Продюсерская концепция фильма должна быть сформирована на этапе подготовки киносценария. Учитывая важнейшее значение сценария как основы будущего аудиовизуального произведения, продюсер должен подготовить и представить на рассмотрение драматургу а также режиссеру- постановщику свою концепцию (способ понимания и трактовки отражаемых в картине явление) проекта.
В продюсерскую концепцию создания кинофильма входит:
· Формулирование идеи проекта;
· Описание аудитории (маркетинговое исследование)
· Формирование творческой группы.
· Определение лимита затрат.
· Определение способа распространения (дистрибуции)
· Идеология маркетинга проекта – название, слоганы, референсы, дрим-каст и т.п.
· Определение схемы финансирования
Методы определения временных параметров создания фильма. «Рамочные условия» реализации проекта и их влияние на сроки производства. Календарно-постановочный план: содержание, исходные данные для разработки. Использование компьютерных технологий, направленных на оптимизацию планирования работы киногруппы.
Определение временных сроков реализации кинопроекта (планирование сроков производства фильма) осуществляется в несколько этапов:
1) на основе литературного сценария или киносценария устанавливаются ориентировочные плановые сроки производства по отдельным технологическим периодам (календарно-производственный план).
2) на периоды разработки киносценария, режиссерского сценария и подготовительный период составляются календарные плановые сроки проведения работ.
3) в подготовительном периоде утверждается календарно – постановочный план на весь период производства до момента сдачи фильма и исходных фильмовых материалов.
4) по окончании съемочного периода определяются уточненные сроки МТП и сдачи исходных материалов в зависимости от объема работ.
Сроки разработки киносценария, режиссерского сценария и подготовительного периода устанавливаются в каждом конкретном случае исходя их предполагаемого объема работ, выполняемых в том или ином периоде, и руководствуясь рамочными условиями, к числу которых следует отнести:
• необходимость начать съемки в определенное время года
• ограничение в расходовании финансовых средств на проведение всего комплекса предсъемочных работ;
• соблюдение графиков занятости актеров
• сезонность
• необходимость сдать фильм к определенному сроку
• военные / мин. оборона (дают очень жесткие рамки для использования техники/ локаций.)
• временные транши, в которые можно будет получить разрешения на съемки.
Определив критерии рамочных условиях начинается составление сценарного плана. Все сцены разделяются по месту действия и объекту, типу декорировки. Для каждой сцены определяется время на её съемку. После чего сцены раскладываются по объектам и съемочным дням (сначала первая снимаемая сцена, в конце- последняя).
Ориентировочно по фильмам средней постановочной сложности продолжительность предсъёмочных периодов составляет, как правило:
· Разработка киносценария - 4-8 недель
· Реж разработка - 4-8 недель
· Подготовительный период - 8-14 недель
Для того чтобы рассчитать срок продолжительности съемочного периода, продюсер устанавливает примерную выработку (в полезном хронометраже) в одну смену. Этот показатель устанавливается отдельно для: натуры, интерьеров, павильонов. Производительность труда также зависит от вида съемок и их трудоемкости, участия в них несовершеннолетних исполнителей, животных. + подготовка объектов (около 30 % съемочных дней).
Примерная выработка полезного метража:
· павильон 50-80 пм или 2-3 мин
· натура 30-50 пм или 1-2 мин
· натура зима 20-40 пм или 0.7-1.5 мин
· интерьер 40-70 пм или 1.5-2.5 мин
Участие детей и животных снижает эти показатели на 40-60%.
При съемках трюковых сцен или сцен с маневрированием транспортных средств и т.п. – выработка снижается на 20-40%.
При съемках телевизионных художественных фильмов выработка полезного метража увеличивается по сравнению с указанными показателями в 1.5-2.5 раза.
Длительность МТП определяется нормами времени на выполнение технологических операций. Как правило, общая продолжительность МТП по полному метру составляет от 4 до 6 мес.
Период подготовки и сдачи исходных материалов занимает от 1 до 2 мес.
Для упрощения работы, в индустрии широко применяются компьютерные программы, такие как:
· FilmToolz, StudioBinder, TheTakes, Kinotronic.ru, ShotLister – Составление смет, КПП, Вызывных листов, Тайминг и контроль съемочного процесса
· Cinema Forge, CineTracer, Cinema4D – операторские программы для создания покадрового плана съемок, с возможностью точного управления светом.
Методология планирования затрат, связанных с приобретением объектов авторских и смежных прав при создании фильма. Взаимоотношения продюсера с автором сценария и автором оригинальной музыки.
Конкретный размер вознаграждений за создание и использование объектов авторских и смежных прав, порядок и сроки их выплат определяется сторонами при заключении договора между изготовителем АВП и правообладателем.
1. Авторские и смежные права. Продюсер предусматривает расходы, которые он несет физ. лицам за использование их индивидуальных прав на интеллектуальную собственность.
Статьи:
1) Приобретение прав ( планируются будущее расходы, если уже есть материал – право использования)
2) Литературный сценарий – затраты.
Вознаграждение автора: за написание; за использование сценария при создании реж. Сценария – расходы смета. За использование готового фильма - твердая % ставка от дохода (после производства фильма)