 2003 г.).
Однако непродуманность и непоследовательность некоторых решений (льготы по налогам для юридических лиц, обслуживающих сельское хозяйство в течение относительно непродолжительного времени, то устанавливались, то отменялись, то вновь устанавливались с некоторыми изменениями) не обеспечили стабилизацию положения в АПК.
Принятие в 2003 г. нормативно-правовых актов, имеющих прямое и косвенное воздействие на предприятия и организации АПК, больше свидетельствует о стремлении решить краткосрочные задачи, стоящие перед сельским хозяйством (проведение полевых работ, погашение имеющейся задолженности по кредитам, закупка новой техники и т.д.), в то время как, например, в промышленном производстве принятые документы были направлены в основном на выполнение перспективных долгосрочных программ.
Важным нормативно-правовым актом общеэкономической направленности стал Декрет Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» №17 от 14 июля 2003 г. Основным позитивным новшеством Декрета является сокращение количества лицензируемых видов деятельности до 49, а также предоставление субъектам хозяйствования возможности получения лицензии на срок до 10 лет.
К положительным аспектам Декрета также можно отнести установление единообразного порядка действий государственных органов в отношении субъектов хозяйствования при выявлении различного рода нарушений, которое несколько упорядочивает процедуру выдачи лицензий.
Однако, наличие ряда существенных недостатков нейтрализует позитивные аспекты данного законодательного акта. Практически каждый вид лицензий включает подвиды (планируется выделить около 500). Это дает возможность лицензирующим органам вносить поправки в данный перечень лицензируемой деятельности, что на практике может отрицательно отразиться на развитии малого и среднего бизнеса.
Несмотря на четкость формулировок вышеуказанного декрета, в нем зафиксированы положения, которые могут создавать предпосылки для двоякого толкования. Так, в документе сформулированы четыре основания для отказа в выдаче лицензий, три из них называют конкретные причины, тогда как четвертое является оценочным и требует «наличия заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки и (или) экспертизы». В связи с этим практическое применение данного положения создает благоприятные условия для негативного воздействия на субъекты хозяйствования лицензирующих органов.
Кроме того, сохранение внесудебного порядка изъятия лицензий и фактическое отсутствие эффективного государственного контроля над деятельностью лицензирующих органов ставит субъекты хозяйствования в зависимость от чиновников.
Особого внимания заслуживает Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» №508 от 12 ноября 2003 г., который делает возможность банкротства в Республике Беларусь гораздо менее вероятной и направлен в первую очередь на смягчение социальных последствий, вызванных закрытием предприятия. Основная направленность документа – избежать массового банкротства и использовать его как крайнюю меру в разрешении проблем взаимоотношения должника и кредитора. С учетом конкретных обстоятельств для спасения предприятия могут быть задействованы бюджетные средства, кредиты банков и иных финансовых источников. В упомянутом указе четко сформулированы положения, определяющие обязанности руководителя, собственника, а также что и в каком порядке они должны делать, чтобы спасти предприятие, не доводя дело до суда. Введено понятие «досудебная санация» – меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые руководителями организаций, собственником имущества должника.
Известно, что печальное лидерство среди должников принадлежит государственным предприятиям. Поэтому суть изменений, вносимых в законодательство о банкротстве, очевидна. На практике банкротство становится фактически невозможным для предприятий государственной формы собственности и для тех, которые выполняют работы или услуги для государственных нужд. Для подачи в суд заявления о банкротстве, помимо существующих, введены следующие основания:
· наличие задолженности перед кредитором в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является предприятием градообразующим или приравненным к нему, государственной формы собственности, с долей государственной собственности в уставном фонде, юридическим или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные или международные заказы, – в размере 2500 базовых величин и более;
· наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, приобретающей устойчивый характер.
Указом также увеличен срок для рассмотрения хозяйственными судами заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) с 5 до 30 дней.
Следующим новшеством являются изменения, вносимые в институт антикризисных управляющих, которые в случае назначения на должность не имеют права заниматься никакой другой деятельностью, кроме антикризисного управления, преподавательской либо научной работы.
Нормативно-правовые акты в области социальной защиты были направлены в первую очередь на создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности населения и обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения, а также на защиту пав и социальных гарантий граждан республики.
К основным документам, направленным на социальную защиту населения, можно отнести Декрет Президента Республики Беларусь №3, который в продолжение ранее принятого Декрета №18 от 25 июля 2002 г. определил условия и порядок государственного социального страхования индивидуальных предпринимателей, произвел дифференциацию состава как плательщиков страховых взносов, так и самих взносов.
Не менее важным является Указ Президента Республики Беларусь №406, согласно которому с нанимателей, имеющих задолженность по заработной плате, банки в бесспорном порядке будут удерживать сумму платежа, направляемого на погашение данной задолженности. Такие платежи будут внеочередными. Указом также предусматривается ряд мер, призванных усилить материальную заинтересованность нанимателей в ликвидации и недопущении образования задолженности по зарплате.
Особое внимание было уделено защите интересов граждан, сдающих сельхозпродукцию: со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь №302 от 10 июля 2003 г. расчеты по данной категории относятся к первоочередным и должны осуществляться в срок не позднее 15 календарных дней со дня приобретения указанной продукции у населения.
В целях выработки экономически обоснованных потребностей в финансовых средствах для обеспечения социальных нужд и упорядочения гарантий, льгот, а также реализации основных конституционных прав, гарантированных гражданам Беларуси, в 2003 г. проводилось формирование минимальных государственных стандартов (ГМСС).
Разработанная система мер создана на основании Закона Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» от 11 ноября 1999 г., содержащего понятие, задачи, принципы, области применения ГМСС.
Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» №724 от 30 мая 2003 г., она включает 44 норматива. Из них 13 определяют минимальные стандарты ЖКХ, 10 – сферы образования, по 1 – культуры, социального обслуживания, физкультуры и спорта, по 4 – связи, торговли и бытового обслуживания и 6 – транспорта.
В 2003 г., несмотря на заявления руководства страны, не было принято ни одного нормативно-правового акта (документа), направленного на уменьшение количества получателей льгот, компенсаций и дотаций. Основой социальной защиты остались охват большого числа получателей и универсальность льгот, дотаций населению в зависимости от принадлежности к той или ной категории людей, а не от фактической потребности.
Литература
1. Полоник С.С., Богданович А.В., Александрович Я.М. Основные положения Концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь // БЭЖ. – №2. – 2003.
2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь. – Мн., 2004. – 200 с.
3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы. – Мн., 2002.
4. Методические рекомендации по разработке программы повышения конкурентоспособности белорусской экономики. – Мн., февраль 2003 г., Минэкономики Республики Беларусь, НИЭИ. – 44 c.
5. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларуси на период до 2010 года / Сост. М.И. Плотницкий. – Мн.: ООО «Мисанта», 2002. – 111 с.
6. Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2003 году. – Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – №3. – 2004.
7. Национально-государственные интересы Республики Беларусь / Под ред. Л.Заико. – Мн., 1999. – 17,5 п.л.
8. Национальная безопасность Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы / Мясникович М.В., Никитенко П.Г., Пузков В.В. и др. – Мн.: ООО «Право и экономика», 2003.






