План-конспект урока №9

 Тема: Рулевое управление и тормоза. Колёса и подвеска.

Цель: Познакомить учащихся с системой управления. Основными неисправностями системы управления и способы устранения. Устройством и работой автомобильного колеса. Основными неисправностями колёс и подвески и способы их устранения.

Тип урока – комбинированный.

 Методы – словесный, наглядный, практический.

 Дидактическое обеспечение – плакаты, учебные издания, схемы, компьютерные приложения.

Сообщение нового материала.

 Система управления легкового автомобиля объединяет в себе устройства, которые служат для управления двигателем, тормозами и рулевым приводом. В системах управления часто используют различные автоматические устройства. Если в работе системы управления, содержащей автоматические устройства, принимает водитель, то она называется автоматизированной. К автоматизированным системам можно отнести рулевое управление с гидравлическими усилителями, тормоза с вакуумными усилителями и антиблокировочными устройствами и др.

 Чтобы понять основы управления автомобилем, рассмотрим работу водителя за рулём машины. Прежде чем садиться за руль, необходимо подумать о цели и задачах поездки. Во время поездки водителю недостаточно видеть перед собой дорогу и находящиеся на ней предметы. Он должен почувствовать поведение машины: изменилось ли направление движения, повысилась ли скорость или началось замедление, наконец, «держит ли автомобиль дорогу». Для безопасности движения также очень важно, зная поведение машины и обстановку на дороге, вовремя принять нужное решение о том, какие действия надо предпринять в дальнейшем: повернуть, затормозить или нажать на педаль газа, увеличить подачу топлива в двигатель. Необходимы также конкретные действия водителя, связанные с исполнением принятых решений, т. е. непосредственные воздействия на органы управления: руль, педали газа и тормоза. Если исключить хотя бы один из элементов управления автомобилем, то, оно станет невозможным. Рассмотренные действия водителя, показывают, что в управлении автомобилем решающую роль играют обстановка на дороге и состояние машины. Воздействие водителя на руль, педали тормоза или газа зависят от того, как движется автомобиль и что происходит на дороге. Получается своеобразный замкнутый круг, связывающий дорогу, водителя и машину. Связь между дорогой, машиной, и водителем в этом замкнутом круге носит название обратной связи.

 Рулевое управление служит для изменения и сохранения направления движения машины. На большинстве легковых автомобилей изменение направлении направления движения осуществляется поворотом управляемых колёс. Обычно управляемыми являются передние колёса автомобиля. В последние годы начали распространяться конструкции автомобилей с четырьмя управляемыми колёсами.

 Конструкция рулевого управления состоит из двух основных частей: рулевого механизма (рулевой передачи) и рулевого привода. В систему рулевого управления применяют усилители.

 Тормозное управление. Во время движения автомобиля происходит постоянное изменение скорости не только по величине (при разгоне или торможении), но и по направлению (при повороте). Для замедления движения автомобиля вплоть до полной остановки, а также для удержания машины на стоянке служит тормозное управление.

 У любого автомобиля должны быть, по крайней мере, две тормозные системы: рабочая и стояночная. Рабочее торможение связано с регулированием скорости движения автомобиля, а стояночное – с удержанием его в неподвижном состоянии на поверхности дороги. Рабочее торможение может быть служебным и экстренным. Экстренное торможение, связанное с аварией или угрозой её появления, называют аварийным.

 Тормозное управление включает в себя четыре основные системы: 1. Рабочая тормозная система, предназначенная для регулирования скорости автомобиля в любых условиях движения; 2. Запасная тормозная система, служащая для остановки автомобиля в случаях выхода из строя рабочей системы; запасная система может быть отдельной, специальной системой, частью рабочей системы, или выполнять одну из функций стояночной системы; 3. Стояночная тормозная система, удерживающая автомобиль неподвижным вне зависимости от присутствия водителя на подъёме или спуске; 4. Вспомогательная тормозная система, предназначенная для длительного регулирования скорости движения, исключая остановку; роль вспомогательной системы может выполнять двигатель, работающий в режиме торможения.

 Любая тормозная система состоит из следующих двух основных частей: тормозных механизмов и тормозного привода. На современных легковых автомобилях широко используются дисковые тормозные механизмы, что связано с их значительными преимуществами по сравнению с барабанными тормозами.

Колёса. Можно назвать три основных назначения автомобильного колеса. В–первых, колёса являются движителем, т.е. устройством, преобразующим работу двигателя в работу, связанную с движением автомобиля. Во время работы колеса при воздействии шины с поверхностью дороги возникает сила тяги, которая является движущей силой автомобиля. Во–вторых, колесо благодаря шине работает как упругая опора, является своеобразной пружиной. Она смягчает удары и толчки и обеспечивает плавность хода машины. Как упругая опора колесо воспринимает нагрузки, передающиеся от автомобиля дороге. В–третьих, колесо служит направляющим устройством, с помощью которого осуществляется поворот автомобиля. Работа колеса связана практически со всеми эксплуатационными свойствами легкового автомобиля – разгоном и торможением, управляемостью и устойчивостью, плавностью хода и, наконец, что наиболее важно, с безопасностью движения.

 Колесо легкового автомобиля состоит из следующих основных частей: пневматической шины, обода, диска и ступицы. Обод и диск предназначены для установки шины и соединения её со ступицей колеса. Ступица обеспечивает крепление колеса на мосту или рычагах подвески и даёт возможность колесу вращаться.

  Подвеска – совокупность устройств, связывающих колёса и кузов автомобиля. Основное назначение подвески состоит в преобразовании воздействия на автомобиль со стороны дороги в допустимые колебания кузова и колёс. Эти взаимодействия должны быть такими, чтобы автомобиль не только набирал скорость (разгонялся), но и мог ещё быстрее замедлять ход (вплоть до полной остановки). Кроме того, машина во время движения должна легко управляться и быть устойчивой. Для выполнения названных задач и служит подвеска, конструкция которой определяет основные эксплуатационные свойства легковых автомобилей, включая безопасность движения.

  Водитель!

 При движении по неосвещенному шоссе не смотрите в фары встречного автомобиля, смотрите правее – на свою полосу движения и на правую обочину.

 Самый опасный момент при разъезде со встречным транспортом ночью – преодоление участка пути, на котором автомобиль движется при ближнем свете фар после переключения их с дальнего. Чтобы не оказаться участником дорожно-транспортного происшествия, сбавьте скорость.

 С 2 до 5 часов утра и между 13 и14 часами дня человек наиболее слаб физически и интеллектуально. Это опасное время для движения. Будьте особенно внимательны в эти часы.ижении по неосвещенному шоссе не смотрите в фары встречного автомобиля, смотрите правее - на онные свойства легковых автовляются движателем назначения автомобильного колеса. ые тормозные механизмы, что связано с их значительными преимущества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: