Глава 10. Общие положения

 

Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора

 

Комментарий к статье 56

 

1. Статья 56 посвящена определению трудового договора и обязательству его сторон - работника и работодателя. В частности, она закрепляет обязанность работодателя предоставить другой стороне договора именно ту работу, которая соответствует его трудовой функции, указанной в данном договоре.

При этом под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работы (см. ст. 15 ТК).

Свою трудовую функцию работник обязуется выполнять лично; в этом состоит одна из основных особенностей трудового договора. Он не вправе поручить кому-либо выполнение своей трудовой функции, как не вправе нанять другое лицо для выполнения обязанностей, взятых на себя по трудовому договору.

Как сторона трудового договора работодатель обязан обеспечивать условия труда, предусмотренные не только данным трудовым договором, но и трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Часть 1 ст. 56 обязывает работодателя своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. Своевременной считается выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца и в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором (ст. 136 ТК).

2. Понятие трудового договора, сформулированное в комментируемой статье, дает возможность выделить его основные признаки, по которым такой договор отличается от гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда:

- договора подряда (ст. 702 ГК РФ);

- договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 ГК РФ);

- договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ);

- договора поручения (ст. 971 ГК РФ).

Отграничить трудовые договоры от гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда, необходимо потому, что действие трудового законодательства распространяется именно на тех граждан, с которыми заключен трудовой договор.

Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, не пользуются теми социальными гарантиями, которые предоставляются по трудовым договорам. В то же время в случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (см. ст. 11 ТК).

Признаки, по которым трудовой договор отличается от гражданско-правовых договоров, следующие:

1) обязанность выполнять работу по определенной должности в соответствии со штатным расписанием, по определенной профессии, специальности с указанием квалификации, т.е. согласно трудовой функции, обусловленной соглашением сторон;

2) подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, установленному у работодателя;

3) обязанность работодателя обеспечить работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;

4) обязанность работодателя своевременно и в полном размере выплачивать ему заработную плату.

Трудовой договор заключается для выполнения работником определенной трудовой функции, в то время как гражданско-правовые договоры, связанные с применением труда, - для выполнения определенной работы, целью которой является достижение ее конкретного результата, обусловленного договором. Причем по достижении такого результата действие договора прекращается.

Таким образом, в отличие от трудового договора выполнение определенной работы по гражданско-правовому договору лишь способ достижения результата, обусловленного договором. Например, согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ исполнитель обязуется разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 769 ГК РФ).

Что же касается выполнения трудовой функции по трудовому договору, то выделить индивидуальный конечный результат труда каждого работника достаточно сложно. Так, результат труда бухгалтера, экономиста, менеджера и др. при выполнении ими своих трудовых обязанностей, как правило, получает свое выражение в результате работы отдела, цеха и т.п.

Вместе с тем в процессе выполнения трудовой функции достижение тех или иных конкретных результатов возможно, но оно не является единственной целью трудового договора и не прекращает его действия в связи с достижением этого результата. Сказанное в полной мере относится и к такому элементу трудовой функции, как конкретный вид работы, поручаемой тому или иному работнику.

Подчинение правилам внутреннего трудового распорядка - второй по важности элемент, отражающий специфику трудового договора. Если в соответствии с трудовым договором работник обязан соблюдать режим рабочего времени, технологическую дисциплину, точно и своевременно исполнять распоряжения работодателя и др. (т.е. подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка), то отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, предполагают автономию воли исполнителя. Например, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика, если иное не предусмотрено договором подряда.

Третий элемент - обязанность работодателя обеспечивать работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Он также отличает трудовой договор от смежных гражданско-правовых договоров, по которым исполнители работы не только самостоятельно определяют способы ее выполнения, но и, как правило, выполняют ее из своих материалов, своими силами и средствами.

Четвертым элементом трудового договора выступает обязанность работодателя полностью и своевременно не реже чем каждые полмесяца выплачивать работнику заработную плату, в то время как по гражданско-правовым договорам вознаграждение выплачивается по окончании работы за ее конечный результат.

Заработная плата зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Она определяется на основании заранее установленных системы заработной платы, размера тарифной ставки, оклада и различного вида выплат (ст. ст. 132, 135 ТК). Вознаграждение по гражданско-правовому договору за результат работы выплачивается в соответствии с ценой, обусловленной договором.

3. Согласно ч. 2 комментируемой статьи сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Понятия "работник" и "работодатель" сформулированы в ст. 20 ТК.

Работник - физическое лицо, заключившее с работодателем трудовой договор. Заключать такие договоры, т.е. вступать в трудовые отношения, имеют право лица, достигшие возраста 16 лет, а в случаях и порядке, которые установлены ТК, - также лица, не достигшие указанного возраста (см. комментарий к ст. 63).

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ч. 4 ст. 20 ТК).

Филиал или представительство юридического лица не может признаваться работодателем, несмотря на то что это его обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения такого юридического лица.

В соответствии со ст. 20 ТК работодателями - физическими лицами признаются:

- лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности. Эти работодатели - физические лица также именуются индивидуальными предпринимателями. Они несут перед работниками, вступившими с ними в трудовые отношения, все те обязанности, которые ТК возлагает на работодателей - индивидуальных предпринимателей. Осуществление ими указанной деятельности в нарушение требований федеральных законов без государственной регистрации и (или) лицензирования не освобождает их от исполнения обязанностей работодателя;

- лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. Они именуются работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Работодателями могут быть лишь те физические лица, которые обладают гражданской дееспособностью в полном объеме.

Гражданская дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объеме она возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Однако бывают и исключения из этого правила. Так, в тех случаях, когда закон допускает вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший совершеннолетия, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ст. 21 ГК РФ). Дееспособность, приобретенная в результате заключения брака, сохраняется и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. Если же брак признается недействительным, суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности. Момент утраты также определяет суд.

В соответствии со ст. 30 ГК РФ гражданин может быть ограничен в дееспособности судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и в случае, если вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Над ним устанавливается попечительство. Совершеннолетние, имеющие самостоятельный доход, но ограниченные судом в дееспособности, могут с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, но признанных судом недееспособными, такие трудовые договоры могут заключать их опекуны.

Недееспособным может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Над ним устанавливается опека.

Лица в возрасте от 14 до 18 лет (за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме) могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих родителей и других законных представителей.

 

Статья 57. Содержание трудового договора

 

Комментарий к статье 57

 

1. Комментируемая статья посвящена содержанию трудового договора. В ч. 1 перечисляются сведения о работнике и работодателе, которые должны быть указаны в каждом трудовом договоре.

Сведения о работнике, которые содержит трудовой договор, следующие: фамилия, имя и отчество в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим его личность, а также сведения о самих документах, удостоверяющих личность работника (наименование документа, орган, выдавший этот документ, номер документа и дату его выдачи). В трудовом договоре указывается почтовый адрес, по которому зарегистрирован работник, а если он проживает в другом месте - почтовый адрес его фактического проживания.

Сведения о работодателе включают: полное его наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, место нахождения и почтовый адрес организации.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Почтовый адрес организации - это ее фактическое территориальное расположение, включающее почтовый индекс, название города, поселка, наименование улицы и номер дома (строения).

Сведения о работодателе - юридическом лице должны включать информацию о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор (фамилия, имя, отчество руководителя организации (директора, генерального директора) или другого лица, уполномоченного представлять работодателя в трудовых отношениях), и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (учредительные документы юридического лица (организации), локальный нормативный акт, должностная инструкция, доверенность и др.).

Когда работодателем выступает физическое лицо, в трудовом договоре необходимо указать его фамилию, полное имя и отчество в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность, сведения о самих этих документах (наименование документа, орган, выдавший этот документ, номер документа и дата его выдачи), а также домашний (почтовый) адрес.

Наконец, сведения о работодателе (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) включают идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Он присваивается налоговым органом по месту нахождения при постановке на учет организации при ее создании, в том числе путем реорганизации. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц утверждены Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 <1>.

--------------------------------

<1> БНА РФ. 2004. N 15.

 

В трудовом договоре должны быть указаны также место и дата его заключения.

Каковы последствия невключения в трудовой договор каких-либо сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 57? Согласно ч. 3 комментируемой статьи отсутствие в трудовом договоре того или иного сведения из числа подлежащих включению само по себе не является основанием для расторжения трудового договора или признания его незаключенным. Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо из этих сведений, то он должен быть соответствующим образом дополнен. Недостающие сведения вносит непосредственно в текст трудового договора работодатель.

2. В ч. 2 комментируемой статьи перечислены условия, обязательные для включения в трудовой договор:

1) место работы, т.е. конкретная организация - юридическое лицо, имеющее свое наименование. Если работник принимается на работу в филиал или представительство юридического лица или иное обособленное структурное подразделение организации, расположенное в другой местности, в трудовом договоре в качестве обязательного его условия наряду с полным наименованием юридического лица указываются собственное наименование филиала или представительства (иного обособленного структурного подразделения), а также его почтовый адрес (название населенного пункта, наименование улицы, номер строения);

2) трудовая функция работника, под которой понимаются:

а) работа по соответствующей должности в соответствии со штатным расписанием;

б) работа по определенной профессии или специальности с указанием квалификации;

в) конкретный вид работы.

Должность - это установленный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, определяющий место и роль работника в той или иной организации. Закон обязывает указывать в трудовом договоре наименование должности в соответствии со штатным расписанием организации.

Штатное расписание представляет собой организационно-распорядительный документ, в котором закрепляется должностной и численный состав организации, а также указывается фонд заработной платы. Оно составляется по установленной Госкомстатом России форме и включает перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках, месячном фонде заработной платы. Штатное расписание подписывается главным бухгалтером организации, визируется руководителями структурных подразделений и утверждается приказом руководителя организации. Штатное расписание является документом долговременного действия. Однако при необходимости в него могут быть внесены соответствующие коррективы (изменения, дополнения и проч.).

Профессия - это род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений, навыков, полученных путем образования.

Специальность - вид профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки (например, менеджер по персоналу, врач-хирург, слесарь-инструментальщик); определенная область труда, знания.

Под квалификацией понимается уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемые разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями. Показателем, определяющим уровень квалификации работника, служит квалификационный разряд. Он устанавливается на основании тарифно-квалификационного справочника с учетом сложности, ответственности и условий работы.

Если в соответствии с федеральными законами выполнение работы по обусловленной должности, профессии и специальности связано с предоставлением работникам компенсаций и льгот или установлением ограничений, то наименование этой должности, профессии или специальности и квалификационные требования к ним должны указываться в трудовом договоре в соответствии с квалификационными справочниками, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" <1> организация разработки указанных справочников поручена Минтруду России (в настоящее время - Минздравсоцразвития России) и федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики. В соответствии с п. 1 названного Постановления Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих должны содержать квалификационные характеристики основных видов работ в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам работников.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4399.

 

До утверждения новых действуют: Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 <1>, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) <2>. Отдельные выпуски ЕТКС в разное время утверждались Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС. Общие положения ЕТКС утверждены Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30 <3>.

--------------------------------

<1> Минтруд России. М., 1998.

<2> СПС "КонсультантПлюс".

<3> Бюллетень Госкомтруда СССР. 1985. N 6.

 

Перечень действующих на территории РФ выпусков ЕТКС утвержден Постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а <1>. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 29 января 2004 г. N 5 <2>. Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. N 9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих <3>;

--------------------------------

<1> Бюллетень Минтруда России. 1994. N 7 - 8.

<2> БНА РФ. 2004. N 14.

<3> Там же.

 

3) дата начала работы, т.е. число, месяц и год, с которого работник обязан приступить к выполнению трудовых обязанностей. Дата начала работы может совпадать с днем заключения трудового договора, или стороны могут договориться о том, что работник приступит к работе позже. В любом случае в трудовом договоре указывается точная дата начала работы (см. также комментарий к ст. 61). Если заключается срочный трудовой договор, то в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения такого договора в соответствии с ТК или иным федеральным законом (см. комментарий к ст. 59);

4) оплата труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Они определяются в соответствии с профессией, должностью, квалификационным разрядом и квалификационной категорией работника (см. ст. ст. 132, 135 ТК).

Размер тарифной ставки или должностного оклада должен быть указан непосредственно в трудовом договоре. Что касается доплат, надбавок и поощрительных выплат, полагающихся работнику (например, за высокую квалификацию, продолжительный стаж работы по специальности, отклонения от нормальных условий труда), то они могут быть прямо указаны в трудовом договоре либо в нем может быть сделана отсылка к соответствующему нормативному правовому акту или коллективному договору, предусматривающему основания и условия их выплаты. В последнем случае работник должен быть под роспись ознакомлен с содержанием этих нормативных правовых актов, а также с коллективным договором;

5) режим рабочего времени и времени отдыха. Если режим по данному трудовому договору работника не совпадает с общим режимом труда и отдыха, действующим у работодателя, это условие является обязательным. Например, неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, работа только в одну смену при многосменном режиме работы организации, разделение рабочего дня на части, установление гибкого режима работы, предоставление дополнительного перерыва в течение рабочего дня или свободного от работы дня в течение недели, предоставление дополнительного отпуска помимо тех, которые предусмотрены законодательством или иными нормативными правовыми актами, коллективным договором;

6) компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также характеристики условий труда на рабочем месте, если человек нанимается на работу подобного рода;

7) условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути и др.).

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, устанавливаются не только коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, но и (в соответствующих случаях) трудовым договором (см. ст. 168.1 ТК);

8) условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК и иными федеральными законами.

Законодатель не определяет понятие "конкретный вид работы". Очевидно, в данном случае речь идет о трудовой деятельности, которая не вписывается (не укладывается) в содержание работы по той или иной конкретной должности, профессии или специальности. В связи с этим конкретный вид работы, поручаемый работнику, может составлять содержание трудовой функции как наряду с работой по той или иной должности, профессии или специальности, так и сам по себе.

Перечень условий трудового договора, изложенный в ч. 2 ст. 57, является открытым. Законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, могут предусмотреть и другие обязательные условия трудового договора.

Является ли отсутствие в трудовом договоре какого-либо из обязательных условий основанием для расторжения трудового договора или признания его незаключенным? Согласно ч. 3 ст. 57, если при заключении трудового договора в него не вошли те или иные обязательные условия, он должен быть дополнен. При этом недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме. И приложение к договору, и отдельное соглашение сторон являются неотъемлемой частью трудового договора и обладают равной с ним юридической силой.

3. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность включения в трудовой договор дополнительных условий. При этом она не устанавливает исчерпывающего перечня таких условий, а указывает лишь на некоторые из них. Вместе с тем ч. 4 закрепляет общее правило, в соответствии с которым дополнительные условия трудового договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами.

В трудовой договор могут быть включены дополнительные условия:

1) об уточнении места работы (например, о конкретном структурном подразделении организации и месте его нахождения) или о конкретном рабочем месте (например, о конкретном механизме, агрегате). При этом под структурными подразделениями в данном случае следует понимать отделы, цеха, участки и т.д.;

2) об испытании с указанием конкретного срока испытания (см. комментарий к ст. 70);

3) о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной). При включении в трудовой договор такого условия необходимо учитывать следующее. Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ <1> перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. В настоящее время такой перечень предусмотрен ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <2>. В развитие названного Закона Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне <3>. Трудовой договор с лицами, которые по характеру выполняемой работы будут иметь доступ к государственной тайне, заключается только после оформления такого допуска. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

--------------------------------

<1> РГ. 2009. 21 янв.

<2> РГ. 1993. 21 сент.

<3> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

 

а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона РФ "О государственной тайне";

в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ;

д) ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого на работу гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

Принятие гражданами, с которыми заключается трудовой договор, обязательств по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне отражается в трудовом договоре (см. п. п. 6, 7, 10 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63 <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 762.

 

Под служебной тайной понимают сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (см. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

 

Понятие коммерческой тайны предусмотрено Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <1>. Согласно этому акту коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 3 указанного Федерального закона).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

 

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О коммерческой тайне" право на отнесение сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений названного Федерального закона. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет руководитель этой организации. Однако при определении такого перечня он обязан учитывать положения законов или иных нормативных правовых актов, предусматривающих сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну.

Не могут составлять коммерческую тайну сведения:

а) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

б) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

в) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

г) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

д) о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

е) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

ж) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

з) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

и) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

к) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

л) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами (ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне").

Кроме того, согласно п. 7 ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" <1> не могут составлять коммерческую тайну сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.

 

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1> не могут быть предметом коммерческой тайны сведения о размерах и структуре доходов некоммерческой организации, составе имущества некоммерческой организации, ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

Помимо государственной, служебной или коммерческой тайны существует и иная охраняемая законом информация. К ней относятся сведения:

- о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

- составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" <1> и другими нормативными правовыми актами РФ;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.

 

- связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

- о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них (Указ Президента РФ "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера").

Напомним, что условие о неразглашении государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны может быть предусмотрено в трудовом договоре только с таким работником, которому сведения, составляющие подобную тайну, станут известными в связи с исполнением им своей трудовой функции. Поэтому в трудовом договоре (или в приложении к нему) должно быть точно указано, какие конкретно сведения, содержащие государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, доверяются данному работнику;

4) об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока. Данное условие может быть включено в трудовой договор только в том случае, если этот же договор, приложение к нему или отдельный специальный договор обязывает работодателя оплатить обучение работника. При этом не имеет значения, где будет проходить обучение - в специальном учебном заведении, в другой организации или непосредственно в той, с которой заключен трудовой договор;

5) о дополнительном страховании работника и улучшении социально-бытовых условий его самого и членов его семьи. Такими условиями, в частности, могут быть: добровольное медицинское или пенсионное страхование, предоставление квартиры, дачи, обеспечение путевками в дома отдыха и санатории и др.;

6) об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных законодательством о труде и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Включая в трудовой договор такого рода условие, стороны должны учитывать общее правило: "Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению" (ч. 2 ст. 9 ТК).

4. Часть 5 комментируемой статьи предоставляет сторонам возможность включить в содержание трудового договора те права и обязанности работника и работодателя, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Очевидно, в данном случае речь идет о правах и обязанностях, которые являются для сторон наиболее принципиальными и важными. Переписывать в трудовой договор все обязательства сторон, предусмотренные названными нормативными актами, вряд ли необходимо. Это сделает его текст излишне объемным и трудно воспринимаемым. Тем более что невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от их реализации.

 

Статья 58. Срок трудового договора

 

Комментарий к статье 58

 

1. Комментируемая статья посвящена срокам действия трудовых договоров. Закон различает:

1) трудовые договоры с неопределенным сроком;

2) срочные трудовые договоры.

Если трудовой договор заключается на неопределенный срок, стороны вообще не указывают время его действия. Договор в этом случае может определить лишь дату вступления его в силу (см. комментарий к ст. 61).

При заключении срочного трудового договора стороны должны предусмотреть конкретный период его действия (один, два, четыре года и др.). Как правило, такие договоры заключаются на срок, не превышающий пяти лет. На более длительный срок трудовой договор может быть заключен лишь в случаях, прямо указанных Кодексом или иным федеральным законом.

2. Часть 2 ст. 58 устанавливает определенные ограничения на право сторон заключать срочные трудовые договоры. Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Это общее правило конкретизировано в ч. 1 ст. 59 ТК, которая определяет, какие конкретно работы по своему характеру и условиям выполнения относятся к работам, для выполнения которых заключается именно срочный трудовой договор (см. комментарий к ст. 59).

Отсылая к ч. 1 ст. 59 ТК, ч. 2 комментируемой статьи фактически раскрывает содержание такой правовой категории, как "характер предстоящей работы или условия ее выполнения". В связи с этим при заключении срочного трудового договора в нем необходимо указать на одно из этих обстоятельств (причин).

Часть 2 ст. 58 допускает возможность заключения срочного трудового договора по соглашению сторон и при отсутствии таких обстоятельств, но только в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 ТК (см. комментарий к ней).

3. Части 3, 4 и 5 комментируемой статьи ограничивают возможность заключения срочного трудового договора. Одновременно они предусматривают дополнительные гарантии, обеспечивающие соблюдение этих ограничений. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 58, если при заключении трудового договора стороны не оговорили срок его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок. Поскольку это общее правило, оно должно распространяться и на те случаи, когда трудовой договор заключается в связи с обстоятельствами, перечисленными в ч. 1 ст. 59 ТК. Заключив трудовой договор с работником на неопределенный срок, работодатель ни при каких обстоятельствах не вправе впоследствии требовать от него заключения срочного трудового договора.

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает: если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает исполнять свою трудовую функцию, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и он считается заключенным на неопределенный срок.

Как указано в ч. 5 ст. 58, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок и в том случае, если изначально он был заключен как срочный без достаточных к тому оснований, т.е. без учета требований, установленных Кодексом для заключения срочных трудовых договоров, и это обстоятельство установлено судом. Например, трудовой договор заключен сроком на один год лишь на том основании, что работник имеет временную регистрацию по месту своего проживания.

Напомним, что факт заключения срочного трудового договора в нарушение предусмотренных законом требований должен быть установлен именно судом, а не каким-либо иным органом.

4. Дополнительные гарантии, обеспечивающие защиту работников от неправомерного заключения с ними срочного трудового договора, установлены и ч. 6 ст. 58. Эта норма запрещает заключение срочных трудовых договоров с целью уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, которые заключают трудовые договоры на неопределенный срок. Так, неправомерно заключать трудовой договор сроком на полтора года на том основании, что в организации предстоит сокращение штата работников. Заключая срочный трудовой договор в этом случае, работодатель явно уклоняется от предоставления работнику гарантий и компенсаций, связанных с увольнением по сокращению штата.

Установленные ст. 58 ограничения полностью согласуются с Рекомендацией Международной организации труда (МОТ) N 166 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя" (1982 г.) <1>, предусматривающей гарантии против неограниченного использования при приеме на работу срочных трудовых договоров, ставящих работников в жесткую зависимость от работодателя.

--------------------------------

<1> См.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. II. С. 1991 - 1996.

 

5. В соответствии со ст. 79 ТК истечение срока трудового договора (если он был заключен правомерно) является основанием для его прекращения. Трудовой кодекс не предусматривает общего правила о возможности перезаключить срочный трудовой договор на новый срок или продлить его.

Если по истечении срока трудового договора стороны захотят продолжить трудовое отношение на определенный срок, они должны будут расторгнуть трудовой договор, срок которого истек, и заключить новый трудовой договор на тот же или иной срок. Однако и в этой ситуации заключение трудового договора на определенный срок допустимо лишь при наличии обстоятельств, предусмотренных в ч. 1 ст. 59 ТК, или по соглашению сторон в случаях, указанных ч. 2 ст. 59 ТК (см. комментарий к ст. 59).

Определенные изъятия из этого правила предусмотрены ст. ст. 261, 332 и 338 ТК.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. При этом она обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности (ст. 261 ТК).

В случае избрания работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок (ч. 8 ст. 332 ТК).

При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок (ч. 9 ст. 332 ТК).

С работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок (ч. 1 ст. 338 ТК).

При направлении на работу в представительство Российской Федерации за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении Российской Федерации, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей (ч. 2 ст. 338 ТК).

 

Статья 59. Срочный трудовой договор

 

Комментарий к статье 59

 

1. Часть 1 комментируемой статьи перечисляет обстоятельства, при наличии которых трудовой договор заключается на определенный срок. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Трудовым кодексом или иными федеральными законами могут быть предусмотрены и другие случаи, когда заключение срочного трудового договора является обязательным в силу закона или допускается по соглашению сторон трудового договора. Поскольку в ст. 59 речь идет о ТК или ином федеральном законе, ни законом субъекта РФ, ни указом Президента РФ, ни постановлением Правительства РФ, ни иным подзаконным нормативным правовым актом не могут быть установлены какие-либо дополнительные основания (случаи) заключения срочного трудового договора.

2. Предусмотренный ч. 1 ст. 59 перечень соответствует общему критерию заключения срочного трудового договора, сформулированному в ч. 2 ст. 58 ТК, т.е. все перечисленные в ней основания обусловливают срочный характер трудовой связи.

Из сказанного следует, что во всех перечисленных в ч. 1 ст. 59 случаях заключение срочного трудового договора является обязательным.

Срочный трудовой договор заключается:

1) на период исполнения обязанностей временно отсутствующего работника. При этом за отсутствующим работником в соответствии с законодательством о труде и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы (например, на время нахождения работника в длительной командировке, в отпуске по уходу за ребенком). Срок трудового договора в подобных случаях ставится в зависимость от времени возвращения отсутствующего работника к исполнению своих трудовых обязанностей. Не может быть заключен срочный трудовой договор для исполнения обязанностей по вакантной должности до принятия на эту должность другого постоянного работника, поскольку закон говорит о временном отсутствии работника, за которым сохраняется место его работы;

2) для выполнения временных (до двух месяцев), а также сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев (см. ст. 293 ТК).

Временной считается работа, о которой заранее известно, что она будет продолжаться не более двух месяцев (например, на время подготовки годового отчета). Неправомерным будет заключение срочного трудового договора на срок до двух месяцев для выполнения работы, которая является постоянной.

Стороны должны определить конкретный срок трудового договора в пределах двух месяцев (месяц, полтора месяца и др.). Это значит, что недопустима формулировка "на срок до двух месяцев".

Сезонные работы, для выполнения которых может быть заключен срочный трудовой договор, должны быть предусмотрены специальным перечнем. Перечни сезонных работ, в том числе работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства (ч. 2 ст. 293 ТК);

3) с лицами, направляемыми на работу за границу. Это могут быть дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за границей, а также представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации, коммерческие организации, научные и образовательные учреждения и др.;

4) для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя, а также для проведения работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг. В данном случае обычной будет деятельность, которая соответствует основным направлениям работы организации, закрепленным в ее уставе.

В качестве примера работ, выходящих за рамки обычной деятельности организации, закон называет реконструкцию, монтаж, пусконаладочные работы.

В зависимости от характера (вида) обычной деятельности организации это могут быть ремонтные, строительные работы. В любом случае работы, выходящие за рамки обычной (основной) деятельности организации, для выполнения которых могут заключаться срочные трудовые договоры, должны носить временный (срочный) характер.

Какой-либо специальной границы срока, на который может быть заключен такой трудовой договор, закон не устанавливает, поэтому его срок в каждом случае определяется по соглашению сторон исходя из конкретных обстоятельств и периода времени, в течение которого сохраняется потребность в выполнении работ, выходящих за рамки обычной деятельности организации. Здесь должны применяться лишь общие правила о предельном пятилетнем сроке трудового договора, установленные ст. 58 ТК.

Если же трудовой договор заключается в связи с необходимостью временного расширения производства или объема оказываемых услуг, его срок ограничен - он не может превышать одного года. Обусловлено это тем, что работы по такому договору осуществляются в рамках обычной деятельности организации и потребность расширения производства или объема оказываемых услуг ограничена определенными временными рамками, которые работодателю известны. Конкретный срок действия такого трудового договора в пределах одного года определяется по соглашению сторон. Например, в связи с увеличением числа туристов в летнее время и расширением поэтому объема оказываемых услуг гостиницы, кафе, рестораны, транспортные организации могут принимать дополнительное число работников, заключив с ними трудовые договоры на определенный срок (1, 2, 3 месяца и т.д.);

5) с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы. Если организация создана на определенный срок или только для выполнения определенной работы, это должно быть зафиксировано в ее уставе. Там же определяется и конкретный период времени, на который она создана или в течение которого будет завершена работа, выполнение которой является целью создания организации (например, на 2, 3, 4 года). Срок трудового договора с лицами, поступающими в такие организации, определяется сроком, на который они созданы. Прекращение же трудового договора с указанными работниками по истечении срока допустимо, если данная организация действительно прекращает свою деятельность в связи с истечением срока, на который она была создана, или достижением цели, ради которой она создана, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2);

6) с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы, в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой. В трудовом договоре, заключенном по такому основанию, должно быть указано, что он заключен на время выполнения именно этой конкретной работы (например, на время ремонта офиса, на период строительства объекта). Окончание (завершение) указанной работы будет служить основанием для расторжения трудового договора в связи с истечением срока его действия.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлен факт многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции, суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2);

7) для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой или профессиональным обучением работника. Трудовой договор в этом случае заключается на период стажировки или профессионального обучения. Стажировка или профессиональное обучение работников в организации могут проводиться как на основании договора с другой организацией, направившей своего работника для прохождения стажировки или профессионального обучения, так и на основании ученического договора, заключаемого организацией с самим обучающимся (см. ст. ст. 198 - 208 ТК);

8) в случае избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу. Например, на должность ректора государственного или муниципального высшего учебного заведения, декана факультета или заведующего кафедрой высшего учебного заведения. Согласно ст. 12 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <1>, ст. 332 ТК эти должности замещаются на основании выборов, проводимых в порядке, установленном уставом учебного заведения;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

 

9) при поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях. Речь идет о такой работе, которая непосредственно направлена на обеспечение деятельности членов соответствующих выборных органов или должностных лиц (например, работа в качестве помощника, секретаря, советника губернатора; помощника, референта председателя партии). В этих случаях срок трудового договора устанавливается по соглашению сторон в пределах срока полномочий соответствующего выборного органа или должностного лица. Причем досрочное прекращение их полномочий должно влечь за собой и прекращение трудовых договоров с лицами, принятыми на работу для непосредственного обеспечения их деятельности;

10) с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы. Такие работы организуются в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Срок трудового договора на выполнение таких работ определяется по соглашению сторон.

Если работа, на которую гражданин направлен органом службы занятости, носит постоянный характер, заключение срочного трудового договора не допускается;

11) с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы. При заключении трудового договора с указанной категорией граждан следует иметь в виду, что статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" <1> в соответствии с Конституцией РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030.

 

Альтернативная гражданская служба - это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется названным Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256 <1>, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2309.

 

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется ТК с учетом особенностей, предусмотренных указанным Законом. Так, в ст. 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" определено, что срок такой службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <1> срок военной службы и составляет для граждан, направленных для ее прохождения, 21 месяц. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 18 месяцев. В соответствии с указанными сроками определяется и срок трудового договора с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы. Заключая трудовой договор, стороны не вправе установить иной срок его действия.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

 

Альтернативная гражданская служба начинается в день убытия к месту прохождения службы. Этот день указывается в предписании военного комиссариата. Оканчивается такая служба в день прекращения срочного трудового договора при увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор должен быть прекращен в день истечения срока такой службы.

3. Часть 2 комментируемой статьи перечисляет случаи, когда заключение срочного трудового договора допускается по соглашению сторон без учета характера предстоящей работы или условий ее выполнения.

При этом необходимо иметь в виду, что заключение срочного трудового договора в перечисленных в ч. 2 статьи случаях может быть признано правомерным при условии, если имелось соглашение сторон, т.е. он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Если же судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

По соглашению сторон срочный трудовой договор может быть заключен:

1) с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек). Понятие и виды субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <1>. В соответствии со ст. 3 этого Закона субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными этим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

 

Субъектами малого и среднего предпринимательства являются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) потребительских кооперативов, коммерческих организаций не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

- до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

в) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 4 названного Закона).

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные ст. 4 названного Закона.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия;

2) с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья (в с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: