Глава 3. Переходные и заключительные положения

 

Статья 14. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории

1. Комментируемая статья устанавливает порядок отнесения земельных участков и земель к определенной категории.

Согласно п. 2 ст. 8 ЗК категория земель указывается в:

- актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

- договорах, предметом которых являются земельные участки;

- государственном кадастре недвижимости;

- документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Кроме того, категория подлежит указанию в материалах по обоснованию генерального плана в текстовой форме. Согласно п. 7 ч. 7 ст. 23 ГрК указанный материал содержит перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Отметим, что буквальное содержание рассматриваемой нормы земельного законодательства, корреспондирующей комментируемой, устанавливает необходимость указания категории земель в вышеприведенных документах, но сами по себе они ее не определяют. Комментируемая статья направлена на разрешение противоречий в случае наличия разных сведений о категории земельных участков, земель в различных информационных источниках.

При этом согласно п. 3 ч. 5 ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, включающие информацию о категории земель, к которой отнесен земельный участок. Согласно же п. 11 ч. 1 ст. 32 указанного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает в качестве ультимативного правила отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК категорий земель. Это означает, что принадлежность земель или земельных участков в составе таких земель является обязательным, имманентным свойством правового режима земель или земельных участков в составе таких земель.

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи, в случае если категория земель указана не в ЕГРН, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со ст. 5 комментируемого закона в сведения ЕГРН осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.

Часть 2 вводит смысловое различие между правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами.

Правоустанавливающие документы - это документы-основания, которые подтверждают официальное выделение или приобретение земельного участка.

К таким документам можно отнести документы, выдаваемые во исполнение реализации норм вышеприведенного п. 2 ст. 8 ЗК, например:

- решение или постановление органа местного самоуправления;

- договор купли-продажи или дарения земельного участка;

- свидетельство о праве на наследство;

- решение суда.

Правоудостоверяющие документы - это документы, подтверждающие наличие права на имущество.

Основным документом, подтверждающим право собственности на земельный участок, является свидетельство о государственной регистрации права на землю.

В зависимости от года оформления права на землю названные свидетельства отличаются друг от друга, однако, по существу, это всегда документ, удостоверяющий юридический акт признания прав на недвижимое имущество.

В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до 1998 г., имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН.

В частности, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРН:

- свидетельства о праве собственности на землю по форме, утв. Указом Президента от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";

- государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утв. постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493;

- свидетельства о праве собственности на землю по форме, утв. постановлением Правительства от 19 марта 1992 г. N 177.

Все перечисленные свидетельства на право собственности на землю признаются действительными, так как право на недвижимое имущество, возникшее до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (31 января 1998 г.), юридически действительно.

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проведенная после 15 июля 2016 г. государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН. С 15 июля 2016 г. выдача свидетельств о государственной регистрации права собственности в виде бумажного документа не производится, однако свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, которые были выданы до указанной даты, сохраняют свое действие. Данные свидетельства подтверждают проведение процедуры государственной регистрации права собственности, но данные сведения должны быть актуализированы на соответствующую дату совершения с земельным участком юридически значимого действия.

Таким образом, фактически правоудостоверяющим документом на земельный участок является выписка из ЕГРН на соответствующую дату.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи разрешается противоречие между данными, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, и данными из ЕГРН либо сведениями из правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов. Если согласно последним (ЕГРН, правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы) этот земельный участок отнесен к иной категории земель, нежели данные государственного лесного реестра, лесного плана субъекта РФ, то приоритет отдается ЕГРН.

Для реализации этого правила необходимо, чтобы права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Исключения из рассматриваемого правила закреплены в ч. 6 комментируемой статьи и рассмотрены ниже.

Подчеркнем, что законодателем установлен приоритет сведений о земельных участках, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед сведениями, содержащимися в иных документах.

Данная правовая позиция четко сформулирована в Федеральном законе от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". В ее обоснование указано, что применительно к землям лесного фонда указанный принцип примата ЕГРН над иными источниками сведений о правах не в полной мере соблюдался.

 

Пример: в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июня 2014 г. N 4890/14 отмечено, что подавляющее большинство лесных участков, получивших статус ранее учтенных, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, представляют собой лесничества, занимающие площади до нескольких миллионов гектаров, с многоконтурными границами, наличием внутри населенных пунктов, дорог, водных объектов, садоводческих и дачных товариществ. Там же отмечено, что количество пересечений и спорных вопросов по границам и площади каждого такого участка, которая может достигать несколько миллионов гектаров, не позволит провести уточнение его границ (поставить на государственный кадастровый учет надлежащим образом) долгие годы.

В примере приведены данные по территории Московской области, в которой количество таких пересечений составляло около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, составляет 184 378 гектаров.

 

Названным законом имплементирована судебная точка зрения о том, что поскольку перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений ЕГРН, постольку именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 16576/11).

Данное нормативное закрепление фактически является реализацией прецедентной системы формообразования, по условиям которой норма закона формируется судебной практикой и впоследствии закрепляется в материальном законе. В правовой системе Российской Федерации ординарным является обратный способ нормообразования - норма принимается законодателем и реализуется правоприменителем, в том числе судом.

Кроме того, указанным законом был урегулирован вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий. Законом N 280-ФЗ реализованы конституционные права граждан, проживающих в лесных поселках:

- право на местное самоуправление;

- право на жилище;

- право на приобретение земли в частную собственность.

До него режим земель лесного фонда не позволял гражданам, проживающим в лесных поселках, использовать данные институты, гарантированные каждому Конституцией.

Лесные поселки создавались для освоения лесов, но в интересах обеспечения указанных прав их жителей необходимо было вывести лесные поселки из земель лесного фонда и включить их земли в границы населенных пунктов в соответствии с генеральными планами поселений, городских округов. Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" поселок является, прежде всего, населенным пунктом, то есть административно-территориальной единицей, на жителей которой в полной мере распространяются все гарантии в сфере местного самоуправления. Однако до выведения лесного поселка из лесного фонда такие жители не вправе зарегистрировать право собственности на жилье и землю, требовать обеспечения транспортной доступности и обеспечения объектами социального назначения.

Аналогичной была ситуация и с упраздненными военными городками.

Лесным поселкам и военным городкам Законом N 280-ФЗ придан статус полноценных населенных пунктов.

Анализ реализации приведенных законоположений был дан Конституционным Судом РФ в п. 17 Обзора практики Конституционного Суда РФ за второй и третий кварталы 2017 г., утв. решением Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2017 г.

Конституционный Суд указал, что, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта РФ, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

При этом Конституционный Суд отметил, что, рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из владения к гражданам, чье право собственности на них зарегистрировано в ЕГРН, суды должны оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей, в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в ст. 302 ГК законоположений, выявленным Конституционным Судом РФ (см. постановление от 22 июня 2017 г. N 16-П).

Право на земельный участок должно подтверждаться документально на 1 января 2016 г. при помощи правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов.

Для получения выписки из ЕГРН нужно подать заявление (запрос) в Росреестр. Разновидностей выписок из ЕГРН достаточно много, они различаются содержанием испрашиваемой информации, например:

- выписка об объекте недвижимости содержит наиболее полную информацию об объекте и зарегистрированных правах на него;

- выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости содержит только основные характеристики объекта недвижимости;

- выписка о кадастровой стоимости объекта недвижимости поможет узнать кадастровую стоимость земельного участка и проверить правильность начисления земельного налога;

- выписка о переходе прав на объект недвижимости содержит сведения о переходе прав на конкретный объект и о каждом правообладателе земельного участка.

Сведения из ЕГРН являются общедоступными. Выписку из ЕГРН может получить как правообладатель недвижимости, так и любое заинтересованное лицо.

Но из этого правила есть исключения. Некоторые виды выписок из ЕГРН содержат сведения ограниченного доступа, их можно получить только в отношении своего собственного земельного участка. К таким выпискам относятся:

- выписка о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимости. В этом документе указываются сведения об объектах недвижимого имущества, которые принадлежат или принадлежали конкретному лицу на определенную дату или период времени;

- выписка о содержании правоустанавливающих документов.

Эти документы в отношении чужого земельного участка можно получить:

- в рамках судебного процесса (по запросу суда);

- при принятии наследства (по запросу нотариуса).

Запросить выписку из ЕГРН самостоятельно можно следующими способами:

- лично или через представителя, выступающего по доверенности, через МФЦ или территориальное отделение Росреестра. При этом заявитель должен представить документ, удостоверяющий личность, а представитель заявителя еще и нотариально оформленную доверенность;

- по почте;

- в электронном виде путем заполнения формы запроса через официальный сайт Росреестра в сети Интернет.

Кроме правоудостоверяющего документа, возможно представление правоустанавливающего, выданного до указанной даты. В лесных поселках и военных городках правоустанавливающими документами могут выступать и документы, выданные местной администрацией соответственно лесхоза либо органа военного управления (приказы МО РФ, приказы окружного командования, распорядительные акты воинской части и т.д.)

В комментируемой норме использованы дефиниции лесного законодательства: государственный лесной реестр и лесной план субъекта РФ.

Государственный лесной реестр в соответствии с ч. 1, 2 ст. 91 ЛК представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК. Согласно ч. 2, п. 2 ч. 3, ч. 5 ст. 23 ЛК количество лесничеств, лесопарков и их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Положениями ст. 84 ЛК органы местного самоуправления такими полномочиями не наделены.

Статьей 83 ЛК полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта РФ, переданы органам государственной власти субъектов РФ.

Информация из государственного лесного реестра предоставляется органами исполнительной власти субъектов РФ в виде выписки по запросам заинтересованных лиц в установленном порядке, определенном Административным регламентом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утв. приказом Минприроды от 31 октября 2007 г. N 282.

Лесной план субъекта РФ является документом лесного планирования, которое согласно ст. 85 ЛК направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств.

В соответствии со ст. 83 ЛК разработка и утверждение лесных планов субъектов РФ являются полномочиями, переданными Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ, на осуществление которых средства должны предоставляться в виде субвенций из федерального бюджета.

Статья 86 ЛК определяет перечень основных вопросов, которые должны быть отражены в лесном плане субъекта РФ:

- цели и задачи лесного планирования;

- мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов;

- зоны планируемого освоения лесов.

Утверждаться лесной план субъекта РФ должен руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Типовая форма и состав лесного плана субъекта РФ, порядок подготовки и внесения в него изменений утверждены приказом Минприроды от 20 декабря 2017 г. N 692.

В субъектах РФ лесные планы были разработаны и утверждены в основном в период с 2008 г. по 2012 г., в том числе и на определенный период. Однако, как показывает анализ опыта разработки лесных планов, многие из них не соответствуют требованиям, указанным в типовой форме.

В настоящее время возникает необходимость актуализации лесных планов субъектов РФ, базирующихся на основных положениях современной государственной лесной политики РФ и соответствующего региона, согласованных с документами стратегического планирования, а также учитывающих последние изменения лесного законодательства. Поэтому существует потребность создания государственного центра по лесному планированию и прогнозированию*(42).

4. Частью 4 комментируемой статьи отдельно реализована защита прав и интересов граждан, получивших земельный участок для иных целей, нежели лесохозяйственные, но на землях лесного фонда.

Не относится к землям лесного фонда земельный участок, который формально находится на землях лесного фонда, но при этом:

1) права на него возникли до 8 августа 2008 г. (в том числе в случае последующего перехода прав на данный участок после 8 августа 2008 г.);

2) он был предоставлен не для целей ведения лесного хозяйства, а для:

- ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, строительства и (или) эксплуатации жилого дома;

- ведения личного подсобного хозяйства;

3) либо он был образован из таких земельных участков.

Такой участок относится к категории земель населенных пунктов, если находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения, если он расположен за границами населенных пунктов.

При этом принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.

Изменение в ЕГРН сведений о категории земель (внесение или изменение сведений о категории земель) осуществляется в рассматриваемых случаях органом регистрации прав самостоятельно без представления (направления) в порядке межведомственного информационного взаимодействия каких-либо решений со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления. Данной норме корреспондируют положения ч. 6 ст. 34 и ч. 5 ст. 60.2 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Возможна также регистрация в ЕГРН на основании заявления правообладателя и представленных заявителем документов.

При подготовке межевого плана в отношении указанных в комментируемой норме земельных участков в связи с уточнением местоположения их границ кадастровый инженер в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" вправе обратить внимание органа регистрации прав на наличие обстоятельств, предусмотренных комментируемой нормой, что разъяснено в п. 5 письма Минэкономразвития от 15 сентября 2017 г. N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ".

Кроме того, в указанных выше случаях до 1 января 2023 г. не требуется проведение согласования местоположения части границы земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка и является общей с границей лесного участка, в случаях, предусмотренных ч. 9 ст. 10 Федерального закона N 280-ФЗ, то есть при одновременном соблюдении следующих условий:

- земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 г. или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 г. для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 г.;

- смежным земельным участком является лесной участок.

Приведенный порядок отнесения земель к иной, нежели земли лесного фонда, категории нельзя рассматривать как окончательный и исчерпывающий.

 

Пример: постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 июля 2018 г. N Ф09-2852/18 по делу N А76-23216/2017 оставлено без изменения решение о признании отсутствующим права учреждения "Уральское УГМС" на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком и об изменении его категории с категории земель "земли населенных пунктов" на категорию земель "земли лесного фонда".

При исследовании обстоятельств спора судами установлено, что согласно Уставу Миасского городского округа границы Миасского городского округа определены Законом Челябинской области от 26 августа 2004 г. N 261-ЗО "О статусе и границах Миасского городского округа".

Из положений пп. 3, 6, 27 Инструкции по применению постановления Земельного кодекса о городских землях, утв. постановлением Народного комиссариата земледелия РСФСР и Народного комиссариата внутренних дел от 18 июля 1923 г., следует, что городская черта определяется по застроенным кварталам города с учетом нахождения земель в фактическом заведовании городских властей; утверждение проекта границ являлось утверждением городской черты.

Суды установили, что границы Миасского городского округа сформированы за пределами существующей застройки, в том числе в состав городского округа включено село Новоандреевка. Кроме того, согласно ст. 10 Устава Миасского городского округа, принятого Миасским городским Советом депутатов Челябинской области 20 января 2000 г., в границы городской черты также входил поселок Новоандреевка; территория города определена в границах единицы административно-территориального устройства Челябинской области "город областного значения Миасс", установленных решением Президиума Челябинского областного Совета народных депутатов от 19 декабря 1991 г. N 241, постановлением Челябинской областной Думы от 17 ноября 1996 г. N 77.

По результатам исследования и оценки вышеуказанных нормативных актов судами первой и апелляционной инстанций при отсутствии доказательств об обратном установлено, что существующие границы Миасского городского округа сформированы не позднее 1991 г., при этом с учетом положений ст. 5 и ст. 92 Лесного кодекса РФ 1978 г., действовавшего в вышеуказанный период, городские леса относились к землям лесного фонда.

Руководствуясь вышеизложенным, принимая во внимание, что законодательство, действовавшее в период формирования городской черты г. Миасса, предусматривало отнесение городских лесов к государственному лесному фонду, а также учитывая положения действующего лесного и земельного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что утверждение границ городской черты Миасского городского округа не может определять надлежащий перевод спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Также приведена ссылка на правовой подход, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 сентября 2008 г. N 16490/07.

 

При этом ординарное, предполагаемое правоприменение комментируемой нормы безусловно носит устоявшийся и постоянный характер.

 

Пример: в апелляционном определении Омского областного суда от 26 июня 2019 г. по делу N 33-4126/2019 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с исковым заявлением к гражданам об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, указав в обоснование требований, что согласно сведениям ЕГРН ответчики являются собственниками земельного участка, границы которого частично пересекаются с землями лесного фонда.

В удовлетворении требований судом было отказано. В частности указано, что законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны, как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Аналогичная позиция приведена в апелляционном определении Свердловского областного суда от 16 августа 2018 г. по делу N 33а-13862/2018, апелляционном определении Омского областного суда от 22 августа 2018 г. по делу N 33-5425/2018, апелляционном определении Самарского областного суда от 24 октября 2019 г. N 33-12620/2019 и т.д.

 

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает, что приведенные выше положения ч. 4 применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.

Рассматриваемая норма закрепляет, что в случае перехода прав на земельный участок по гражданско-правовым основаниям не пресекается возможность отнесения его к землям населенного пункта либо к землям сельскохозяйственного назначения.

Безусловно, норма, направленная на защиту прав и охраняемых законом интересов граждан, подлежит неукоснительной реализации. Вместе с тем нельзя забывать и о том обстоятельстве, что земельные участки сельскохозяйственного назначения являются вещью, наделенной спецификой регулирования в обороте. Одним из таких свойств является преимущественное право субъекта РФ на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Это правило не является ординарным, а закреплено в качестве принципа регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения в ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Рассматриваемый принцип закрепляет преимущественное право субъекта РФ на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Субъект РФ может делегировать это право муниципальному образованию.

Вопросы, связанные с куплей-продажей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются и в ст. 8 указанного закона. Пунктом 1 ст. 8 предусмотрено, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

В п. 2 названной статьи оговорено, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В соответствии с п. 4 ст. 8 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя*(43).

Изложенное означает, что при отнесении земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения ретроспективно, при том что в его отношении уже состоялся переход прав, субъект РФ оказывается в ситуации, когда его право преимущественной покупки было нарушено.

Безусловно, необходимость соблюдения баланса публичного и частного интересов требуют дальнейшего развития комментируемого законоположения.

Помимо изложенного, интересно отметить, что практика не признает сам факт лесохозяйственной деятельности достаточным основанием к установлению границ лесного участка.

 

Пример: в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 16 июля 2018 г. N Ф09-3526/18 судом указано, что согласно комментируемой норме земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (ч. 1, 3 ст. 6, ст. 7, 67-69 ЛК).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 ЛК). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды от 11 ноября 2013 г. N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Таким образом, при проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются.

В случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда.

 

6. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает исключения из общего правила, закрепленного в ч. 3 данной статьи, по примату сведений ЕГРН над лесоустроительной документацией.

6.1. Положения ч. 3 комментируемой статьи не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

Прежде всего, важно отметить, что действующим законодательством не запрещено предоставлять гражданам в собственность земельные участки, расположенные в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе государственных природных заповедников. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Их использование допускается при соблюдении определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы. Такая позиция сформирована исходя из содержания ст. 27 и пп. 1, 4 ст. 95 ЗК и закреплена в определении Верховного Суда РФ от 28 мая 2015 г. N 58-КГ15-2.

Согласно ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов.

В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.

Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

Законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью, в соответствии с определением, данным в п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ), требования к составлению таких проектов установлены приказом Минкультуры России от 04 июня 2015 г. N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия".

Затем границы территории объекта культурного наследия утверждаются в составе акта о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в ЕГРН*(44).

6.2. Согласно п. 2 ч. 6 комментируемой статьи второе исключение составляют земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.

 

Пример: Администрация Холмского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области о признании недействительным решения от 28 марта 2019 г. N ПР-2735-И об отказе внесения изменений в Государственный лесной реестр путем исключения из него сведений о выделах 29, 30, 37 лесного квартала 94 Холмского участкового лесничества. В обоснование требований Администрация указала, что ГЛР содержит недостоверные сведения, а именно сведения о земельном участке в выделах N 29, 30 и 37 лесного квартала N 94 Холмского участкового лесничества должны были быть исключены из ГЛР еще в 1987 г.

Отказывая в удовлетворении жалобы, суд апелляционной инстанции в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2019 г. N 14АП-8283/2019 г. по делу N А44-3092/2019 среди прочего указал, что в силу ч. 3 комментируемой статьи, в случае если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 комментируемой статьи.

Вместе с тем, указал апелляционный суд, согласившись с мнением суда первой инстанции, согласно комментируемому законоположению указанные нормы не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы. В связи с изложенным в удовлетворении жалобы было отказано.

 

6.3. Согласно п. 3 ч. 6 комментируемой статьи положения ч. 3 этой нормы не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты:

- неиспользования таких земельных участков по целевому назначению;

- или их использования с нарушением законодательства.

Описание сферы действия ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и исключений из этой сферы закреплено в п. 1 ст. 1 указанного закона.

Объектами правового регулирования, включенными в сферу действия ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", являются:

- земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;

- доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Понятийное разграничение находящихся в обороте объектов необходимо в связи с особенностями оборота земель сельскохозяйственного назначения, во многом обусловленными особенностями приватизации периода 1992-1994 гг.

В соответствии со ст. 6 ЗК объектами земельных отношений являются:

- земля как природный объект и природный ресурс;

- земельные участки;

- части земельных участков.

При этом п. 3 указанной статьи определяет земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных прав на землю, который является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Земельный участок - это объект недвижимости. Его индивидуализация осуществляется средствами кадастрового учета в соответствии с требованиями ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Определения термина "часть земельного участка" законодательство не содержит. Правоприменительная дефиниция данного понятия может быть представлена следующим образом: часть объекта недвижимости, применительно к которой произведена государственная регистрация ограничения (обременения) вещного права, в связи с установлением которого данная часть образована. Такое понимание следует из п. 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 г.

Часть земельного участка - это объект производных от права собственности на земельный участок вещных прав.

Доля в праве общей собственности определяется по смыслу п. 2 ст. 244 ГК как доля каждого из собственников в праве собственности на имущество, находящееся в общей собственности.

Доля в праве собственности на земельный участок - это объект гражданских прав и обязанностей, не являющийся объектом недвижимости, особенности оборотоспособности которого установлены ст. 12 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Доля в праве, в отличие от части земельного участка, не имеет материального воплощения и выражается только через простую математическую дробь части по отношению к целому. При этом согласно ст. 15 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в смысловом значении приравнена к понятию земельной доли, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу комментируемого закона. Земельная доля, в отличие от доли в праве, может быть выражена простой математической дробью, гектарами, баллами, балло-гектарами.

Таким образом, к объектам регулирования, включенным в сферу действия ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", отнесены земельные участки и их части и доли в праве общей собственности, приравненные для целей регулирования к понятию земельных долей.

Полноту объектов регулирования рассматриваемых отношений необходимо дополнить понятием многоконтурного земельного участка.

Под многоконтурным земельным участком понимается земельный участок, границы которого представляют собой несколько замкнутых контуров (земельных участков), отделенных друг от друга другими земельными участками или землями. В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", утратившим силу с 17 мая 2008 г., при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным контурам - "обособленные" или "условные" земельные участки.

Абзацем 2 ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" из сферы действия данного закона исключены относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения:

- садовые, огородные земельные участки;

- земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства);

- земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК.

Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в ст. 1 и 14.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" из перечня исключено слово "дачные" - это связано с изменением терминологии в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества.

Конструкция рассматриваемого законоположения подразумевает, что из сферы применения ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" исключены все земли сельскохозяйственного назначения, для которых принимается градостроительный регламент и осуществляется градостроительное зонирование. Данные земли и земельные участки в их составе подпадают под действие ординарного правила примата сведений из ЕГРН над сведениями лесохозяйственного учета.

Результаты проведения государственного земельного надзора можно рассматривать в качестве данных, накопление которых в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения предполагается земельно-правовым регулированием на системной основе. Так, п. 18 ст. 6 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" закреплено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сообщать в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора (в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется данным законом) сведения о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в ЕГРН содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации. Сведения о государственной регистрации перехода прав на такие земельные участки представляются в электронной форме.

Пункт 19 названной статьи указывает, что формат вышеуказанных сведений и форма, в которой они представляются, утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Приказом Россельхознадзора от 8 июля 2019 г. N 662 утвержден административный регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Совместным приказом Росреестра N П/0064 и Россельхознадзора N 157 от 13 февраля 2017 г. утверждены форма и формат представления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору сведений о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в ЕГРН содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации.

Данным приказом установлено, что сведения о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в ЕГРН содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации, предоставляются в форме выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости, утв. приказом Минэкономразвития от 20 июня 2016 г. N 378.

7. Часть 7 комментируемой статьи закрепляет, что в случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, положения ч. 3 комментируемой статьи не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий.

В соответствии с требованиями ч. 18 ст. 32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пп. 3, 7, 8 и 10 ч. 1 названной статьи, в том числе в отношении границ ООПТ, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными ФЗ "О землеустройстве".

Карта (план) объекта землеустройства - документ, являющийся одним из видов землеустроительной документации. В нем отображаются (в том числе и в графическом виде) местоположение, размер, границы объекта землеустройства и другие его характеристики (ст. 19, 20 ФЗ "О землеустройстве").

Объектами землеустройства являются:

- территории субъектов РФ;

- территории муниципальных образований;

- их части.

Таким образом, карта объекта землеустройства составляется в отношении указанных территорий и их частей.

Сама по себе карта необходима для определения (изменения) границ между субъектами РФ, муниципальными образованиями и внесения сведений о них в ЕГРН (п. 7 ч. 1, ч. 18 ст. 32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

В некоторых случаях карта составляется и для объектов, которые ранее считались объектами землеустройства, но в настоящее время ими не являются. Так, в отношении территорий населенных пунктов, территориальных зон и их частей карта оформляется, если контракт на ее подготовку был заключен до 11 января 2018 г. (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В настоящее время для внесения сведений в ЕГРН оформляется графическое описание местоположения границ в электронной форме (ч. 18.1 ст. 32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Карта составляется в результате описания границ (части границ) объекта землеустройства и (или) их установления на местности. Для этого используются сведения кадастра недвижимости, картографические материалы и материалы дистанционного зондирования, а также данные измерений, которые получены на местности. Форма карты объекта землеустройства утверждена постановлением Правительства от 30 июля 2009 г. N 621.

Карта (план) объекта землеустройства должна быть согласована с заинтересованными органами в соответствии с Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утв. постановлением Правительства от 11 июля 2002 г. N 514.

Кроме того, согласно п. 31 Правил предоставления документов, утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 г. N 1532, обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пп. 3, 6 Правил (в части установления, изменения границ территориальной зоны) и пп. 7, 15 Правил (в отношении границ особо охраняемых природных территорий), является оформленная в соответствии с требованиями законодательства карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

Таким образом, в отношении границ особо охраняемых природных территорий должно формироваться землеустроительное дело, в состав которого включается карта (план) объекта землеустройства, и такая документация подлежит включению в государственный фонд данных.

В отношении установления границ территорий объектов культурного наследия следует отметить, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью, согласно определению, данному в п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Пунктом 3 названной статьи установлено, что границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов.

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ). Требования к составлению таких проектов установлены приказом Минкультуры от 4 июня 2015 г. N 1745.

Границы территории объекта культурного наследия утверждаются в составе акта о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, что следует из п. 5 ст. 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в ЕГРН.

8. Часть 8 комментируемой статьи ограничивает действие ч. 6 и 7 комментируемой статьи, вводя условие, несоблюдение которого Рослесхозом означает, что на эти участки распространяется общее правило о приоритете сведений из ЕГРН над сведениями из государственного лесного реестра.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, в течение 3 месяцев со дня выявления расхождения сведений должен оспорить в суде зарегистрированное право на такой земельный участок и уведомить об этом орган регистрации прав.

Другими словами, Рослесхоз в течение 3 месяцев со дня выявления пересечения границ земельного участка с землями лесного фонда обязан направить в орган регистрации прав уведомление об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

Пунктом 57 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" дано разъяснение, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в реестре. При этом сама по себе запись в реестре о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в реестр лицо знало или должно было знать о нарушении права.

Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК.

Вместе с тем в силу абзаца 5 ст. 208 ГК в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРН не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.

Кроме того, в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, что поскольку сама по себе запись в ЕГРН о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что именно со дня ее внесения в ЕГРН лицо знало или должно было знать о нарушении права, постольку момент начала течения срока исковой давности по заявленным требованиям может определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, например, со дня, когда публично-правовое образование в лице уполномоченных органов узнало или должно было узнать о передаче имущества другому лицу или о совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества.

 

Пример: судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в апелляционном определении от 24 мая 2017 г. по делу N 33-3310/2017, разрешая спор о признании отсутствующим права собственности, прекращении записи в ЕГРН и исключении из государственного кадастра учета недвижимости сведений о земельном участке, дала оценку доводам апелляционной жалобы о пропуске исковой давности истцом и указала, что они подлежат отклонению, поскольку вышеприведенные положения применимы и при рассмотрении дел по искам об истребовании из чужого незаконного владения недвижимого имущества.

В судебном заседании в суде первой инстанции установлено, что о нарушенном праве истцу стало известно из обращения Прокуратуры при рассмотрении по существу заявления Ж. по вопросу правомерности использования гражданами земельных участков, в том числе спорного. Именно от этой даты начал течение срок исковой давности.

В этом же определении дана оценка доводам о том, что отсутствие надлежащего контроля со стороны компетентных органов не является основанием для исчисления срока с 2016 г., обстоятельства наложения границ могли быть установлены в соответствии с Градостроительным лесным реестром, картометрическим способом по материалам землеустройства 1990 г., а также по материалам лесоустройства. По приведенным выше основаниям они отклонены.

Аналогичная правовая позиция изложена и в апелляционном определении Верховного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г. по делу N 33-6437/2016, оставленном в данной части без изменения Определением Верховного Суда РФ от 17 апреля 2018 г. N 66-КГ18-5.

 

Применительно к рассматриваемой проблеме также следует иметь в виду, что пересечение границ может быть выявлено не только посредством анализа координатного описания границ ценных земель и объектов, но и исходя из местоположения земельного участка, в сведениях о котором осуществляется устранение реестровой ошибки. Например, в местоположении земельного участка может быть указано, что он находится в границах природного парка. Также, например, описание границ данного природного парка может предусматривать, что определенный муниципалитет (соответственно, и все земельные участки в его границах) полностью находится в границах данного природного парка (п. 7 письма Минэкономразвития от 15 сентября 2017 г. N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ").

9. Часть 9 комментируемой статьи устанавливает приоритет сведений государственного лесного реестра и лесного плана субъекта РФ над сведениями из ЕГРН в отношении земель запаса. Норма закрепляет, что если в соответствии с лесоустроительными документами данные земли находятся в границах лесничества, расположенного на землях лесного фонда, такой земельный участок относится к категории земель лесного фонда.

При этом согласно письму Минэкономразвития от 15 сентября 2017 г. N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ" принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.

Изменение в ЕГРН сведений о категории земель (внесение или изменение сведений о категории земель) осуществляется органом регистрации прав самостоятельно без представления (направления) в порядке межведомственного информационного взаимодействия каких-либо решений со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления либо на основании заявления правообладателя и представленных заявителем документов.

10. Согласно ч. 10 комментируемой статьи в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в ЕГРН, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков.

При этом документы должны быть получены до января 2005 г.

Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории). Таким образом, если в отношении земельного участка принимались акты о его отнесении к определенной категории земель или акты о переводе земельного участка в иную категорию, то эти решения будут иметь приоритет над иными сведениями о категории земель такого земельного участка, содержащимися в ЕГРН, государственном лесном реестре, правоустанавливающих документах.

 

Пример: прокурор Ярославской области в интересах Российской Федерации в лице Рослесхоза обратился в суд с исковым заявлением к администрации Угличского муниципального района Ярославской области о признании недейст




double arrow
Сейчас читают про: