Идентификация и оценка информационных активов предприятия

Информационный актив – это информация, находящаяся в распоряжении организации и имеющая ценность для неё, в независимости от вида её представления. Они могут относится к тому или иному типу, при этом каждая организация имеет свой набор активов.

Одной из проблем, при формировании перечня активов, является выделение из всего массива информации, используемой в бизнес-процессах организации, именно ценных сведений. Формируя такой перечень необходимо обратить внимание на тот факт, что не все сведения могут составлять коммерческую тайну, данные ограничения регулируются статьей 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне».

Информационные активы ООО «Домашний компьютер» по категориям:

– информационные активы (базы данных компании, содержащие информацию о сотрудниках и клиентах, а также о финансовых операциях и транзакциях);

– программные ресурсы (программные продукты, корпоративные сервисы);

– физические ресурсы (рабочие станции, сервера, сетевое и телекоммуникационное оборудование);

– сервисные ресурсы (электронная почта, веб ресурсы, онлайн-хранилища, каналы передачи данных и т.п.).

На основе функциональной модели были выявлены следующие потоки информации [16, стр. 84]:

− заказы клиентов;

− цены на товары и услуги;

− информация об услугах (полный перечень услуг с указанием примерных сроков и стоимости);

− скидки клиентам;

− бухгалтерская и управленческая отчетность.

Оценка информационных активов компании представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Оценка информационных активов компании

Вид деятельности

Наименование актива

Форма представле-ния

Владелец актива

Критерии определения стоимости

Размерность оценки

Кол-ая оценка (ед. изм.) Качественная

Информационные активы

Реализация товаров и услуг Заказы клиентов Устная информация Менеджер Утрата доступности 6 средняя
Реализация товаров и услуг Переписка внутри компании Текстовая информация Менеджер, специалист Потери в результате перехвата данных 9 критическое значение
Реализация товаров и услуг Скидки клиентов Документ Менеджер Утрата доступности 0,5 очень малая
Реализация товаров и услуг Цены на товары и услуги Прайс-лист Менеджер Утрата доступности 7 высокая
Реализация товаров и услуг Наряд на выполнение работ Документ Менеджер Утрата доступности 6 средняя
Реализация товаров и услуг Инвентаризационная ведомость Документ Администратор Утрата доступности 9 критическое значение
Реализация товаров и услуг Расходные накладные Документ Менеджер Утрата доступности 6 средняя
Закупка товаров и запчастей Приходные накладные Документ Заведующий складом Утрата доступности 8 высокая
Бухгалтерский и налоговый учет Бухгалтерская и налоговая отчетность Документ Бухгалтер Утрата доступности 1,5 малая

Активы программного обеспечения

Реализация товаров и услуг Программное обеспечение Информация на электронном носителе Специалист тех. поддержки Первоначальная стоимость актива 32 средняя

Физические активы

Реализация товаров и услуг Персонал компании Материальный объект Специалист тех. поддержки Первоначальная стоимость 17 малая
Реализация товаров и услуг Компьютерные средства Материальный объект Специалист тех. поддержки Первоначальная стоимость 23 средняя

Услуги

Реализация товаров и услуг Информационные услуги Устная информация Менеджер Утрата доступности 6 средняя

Так, как организация занимается продажами, то во главу угла ставится актуальность информации о предоставляемых услугах и ценах, а также ее доступностьмаксимальному числу потенциальных покупателей, в связи с этим данным активам выставлены наивысшие качественные оценки.

В таблице 2 представлен перечень информационных активов, к которым согласно действующего законодательства, обязательно ограничение доступа.

Таблица 2 – Перечень сведений конфиденциального характера

№ п\п Наименование сведений Гриф конфиденциальности Нормативный документ, реквизиты, №№ статей
1 Сведения, раскрывающие характеристики средств защиты информации ЛВС предприятия от несанкционированного доступа. Коммерческая тайна Устав компании «Домашний компьютер»
2 Требования по обеспечению сохранения служебной тайны сотрудниками предприятия. Коммерческая тайна Гражданский кодекс РФ ст. 1465
3 Персональные данные сотрудников Коммерческая тайна Федеральный закон 152-ФЗ
4 Персональные данные клиентов Коммерческая тайна Федеральный закон 152-ФЗ

Оценка степени важности активов представленна в таблице 3, полученная в результате распределения активов и взятая по пятибальной шкале. Самый ценный информационный актив имеет ранг 5, наименее ценный – ранг 1.

Активы, имеющие наибольшую ценность (ранг) в последующем рассматриваются в качестве объекта защиты. Количество таких активов, как правило, зависит от направления деятельности предприятия. В рамках поставленной задачи разработки политики безопасности по защите персональных данных выделены наиболее ценные информационные активы (имеющие максимальный ранг).

 

Таблица 3 – Результаты ранжирования активов

Наименование актива Ценность актива (ранг)
Заказы клиентов 4
Скидки клиентов 1
Цены на товары и услуги 5
Расходные накладные 4
Наряд н выполнение работ 4
Инвентаризационная ведомость 5
Приходные накладные 5
Бухгалтерская и налоговая отчетность 4
Программное обеспечение 3
Персонал компании 1
Компьютерные средства 2
Информационные услуги 4
Текстовые сообщения 5

В результате проделанной работы, были выделены следующие, наиболее ценные, активы: Бухгалтерская и налоговая отчетность, внутренняя переписка, цены на товары и услуги, приходные накладные, информационные услуги, инвентаризационная ведомость, наряд на выполнение работ, заказы клиентов, расходные накладные, программное обеспечение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: