Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.
Многие педагоги предпочитают использовать в своей деятельности дидактические материалы исключительно контролирующего характера.
В основе любого учебного процесса лежит, прежде всего, самостоятельная деятельность учащихся, а также то, что главное назначение дидактических материалов – использование их при самостоятельной работе.
Рассмотрим основные цели применения дидактических материалов. К ним можно отнести самостоятельное овладение учащихся материалом и формирование умений работать с различными источниками информации, активизацию познавательной деятельности учащихся, формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.
Схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, позволяют «опредметить» абстрактные понятия.
Использование дидактических материалов позволяют установить контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов. Также дидактические материалы направлены на самоконтроль и самокоррекция, тренировку в процессе усвоения учебного материала.
|
|
В процессе работы с дидактическими материалами усиливается мотивации обучения, происходит развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического), осуществляется процесс формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества, активизируется взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.
Материалы контролирующего характера предусматривают возможность самопроверки и самоконтроля.
Система дидактических материалов в учебном процессе должна предполагать последовательное, поэтапное обучение учащихся различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).
Основные требования дидактическим материалам
Среди существующих требований к дидактическим материалам можно отметить необходимость выбора последовательности знакомства с информацией, учитель по возможности должен предоставить ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле, структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений. Наибольшее распространение получило использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что способствует высвобождению учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ, усиление мотивации обучения, развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).
|
|
Дидактические материалы должны иметь направленность, связанную с формированием культуры учебной деятельности, а также способствуют активизацию взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций, в частности при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.
Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся. Психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.
Этапы разработки дидактических материалов
Разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:
1. определение целей обучения на уроке;
2. отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;
3. определение области и цели использования дидактических материалов;
4.разработка уроков с использованием дидактических материалов; проектирование заданий для отобранных уроков;
5.выбор адекватного способа представления дидактического материала; выбор средств, участвующих в разработке;
6.разработка дидактических заданий;
7. формирование методического аппарата;
8. разработка методических рекомендации;
9. выработка критерия оценки результатов обучения;
10.разработка средств контроля знаний и способов их применения;
11.включение дидактического материала в качестве дидактического средства в образовательный процесс;
12.интерпретация полученных результатов.