Из дневника учительницы А

 

…13 января

Завтра я провожу пятый, заключительный урок по теме «Заходер и его книги» и фактически первый урок внеклассного чтения, где мне, организуя беседу со всем классом, надо будет помнить, что теперь каждый ребенок готовит к уроку то произведение данного автора, которое выбрал сам. Чтобы мне и детям при этом было в меру сил трудно, но интересно, я построю урок так:

Тема: Урок внеклассного чтения о книгах Б. В. Заходера и их авторе.

Поскольку такая работа прежде не проводилась и книг на выставку принесено много, я должна представить детям образец характеристики любой книги после ее индивидуального прочтения и вызвать у них желание попробовать следовать этому образцу, т.е. научиться коротко рассказывать о прочитанной книге, чтобы было интересно слушать тем, кто ее не читал.

Такой образец я непременно задам сама, а кроме того, чтобы он прозвучал несколько раз, я заранее подготовила к этому уроку трех разных учеников: сильного, среднего и слабого. Конечно, мне пришлось с ними – по секрету от класса – поработать во внеурочное время. Зато теперь я знаю, сколько времени надо любому ребенку, чтобы освоить умение рассказывать о своей книге, испытав от этого радость. Знаю и то, как кому из них надо помочь в процессе освоения короткого рассказа о прочитанной книге.

Вот образец, который задам я.

-Дети! – скажу я. Видите, как много книг Заходера вы сумели рассмотреть и прочитать за неделю. Конечно, ни один из вас не прочитал и детально не рассмотрел всех этих книг. А разве вам не хочется их узнать? Вам интересно, какие из них, как и что рассказывают своему читателю? Однако рассказать о прочитанной книге – коротко и так, чтобы вас хотели слушать, - очень трудно. Этому надо учиться. В этом надо упражняться и не один раз. Зато, тот, кто этому научится, станет интересным собеседником для всех.

Хотите я покажу вам, как можно представить полюбившуюся тебе прочитанную книгу другим читателям? (Вопрос, естественно, риторический: в классе не найдется ни одного ребенка, который бы этого не захотел). Но прежде, чем я задам вам такой образец, вы должны найти среди книг, представленных на выставке, ту, о которой я хочу рассказать. Назову ее приметы: в ней короткие стихотворные произведения о животных (о животных?..). Это книжка=игрушка. Да еще с сюрпризом. Какую книгу я имею в виду? Кто знает?

Я убеждена, что мой класс способен быстро и точно решить заданную им читательскую задачу, т.к. мы учились решать такие задачи на начальном этапе обучения. Поэтому я вызову для ответа одного из слабых учащихся, чтобы он смог продемонстрировать свое продвижение в овладении читательской культурой. Его ответ короток и бесспорен: «Вы хотите рассказать о книге Бориса Владимировича Заходера «Что снится моржу». В ней только стихи о животных (я смотрел до урока), а на обложке написано: «книжка с сюрпризом».

Похвалив ребенка за ответ, я прошу детей проследить за тем, как я представляю им эту книгу.

Мой образец:

«Я выбрала книжку=игрушку Заходера «Что снится моржу», потому что она очень хорошо представляет и творчество Заходера, и его характер. Заходер любит забавные и умные шутки. А в этой книге ему помогает осуществить замысел художник книги и ее конструктор. Вот посмотрите: (Рис.)

17. Видите – птица павлин. И стихотворение называется «Павлин». Красивая птица, правда? И Заходер пишет, что красивая:

У павлина – хвост павлиний:

Золотой, зеленый, синий!

Только тут - не хвост павлина,

А всего лишь

Половина!

(Разворачиваю страницу. дети ахают, а я продолжаю читать, разумеется, наизусть) (Рис.)

И, представьте,

Даже здесь

Этот хвост

Еще не весь!

(Снова разворачиваю страницу – тут уже всеобщий восторг).(Рис.)

Дочитываю стихи:

Вот когда

Павлиний хвост

Развернулся

В полный рост!

Затем спрашиваю детей:

18. Как вы думаете, почему это стихотворное рассуждение Заходера и радует, и смешит нас? В чем его секрет? Только ли про павлина рассказал нам Заходер?

Думаю, что дети должны догадаться, что хвост у павлина действительно чудный, но ведь это только хвост – внешняя красота; других достоинств у павлина просто нет. Вся павлинья красота начинается с хвоста, им и заканчивается. Это забавляет нас, смешит и наводит на размышления о подлинных и мнимых достоинствах и ценностях…

-Если вам захотелось взять эту книгу и прочитать ее, вы сможете это сделать в свободное время, потому что здесь стихи не только про павлина, но и про льва, про страуса, про жирафа и про многих других животных. Не забывайте только, о животных ли думает Заходер, когда рассказывает о них нам, людям?».

Мой рассказ вместе с решением задачи займет не более 3 минут.

Теперь я даю возможность рассказать о прочитанных ими книгах Заходера заранее подготовленным учащимся, а детям говорю:

-Давайте послушаем теперь, как о своих книжках расскажут нам Саша, Петя и Наташа.

Дети, которых я подготовила, выходят к доске по очереди, берут с выставки каждый свою книгу и представляют ее классу по данному мною образцу, т.е. опираясь на заглавие, иллюстрации, воссоздание необходимого текста (лучше на память) и завершая рассказ постановкой необычного вопроса классу.

-Как вы думаете,- спрашиваю я класс, - легко ли научиться так рассказывать о прочитанной книге, как это только что продемонстрировали нам, получив за это «5», Саша, Петя и Наташа? Конечно, нелегко. И вы правильно догадались: подготовиться к такому рассказу помогла им не только я, но и план, т.е. вопросы, на каждый из которых они и научились коротко отвечать.

Хотите узнать этот план и попробовать научиться так же интересно рассказывать о своих книгах? Давайте восстановим этот план.

-Что мы показывали сначала и о чем рассказывали? (Сначала вы показали книгу, правильно ее назвали и объяснили, чем она хороша – в чем ее отличие от других книг).

-Как мы помогали вам, не читавшим книгу, убедиться, что наше мнение о книге справедливо? (Вы показали интересные картинки и прочитали наизусть необычные произведения или отрывки из произведений, объясняющие картинки).

-Чем мы закончили свой рассказ? (Все вы закончили свой рассказ вопро- сом, который побуждает нас, не читавших книгу, задуматься о ее содержании и решить для себя, читать ее или нет).

По ходу ответов детей на доске могут записываться или раскрываются на плакате пункты плана, который затем вывешивается в Уголке чтения на 4-5 недель, пока дети не привыкнут руководствоваться пунктами этого плана и удовлетворительно рассказывать о прочитанных книгах друг другу.

Вот этот план:

1.Правильно покажи книгу.

2.Назови ее.

3.Объясни, чем она тебя привлекла (1-2 предложения).

4.Покажи и прочитай то, что подтверждает твое мнение.

5.Если сможешь, поставь классу какой-то интересный вопрос о книге и ее авторе.

Работу над выставкой мы завершим систематизацией всех представленных книг, т.е. распределим принесенные детьми книги в группы по заданным пока мною и понятным детям содержательным признакам:

1. Сборники стихов Б.В.Заходера.

2. Книги сказок Б.В.Заходера.

3.» Толстые» книги, в которых есть все.

4.Книги других авторов, которые перевел для нас Б. В. Заходер

В связи с последней группой книг я познакомлю детей с титульным листом, где обязательно указан автор=переводчик.

Затем мы выбираем и читаем вслух книгу, которая вызвала всеобщий интерес. Конечно, хорошо, если эта книга представлена в количестве экземпляров, необходимом для того, чтобы обеспечить ею как учебным материалом каждого ученика. На данном уроке это может быть книга Заходера «Кит и кот», которую разные издательства переиздавали не однажды. Но, зная свой класс, я постараюсь с помощью родителей распечатать для учащихся книгу-сюрприз Заходера «Что снится моржу». Знаю, читать ее будут с восторгом, многие новый текст постараются запомнить наизусть. К тому же я смогу поупражнять детей сначала в чтении нового текста про себя (задача – подготовиться к выразительному чтению вслух и придумать хитрый вопрос классу). Разумеется, задание будет повторяться после каждого прочитанного стихотворения.

 За 10 минут до конца урока я попрошу детей рассказать мне, каким они представляют себе Заходера и почему представляют его именно таким: серьезным или веселым, грустным или задорным, а может быть и тем и другим? Когда? Добрым или не очень? Молодым или старым?. Объяснить, кто ему нравится, а кто нет и почему? Все ответы дети будут подкреплять ссылками на прочитанные книги. А я выступлю в качестве арбитра правильности ответов=предположений и, если сочту нужным, кое-что расскажу им об этом писателе, используя книгу для учителя «Встреча с писателями» (Авт. Н. Н. Светловская и др. М.,»Просвещение», 1978). Своим коллегам, у которых такой книги нет, я советую обратиться к недавно вышедшим словарям=справочникам типа «Об авторе ваших книг» и т.п.

Задание на дом: продолжить чтение тех произведений Заходера и рассматривание тех его книг, которые после коллективного обсуждения захотелось прочитать или перечитать. Записать на карточки те книги и произведения, которые не хочется забыть. Образец карточки мы проанализируем, и я оставлю ее на время в Уголке чтения.

Как обычно, интересные сценки, картинки, диалоги из произведений этого автора дети будут разыгрывать в свободное время вместе с друзьями, чтобы было что показать родителям и учащимся других классов на очередных собраниях и утренниках.

Вопросы и задания к беседе №11.

Составьте выставку книг Заходера, которые предположительно могут принести дети на урок внеклассного чтения по данной теме в начале ХХ1 века, и проанализируйте ее по заданным в уроке параметрам.

Вообразите себя Сашей, Петей и Наташей из класса учительницы А. Помните, что дети эти по-разному владеют читательской самостоятельностью: Саша -–сильный ученик, Петя – средний, Наташа – пока еще не владеет беглым чтением, хотя эстетически воспринять книгу в состоянии.

Выберите за них книги, о которых они на первом уроке с помощью учителя могли бы интересно рассказать классу. Составьте такие рассказы за детей и друг на друге опробуйте методику подготовки детей к таким рассказам на первом уроке внеклассного чтения на основном этапе обучения.

Не забудьте вычленить все компоненты урока внеклассного чтения, проведенного учительницей А. и оценить его структуру с точки зрения методической целесообразности построения учебно-воспитательного процесса.

Примечание: Завершив работу над содержанием бесед №№ 10 и11, обратитесь снова к разделу 2 и изучите § § 2-7.

 

Послесловие

Итак, если вы внимательно изучили весь предложенный материал, то не могли не убедиться в том, что представленная выше система становления ребенка=читателя в начальной школе, гарантирует детям безусловную подготовленность к изучению литературы в средней школе, где главным типом уроков, согласно классической системе доктора пед. наук, проф. Н. И. Кудряшова, становятся уроки изучения с детьми художественных поизведений, т.е. те самые уроки, которыми, если подготовка читателя ведется в соответствии, а не в противоречии с данными науки о формировании читателя[8], и завершается основной этап обучения чтению в начальной школе. Более того, даже основополагающий комплекс читательских умений, необходимых квалифицированному читателю, который на уровне данных текста осваиваю тученики начальных классов на заключительном этапе обучения чтению и которые затем уже на уровне литературоведческих понятий и представлений углубляются и совершенствуются у них в 5 классе (см., например, Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Отечественная литература» для 5 класса. Пособие для учителя под ред Н. Е. Кутейниковой.-М.:Мегатрон,1997.-266с., где представлены аргументированные взгляды на обучение чтению доктора пед. наук, проф. Мещеряковой Н. Я., к.п.н., доцентов Кутейниковой Н. Е., Мещеряковой М. И. и др) совпадает. А он таков:

-умение воссоздавать в воображении картины, изображенные писателем;

-умение воспринимать мир чувств и переживаний литературных героев;

-умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех компонентах текста художественного произведения;

-умение осмысливать логико-понятийную сторону содержания художественного произведения;

-умение давать самостоятельную оценку художественного произведения в их единстве содержания и формы.

В предложенной вам практической методике этот комплекс умений базируется у детей на сформированном за годы начального обучения чтению психическом новообразовании или свойстве, которому мы дали название читательская самостоятельность (это терминологическое понятие выявлено нами, описано и принято наукой о формировании читателя с 70 годов 20 века).

Именно читательская самостоятельность является залогом устойчивого спонтанного интереса всех учащихся, а не только детей, способных к изучению литературы, к миру книг и постоянному чтению книг по собственному выбору, а также объективной оценки детьми своих читательских возможностей и своей читательской подготовки, уровень которой им всем хочется совершенствовать, т.к. это стремление приносило им в начальной школе удовлетворение и радость. А радость – дело серьезное. Она, - по словам Н. Рериха,- «есть особая мудрость»; радость, - как считал Р. Тагор,- «есть единственный критерий истины… заключенный в нас самих». Вот почему, предлагая вам нашу практическую методику обучения младших школьников чтению, основанную на современных научных истинах, мы советуем вам: потрудитесь, постарайтесь, обдумайте ее и освойте. Не лишайте идущее нам на смену поколение радости осознания истины!…

Успехов вам в этом деле!

Авторы.

 


[1] Н. Н. Светловская.Т. С. Пиче-оол. Обучение детей чтению:Детская книга и детское чтение. Учебн.пособие для студ. пед.вузов.-М.:Издательский цент «Академия».1999.-248с.

[2] При интерпретации специфики развития современных детей использованы данные курсовой работы студентки 5 курса дневного отделения МГПУ(1999) М.А. Кабановой «Внепрограммное чтение как проявление свободы читательских интересов».

[3] Предложенный выше принцип обучения чтению образец работы на подготовительном этапе разработан канд.пед.наук, доц. Т. С. Пиче-оол в 1991г.(см. диссертационное исследование «Самостоятельная работа младших школьников с текстом на уроках чтения» М.,1992го или «Самостоятельная работа с текстом произведения при обучении чтению»: Учеб.пособие для студентов пед. университетов и пед.институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения.-М.: Библиомаркет.1997).

1 Настя имеет в виду сценку, которую дети на предыдущем уроке разыграли: Звери спят. Айболит стоит, наклонившись над столом. Раздается стук в дверь.

Кто там?

Это я.

Доктор открывает дверь. Входит несчастная обезьянка с “веревкой” на шее. Между ними происходит диалог, затем Айболит перерезает веревку и бросает ее в угол.

 

[4] Подробнее про Уголок чтения см. Раздел 2

[5] Такого рода упражнения всегда практиковались в русской начальной школе. Сейчас они забыты, но их собрала к книге «Учимся играя» (М.,1994) Валентина Васильевна Волина.

[6] О третьем периоде–послебукварном – см.§ 6 из Раздела 2 и беседа 6 из данного раздела.

[7] См. К. Чуковский. От двух до пяти. М, «Просвещение», 1966; В. Глоцер. Дети пишут стихи. М.,»Просвещение»,1964.

[8] Если вас эта наука заинтересовала, найдите и изучите кн.: Н. Н.Светловская. Основы науки о читателе. М.,1993.- 180с.,с ил.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: