Примерные задания к зачету по параграфу 2

Представьте титульный лист вашей научной работы.

Укажите, какие правила нарушены при оформлении данного оглавления

Качества хорошей речи

Введение……………………3

Глава 1. Качества речи…….4

А). богатство……………………5

Б). чистота………………………7

……

Укажите ошибки в библиографическом описании монографии или статьи

1. А.А Данцев, Н.В Нефёдова. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 320 с.

2. Данцев А.А., Нефёдова Н.В. «Русский язык и культура речи для технических вузов». – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 320 с.

3. Русский язык и культура речи для технических вузов. - Данцев А.А., Нефёдова Н.В.. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 320 с.

4. Русский язык и культура речи / Ред.В.И. Максимов. – М.: Гардарики, 2000. – 312 с.

5. Проскурякова И.Г. Культура речи – новый вузовский предмет. // Журнал «Мир русского слова». – 2001. - №2. – С.34-36.

6. Проскурякова И.Г. Культура речи – новый вузовский предмет. / Мир русского слова. –- №2. - 2001год. – С.34-36.

7. Иванченко Т. Мышка без хвостика/Компьютерра.–2002.–13 ноября.–С.3.

8. Иванченко Т. Мышка без хвостика// «Компьютерра». – 2002. – 13 ноября. – 3 с.

9. ИванченкоТ.Мышь без хвостика//газета«Компьютерра».–2002.–13ноябр.–С.3.



Конспектирование

Конспектирование - это фиксация на письме основных положений текста для последующего восстановления информации.

Конспектирование – самый необходимый для студентов вид учебной текстовой деятельности, конспектировать приходится и лекции, и учебники, и монографии, и статьи. К сожалению, иногда студенты не умеют осуществлять данную деятельность, конспектирование не помогает им в должной степени.

 

Типичные ошибки конспектирования

1. Попытки записать лекцию дословно. Это, во-первых, невозможно, так как скорость говорения около 80-100 слогов/мин, а скорость письма – около 60 знаков/мин. Во-вторых, торопясь записать, вы не имеете времени обдумать записываемое. Если же вы конспектируете письменный текст, то, переписав его почти от слова до слова, восстанавливая информацию, «утонете» в материале.

2. Запись только того, что кажется нужным и важным. Такой способ оказывается полезным только в том случае, если вы слушаете очень знакомый материал, надеясь узнать только некоторые новые для вас факты. Для учебного конспекта этот способ не подходит, так как при нем рассыпается логика мысли.

3. Использование чужого конспекта. Конспекты одной лекции будут разными у разных авторов, потому что у всех пишущих

а) разная информационная база. Кому-то данный факт показался важным, новым, он его подробно зафиксировал, а кому-то - давно знакомым, и он его сворачивает до одного слова,

б) разные способности к сворачиванию информации, к выявлению структуры текста, что связано с типом мышления, преобладающим видом памяти, навыком языковой догадки, опытом слушания и чтения.

Следовательно, пользуясь чужим конспектом, вы можете потерять информацию, логические связи, спутать важное с неважным и наоборот.

Итак, конспект надо писать самому и надо уметь это делать.

 

Конспект и структура текста

Главная задача при конспектировании – выявить структуру текста, которая определяется темой (предметом речи). Если тема обширна, сложна, то для полного раскрытия мысли о ней придется раскрыть ряд подтем. Так, например, для раскрытия темы Компьютеры необходимо последовательно рассмотреть подтемы:

1. Значение слова компьютер.

2. История компьютера:

а) появление компьютеров,

б) ламповые ЭВМ,

в) полупроводниковые ЭВМ.

3. Возможности компьютеров.

4. Будущее компьютеров.

Список подтем текста является, по сути дела, его структурой и отражается в плане или оглавлении.

 

Этапы работы над конспектом:

1. Воспринимаете порцию информации, как правило, равную абзацу, и определяете её тему;

2. Решаете вопрос, это тема та же, что и в предыдущем абзаце, совсем новая, или подтема предыдущей. Иными словами, вы структурируете текст, составляя для себя его развернутый план;

3. Выявляете собственно информацию о предмете речи и оцениваете ее с точки зрения важная/неважная, новая/известная вам;

4. Переформулируете отобранную информацию, укорачивая предложения, употребляя привычную лексику;

5. Фиксируете на бумаге.

 

Способы сокращения слов

Сокращения особенно необходимы при конспектировании со слуха, чтобы освободить время для мыслительных операций отбора и сворачивания информации. При этом используются следующие способы сокращения:

а) общепринятые сокращения и аббревиатуры:

ИрГТУ, кг, млн., с т. зр.; в т. ч.; м.б.; т.к.; и т.д. и др.;

б) у существительных пишется начало и конец, прилагательные и глаголы могут быть без окончания:

Доходы сельск. хоз-ва прев. расх. на 1 млн.руб.;

 

в) математические и пр. знаки:

+, - =: /,*!?;

г) тектстуальные сокращения, т.е. если текст об устной речи, то в конспекте данного текста можно использовать сокращение УР:

д) ваши индивидуальные сокращения.

 

Виды конспектов:

1. Текстуальный, т.е., конспект представляет собой связный текст, только более короткий, чем первичный (обычно от 2/3 до 1/3 его объема). Писать такой конспект легче, чем другие, так как здесь выполняется лишь одна мыслительная операция – сокращение информации. Однако в таком конспекте нет структуризации текста, следовательно, восстанавливать информацию по нему буде гораздо сложнее;

2. Конспект-план. Не следует его путать с планом. План только называет темы текста. Если же к каждой подтеме дается и информация о ней (может быть, в скобках, может быть, ниже, может быть, в развернутом предложении), это уже конспект-план. Он лучше текстуального, т.к., во-первых, короче, во-вторых, позволяет увидеть информацию с нужной степенью конкретизации (можно обращать внимание только на пункты I, II, III, или 1, 2, 3,  или а), б), в);

3. Конспект-схема активно использует графические средства (таблицы, стрелки, рамки и т.д.). Преимущества такого конспекта – он использует минимум материальных средств, следовательно, составляется быстро, а информация воспринимается наглядно и четко.

 

Примерные задания к зачету по параграфу 3.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: