Абу Якуб Юсуф аль-Хамадани

 

Абу Якуб Юсуф ибн Айюб ибн Юсуф ибн Хусайн Вахре-е Бузанджард Хамадани родился в 1049 году в местности Бузанджард в лурско-курдской деревне в провинции Хамадан, умер в 1140 году в Бадгисе[317] и похоронен там. Однако через некоторое время один из его последователей перезахоронил тело покойного в Мерве.

Ходже Юсуфу было 18 лет, когда он в 1067 году поехал в Багдад, где изучал фикх под руководством знаменитого шафиитского факиха Абу Исхака аш-Ширази[318], директора медресе Низамия. Хамадани показал блестящие успехи, особенно в освоении ильм ан-назар (рационализма), и его даже поставили руководить классом учеников. Этот человек имел право давать фетвы в четырёх мазхабах ахл ас-сунна вал джамаат, но он неожиданно «отказался от всяких теоретических спекуляций, которым с таким рвением предавался, и уединился, готовясь посвятить себя полностью занятию, имевшему истинный смысл — служению Богу, обращению людей к Богу и наставлению своих современников на истинный путь». Он возвратился в Хамадан, затем перебрался в Мерв и отныне делил время между этим городом и Гератом, изредка наведываясь в Багдад.

Известно, что в 1112 году он опять отправился в Багдад, но на этот раз не для учёбы, а с целью организовать маджлис для проповеди. В его маджлисах участвовало много народа. Кроме того, он общался ещё с такими личностями, как Абдулла Джувейни, Хасан Семнани. Так как каждый суфий имел право учиться у нескольких пиров, его общение с ними выглядит естественным[319].

Многие знаменитые суфии ведут от него свои генеалогии, но две основные линии, в частности, восходят к его халифа[320]: персидская — к Абд аль-Халику аль-Гидждувани, а тюркская — к Ахмаду аль-Ясави.

Его перу принадлежит знаменитое суфийское руководство «Маназил ас-саирин», написанное по-арабски (изд. и пер. Де Боркей), равно как и «Мунаджат» (Тайные моления)[321] и «Рутбат уль-хайят» (Ступени жизни)[322].

В 1112 году по рекомендации своего духовного наставника Ахмада аль-Газали Ади посещает уроки этого великого мастера суфизма. При личном общении Юсуф аль-Хамадани не только преподал Ади тонкости тасаввуфа, но и познакомил с древней культурой, традициями и верованиями своего курдского народа. Интерес был настолько велик, что Ади не ограничился этим. Он наладил контакты с курдами, проживающими в Багдаде и его окрестностях, изучил язык настолько глубоко, что мог читать на нём проповеди так же свободно, как и на арабском. И, возможно, лично посетил Курдистан.

«Поскольку имена и термины, упомянутые в хадисах шейха Ади, вполне могут быть объяснены его знакомством с курдской жизнью (и это свидетельствует, в первую очередь, о курдском окружении шейха Ади), возможно, что, живя в Багдаде, он посещал горы Хаккяри и наладил контакты с местными жителями. Шейх Ади, пожалуй, был знаком с курдами, живущими в Багдаде и вокруг него», — пишет Зураб Алоян[323].

Когда шейх Абу Якуб увидел, что уже ничему новому не может научить Ади ибн Мусафира, он дал ему так называемую иджазу[324] и отпустил, предоставляя ему право собирать вокруг себя учеников и продолжать традиции своего учителя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: