В процессе посещения ООО ХХХ занятия позволили девушкам повысить за счет регулярного выполнения комплексов оздоровительных физических упражнений показатели физической подготовки и величины, характеризующие оптимизацию состояния здоровья.
Так, в выборке опытные группы №1 и №2 посещали следующие программы по средам и субботам на протяжении 1 часа:
Для опытной группы №1 организованы занятия по программе классической аэробики (среда) и калланетики (суббота);
Для опытной группы №2 организованы занятия латино-аэробикой (среда) и хатха-йогой (суббота).
По итогам экспериментальной деятельности удалось зафиксировать позитивную динамику показателей (таблица 10) показателей здоровья:
1. опытная группа № 1%: в среднем в выборке преобладает средний уровень здоровья (53,3%), уровень выше среднего (33,3%) занимает вторую по частности позиции, тогда как показатели здоровья высокого (6,7%) и ниже среднего уровня (6,7%) встречаются с наименьшей частотой, а низкий уровень здоровья не выявлен как таковой (0%). Данные визуализированы на диаграмме 4;
|
|
2. экспериментальной группе № 2: в среднем в выборке преобладает уровень выше среднего здоровья (46,7%), уровень средний (33,3%) и высокий (13,3%) занимают вторую и третью по частности позиции, тогда как показатели здоровья ниже среднего (6,6%) встречается с наименьшей частотой, а низкий уровень здоровья не выявлен как таковой (0%). Данные визуализированы на диаграмме 5.
Таблица 10 - Уровень здоровья экспериментальных групп №1 и №2 после эксперимента
Группы | Уровень здоровья | ||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | |
ЭГ №1 | 0% | 6,7% | 53,3% | 33,3% | 6,7% |
ЭГ №2 | 0% | 6,7% | 33,3% | 46,7% | 13,3% |
Рисунок 4 - Уровень здоровья экспериментальной группы №1 после эксперимента
Рисунок 5 - Уровень здоровья экспериментальной группы №2 после эксперимента
Сравнение величин, полученных при тестировании координации в статике опытных групп, поданных в таблице 11, позволяет указать, что использование комплексных физкультурно-оздоровительных занятий стало причиной подъема равновесия в статике в опытной группе №2 на 23% относительно показателей опытной группы №1, в которой величины возросли на 13,7% (при Р<0,05).
Таблица 11 - Показатели теста на статическую координацию «Проба Ромберга» до и после эксперимента (сек.)
Группы | До эксперимента | После эксперимента | ||
х±m | х±m | |||
Экспериментальная №1 | 39,5±4,37 | 45,8±4,7 | ||
Экспериментальная №2 | 38,24±4,26 | 49,7±5,22 | ||
Р |
|
|
Сравнение величин, отраженных в диаграмме (рисунок 6) чётко показывает прирост возможности занимающихся в опытной группе №2, интервал статической координации, так как группа более интенсивно тренировала координацию движений.
|
|
Рисунок 6 - Динамика показателей теста «Проба Ромберга» до и после эксперимента
Ниже рассмотрим величины, полученные в пробе «Планка», которым проводилось изучение развитости силовых качеств (таблица 12).
Таблица 12 - Показатели теста «Планка» до и после эксперимента (сек.)
Группы | До эксперимента | После эксперимента |
х±m | х±m | |
Экспериментальная №1 | 97,21±0,26 | 105,44±0,24 |
Экспериментальная №2 | 97,11±0,26 | 112,3±0,12 |
Р | >0,05 | <0,05 |
Сравнив показатели, полученные при тестировании выборки, можно заявить о позитивных изменениях в опытных группах № 1 и №2, хотя прогресс по показателям в опытной группе №1 был невелик 7,7%, тогда как в опытной группе №2 величины возросли на 13,5% (рисунок 7).
Рисунок 7 – Динамика показателей теста «Планка» до и после эксперимента (секунды)
Данные таблицы 13 раскрывают изменения величин в пробе «шестиугольник».
Таблица 13 - Показатели теста «шестиугольник» до и после эксперимента (сек.)
Группы | До эксперимента | После эксперимента |
х±m | х±m | |
Экспериментальная №1 | 16,45+1,75 | 13,9+1,42 |
Экспериментальная №2 | 16,3+2,08 | 10,83+1,5 |
Р | >0,05 | <0,05 |
При сравнении итогов групп, участвовавших в эксперименте, раскрытых в таблице 13, отражает, что из-за тренировок по методике «латина-хатха-йога» у занимающихся проба «шестиугольник» в опытной группе №2 стала выполняться медленнее на 5,47 секунд (в процентном отношении 33,5%) относительно опытной группы №1, в которой величины поднялись на 2,55 секунды (прибавка на 15,5%) (при Р<0,05) (рисунок 8).
Рисунок 8 - Динамика показателей теста «шестиугольник» до и после эксперимента
При повторной аналитике величин в пробе «шестиугольник» отражают, что в ходе экспериментальной методики достоверно изменились (Р<0,05) показатели опытной выборки в группе №2 и достигли 33,5% относительно опытной группы №1 (в процентном отношении 15,5%).
Повышение эффективности предложенной физкультурно-оздоровительной методики нашло подтверждение в абсолютно достоверно зафиксированном росте проб по гибкости занимавшихся в секции девушек, в возрасте 18-20 лет, относительно с уровнем, фиксировавшимся перед стартом педагогического экспериментального исследования (таблица 14).
Таблица 14 Показатели результатов исследования уровня развития гибкости
Группы / упражнения | До эксперимента | ||||
Мост | Наклон вперед | Шпагат лев. | Шпагат прав. | Шпагат попереч. | |
Х±m | Х±m | Х±m | Х±m | Х±m | |
ЭГ №1 | 35,87±2,96 | 4±0,02 | 34,4±3,56 | 32,53±2,83 | 32,47±3,71 |
ЭГ №2 | 36,2±2,98 | 3,73±0,01 | 36,53±3,78 | 34,48±2,94 | 30,87±3,65 |
P | >0,05 | >0,05 | >0,05 | >0,05 | >0,05 |
После эксперимента | |||||
ЭГ №1 | 33,87±2,96 | -4±0,02 | 33,69±3,48 | 29,27±2,36 | 30,27±3,56 |
ЭГ №2 | 28,27±2,62 | +4,28±1,68 | 29,6±3,13 | 25,73±2,1 | 26,67±3,37 |
P | <0,05 | <0,05 | <0,05 | <0,05 | <0,05 |
Аналитика величин, характеризующих гибкость занимающихся в секции девушек, позволяет отметить, что максимальная позитивная динамика отмечена в следующих пробах:
¾ проба «мост» - в опытной подгруппе №1 величина улучшилась на 2 см (возросли на 5,5%), в опытной подгруппе №2 показатель изменился в лучшую сторону на 7,93 см (увеличение на 21,9%) (рисунок 9);
¾ результаты, показанные девушками в пробе «наклон вперед из положения стоя», в опытной подгруппе №1 остались неизменными, тогда как в опытной подгруппе №2 наклоны стали глубже на 8,01 см (прирост 34%) (рисунок 10).
Рисунок 9 - Динамика показателей теста «Мост» до и после эксперимента
Рисунок 10 - Динамика показателей теста «Наклон вперед из положения стоя» до и после эксперимента
В настоящем исследовании рост величин, описывающих глубину выполнения шпагата, был зафиксирован у девушек, посещавших курс «латина-хатха-йога» в опытной группе №2.
Пробы, проведенные в финале исследования, по упражнению «шпагат» отражают следующую динамику:
|
|
¾ опытная группа № 1 на левому шпагату - 0,71 см; в правом шпагате - 3,26 см; в шпагате поперек - 2,2 см, исходя из чего в процентах прирост достиг 6,2% (Р>0,05) (диаграмма на рисунке 11);
¾ опытная группа №2 по левому шпагату - 6,93 см; по правому шпагату - 8,81 см; в шпагате поперек - 4,2 см, исходя из чего, увеличение в процентах достигло 20% (диаграмма на рисунке 12).
Аналитика усредненных величин развившейся у девушек гибкости показала максимальную интенсификацию развития данного качества тренирующихся, причем динамика развития гибкости превзошла прочие показатели. Следовательно, был корректно и рационально подобран ракурс фитнес мероприятий для физкультурно-оздоровительной работы.
Рисунок 11 - Динамика показателей теста «шпагат» (продольный, левый, правый) до и после эксперимента в ЭГ №1
Рисунок 12 - Динамика показателей теста «шпагат» (продольный, левый, правый) до и после эксперимента в ЭГ №2
Проведенный педагогический эксперимент позволил определить, что наиболее эффективно реализуется задача по оптимизации физических возможностей девушек в возрасте 18-20 лет при условии комбинации физкультурно-оздоровительной работе в формате триады «латина-хатха-йога», относительно тех показателей, которые занимались по программе «аэробика-калланетика».
Данное утверждение может быть подтверждено конкретными моментами, ключевой предпосылкой при сравнении которых является идентичный уровень подготовки занимающихся:
1. пробы по длине прыжка, взятого с места, выполнении «шестиугольника», представленные девушками опытной группы №2, более высоки, чем у в тренировавшихся в опытной группе №1;
2. интеграция нескольких методик физкультурно-оздоровительных методик дала прирост показателей в пробе, тестирующей статику теста Ромберга, так как в занятиях были применены элементы хатха-йоги и калланетики;
3. уникальный синтез актуальных в молодежной среде оздоровительных методик, таких как хореографические элементы аэробики и латина-аэробики, что активизирует эмоциональность тренировки и позитивный эффект физкультурно-оздоровительного мероприятия из-за чего девушки, начинающие тренировки, формируют стабильно выраженный интерес к участию к систематическим тренировкам.
|
|
Следовательно, настоящий эксперимент предоставляет достоверные результаты, свидетельствующие об истинности гипотезы о том, что физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в ракурсе наиболее эффективных для девушек тренировок и занятий представлена комбинацией нескольких направлений физической культуры. Данной интеграцией спортивно-оздоровительных методик достигается как персональная ориентация под способности и возможности тренирующихся, за счет чего формируется стабильность прироста оздоровляющего эффекта и стойкой мотивации девушек в возрасте 18-20 лет заниматься в физкультурно-оздоровительной фитнес-секции.
Заключение
В завершении своей выпускной квалификационной работы я бы сказала, что фитнес - один из общеизвестных способов общеоздоровительной работы для человека, в чем дают обоснование бесчисленные работы авторов. Тренировочные занятия делает прочной веру в свои силы, добавляют решительности в себе. А также, направлены на поддержание и воспитание умения в надлежащий момент призвать все свои силы, а движения осуществлять с меньшим напряжением, вынуждая работать только требуемые группы мышц, т.е. умение свободно и экономно двигаться, целесообразно использовать силы в быту и профессиональной деятельности.
Обоснованием силовой подготовки является прогрессирующее внимание к фитнес - аэробике, как к разновидности физкультурно-оздоровительного движения, направленной на сохранение и поддержание здоровья женщин в важной репродукционной фазе
В результате проделанной работы нами были сформулированы следующие выводы:
1. Анализ литературных источников по теме исследования позволил нам определить наиболее популярные виды оздоровительной тренировки.
2. Использование комплексных занятий, учитывая индивидуальные предпочтения девушек 18-20 лет, обеспечивает более благоприятное воздействие на развитие ловкости.
3. Экспериментальная проверка разработанной методики комплексного использования наиболее популярных направлений оздоровительной гимнастики «аэробика-калланетика» и «латина-хатха-йога» показывает достоверный уровень повышения эффективности развития двигательных способностей экспериментальных групп, по показателям:
- тест на статическую координацию – проба Ромберга –увеличение времени статического равновесия на 12,6 сек. В экспериментальной группе (12,2%).
- тест «Планка» для оценки силовых способностей – увеличение времени выполнения контрольного упражнения на 15,1 с (13,5%);
- тест «Шестиугольник» для определения уровня развития координационных способностей – уменьшение времени выполнения контрольного упражнения в среднем на 5,47 с, что составило 33,5%;
- тест «Мост» для оценки суммарной подвижности в суставах – уменьшение расстояния в среднем на 7,93 см (21,9%)
- тест «Наклон вперед из положения стоя» для оценки уровня развития гибкости – улучшение показателей гибкости в среднем на 8,01 см (34%)
- тест «Шпагат» для оценки суммарной подвижности в суставах – уменьшение расстояния: «левая» - на 6,93 см (18,9%); «правая» - 8,81 см (25,3%); «поперечный» - 4,2 см (13,6%).
Предложенная нами технология использования в занятиях с девушками различных направлений фитнеса с учетом индивидуальных особенностей обеспечит устойчивый оздоровляющий эффект и способствует мотивации девушек 18-20 лет к систематическим занятиям оздоровительной гимнастики Данная методика может быть рекомендована для занятий в различных фитнес-клубах.
Список литературы
1. Акимов А.С. Маркетинг физкультурно-спортивных услуг крупного стадиона (на примере ОАО ОК «Лужники»): автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2010, 23 с.
2. Аронов, Г. З. Система управления предприятием сферы физкультурно-оздоровительных услуг // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (34). - С. 10-13.
3. Аэробика для хорошего самочувствия / Кеннет Купер М.: Книга по Требованию, 2013. 224 с.
4. Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник / И. С. Барчуков. - Москва: Издательство Проспект, 2013. - 204 с.
5. Бишаева А. А. Физическая культура: учеб. / А. А. Бишаева, В. В. Малков. – М.: КНОРУС, 2016. – 312 с.
6. Боярская, Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие / Л. А. Боярская; [науч. ред. В. Н. Люберцев]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 120 с.
7. Вайцеховски С.М. Книга тренера. М.: Физкультура и спорт, 2014г.
8. Галкин, В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учебное пособие для вузов / В.В. Галкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 441 с.
9. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков //Москва: Юрайт, 2014. - 261 с.
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (от 15 апреля 2014, № 302) [Электронный ресурс]. – URL: http: //www.base garant.ru
11. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/
12. Демчук К. Б. Организация и проведение спортивных мероприятий / К. Б. Демчук, О. Н. Костюкова, Т. М. Болгарчук, В. В. Игнатенков // Организация и проведение спортивных мероприятий: метод. пособие. – Краснодар, 2010. – 52 с.
13. Жаркова, Л. С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. / Л. С. Жаркова, А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. - Москва: МГУКИ, 2010. - 112 с.
14. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
15. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/41d4b1a00210c7effc66.pdf
16. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.
17. Михайлова Э.И. Аэробика в школе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для учителя физической культуры/ Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г. Электрон. текстовые данные. М.: Советский спорт, 2014. 123 c.
18. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
19. Очиров, И. М. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта / И. М. Очиров // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 5 - С. 98-101.
20. Российская Федерация. ГОСТ Р 52025. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей. – Москва: Издательство стандартов, 2002.
21. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в разрезе субъектов Российской Федерации. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56605188/#ixzz4dgcs3OkI.
22. Сердюков А.В. О правовых основах обеспечения граждан физкультурными и спортивными услугами // Пятая международная научно-практическая конференция «Спортивное право: перспективы развития»: материалы конференции / Под общ. ред. д.ю.н., проф. К.Н. Гусова, к.ю.н. А.А. Соловьева; сост. к.ю.н., доц. Д.И. Рогачев, к.ю.н. О.А. Шевченко. М., 2011. С. 144-147.
23. Степанова О.Н. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в деятельности физкультурно-спортивных организаций: учебное пособие. В 2 ч. Ч I. М.: МПГУ, 2012. 221 с.
24. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта. М.: Прометей, 2003. 280 с.
25. Степанова О.Н. Методика оценки конкурентоспособности физкультурно-спортивных услуг / О.Н. Степанова //Теория и практика физ. культуры. - 2009. - №11. - С. 85.
26. Степанова О.Н. Сегментирование рынка физкультурно-спортивных услуг: концептуальный подход, технология, примеры / О.Н. Степанова // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 49-54.
27. Ткачева О. А. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта [Текст]: учебное пособие / О. А. Ткачева; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Российский гос. технический ун-т (Новочеркасский политехнический ин-т), Шахтинский ин-т (фил.). - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. - 95 с.
28. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
29. Физическая культура. Фитнес: учебное пособие / Т. Н. Шутова, Д. В. Выприков, О. В. Везеницын, И. М. Бодров, Г. С. Крылова, Д. А. Кокорев, А. Г. Буров, О. В. Мамонова, Д. М. Гаджиев. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2017. – 132 с.
30. Чеснова Е.Л. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / Е.Л.Чеснова, В.И. Лебедев -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 113 с.