Цели использования дидактических материалов в учебном процессе

Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.

Многие педагоги предпочитают использовать в своей деятельности дидактические материалы исключительно контролирующего характера.

В основе любого учебного процесса лежит, прежде всего, самостоятельная деятельность учащихся, а также то, что главное назначение дидактических материалов – использование их при самостоятельной работе.  

Рассмотрим основные цели применения дидактических материалов. К ним можно отнести самостоятельное овладение учащихся материалом и формирование умений работать с различными источниками информации, активизацию познавательной деятельности учащихся, формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.

Схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, позволяют «опредметить» абстрактные понятия.

Использование дидактических материалов позволяют установить контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов. Также дидактические материалы направлены на самоконтроль и самокоррекция, тренировку в процессе усвоения учебного материала.

В процессе работы с дидактическими материалами усиливается мотивации обучения, происходит развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического), осуществляется процесс формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества, активизируется взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

 Материалы контролирующего характера предусматривают возможность самопроверки и самоконтроля.

Система дидактических материалов в учебном процессе должна  предполагать последовательное, поэтапное обучение учащихся различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).

Основные требования дидактическим материалам

Среди существующих требований к дидактическим материалам можно отметить необходимость выбора последовательности знакомства с информацией, учитель по возможности должен предоставить ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле, структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений. Наибольшее распространение получило использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что способствует высвобождению учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ, усиление мотивации обучения, развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).

Дидактические материалы должны иметь направленность, связанную с формированием культуры учебной деятельности, а также способствуют активизацию взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций, в частности при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся. Психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.

Этапы разработки дидактических материалов

Разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:

1. определение целей обучения на уроке;

2. отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;

3. определение области и цели использования дидактических материалов;

4.разработка уроков с использованием дидактических материалов; проектирование заданий для отобранных уроков;

5.выбор адекватного способа представления дидактического материала; выбор средств, участвующих в разработке;

6.разработка дидактических заданий;

7. формирование методического аппарата;

8. разработка методических рекомендации;

9. выработка критерия оценки результатов обучения;

10.разработка средств контроля знаний и способов их применения;

11.включение дидактического материала в качестве дидактического средства в образовательный процесс;

12.интерпретация полученных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: