Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект

ЛЕКЦИЯ 1

Общие проблемы психологии управления (2 часа)

 

План

1. Определение понятий «менеджмент», «менеджер».

2. Объект и предмет, цель и задачи изучения дисциплины «Психология управления».

3. Теория и практика психологии управления: исторический аспект.

4. Теория и практика европейского, американского и японского менеджмента.

5. Управленческая мысль в России: особенности развития российского общества.

Определение понятий «менеджмент», «менеджер»

Термин management (управление) происходит от корня латинского слова maims (рука). В русском языке менеджмент переводится как «управление или научная организация труда». Среди известных видов менеджмента (административный, банковский, стратегический, инновационный и др.) особая роль отводится производственному менеджменту, предусматривающему управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной деятельности организации. Характерными чертами современного развития менеджмента являются:

1. Его компьютеризация: сокращение избыточных звеньев административной системы;

2. Децентрализация управленческих функций (самоуправление);

3. Разработка методов долгосрочного социотехнического планирования: разработка технологии проектирования социальных систем.

Под менеджментом понимается научно-практическое направление, преимущественно ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений.

Менеджер – это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.

 

Объект и предмет, цель и задачи изучения дисциплины

 «Психология управления»

Психологию управления можно рассматривать как междисциплинарное научно-практическое направление, цель которого – исследование и психологическое обеспечение решения проблем организаций преимущественно в условиях рыночной системы хозяйствования.

Объектом изучения психологии управления выступают люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях самостоятельной организацией, каковыми в нашей стране являются, например, совместные предприятия, кооперативы, малые предприятия и т. д., деятельность которых подчинена общественно полезным целям, а критериями их эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов.

Предмет психологии управления составляют психологические явления организации. К ним относятся, например, обусловливающие эффективную деятельность менеджеров психологические факторы, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, проблемы лидерства и мотивирования, норм и ценностей и др.

 

В предмет изучения психологии управления органично входят:

1. Традиционные социально-психологические явления

· социально-психологический климат,

· общение и т. д.).

2. Вопросы психологии труда

· анализ трудовой деятельности,

· функциональные психические состояния,

· организация рабочего места,

· качества, надежность и безопасность труда

3. Вопросы общей психологии

· теория деятельности

· личность и развитие

 

4. Другие направления психологии, (зависящие от сферы деятельности).

 

Конструктивной основой для разработок в области психологии управления может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности, в рамках которой предполагается изучение и совершенствование форм психологического обеспечения на уровне взаимосвязанных, распределенных во времени и последовательно сменяющих друг друга таких крупных психологических проблем, как

· профессиональное самоопределение («вход» в профессию),

· профессиональная подготовка,

· профессиональная адаптация,

· повышение профессиональной квалификации (в случае необходимости – переучивание и переквалификация),

· «выход» из профессии (адаптация к новым условиям жизнедеятельности).

 

Методологической базой данной концепции выступают системный и комплексный подход в психологии.

В рамках этой концепции формируется особый спрос на разработку:

1. Научно-практических основ психодиагностики,

2. Активных методов воздействия.

 

Цель разработок – повышение эффективности профессиональной деятельности.

 

Активными методами воздействия являются:

 

· специально ориентированные психологические тренинги по развитию профессионально важных качеств,

· тренинги по деловому общению,

· деловые игры,

· психическая саморегуляция функциональных состояний работников в комнатах психологической разгрузки.

 

 

Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект

История управления уходит корнями в глубины прошлого за тысячи лет до нашей эры. Уже в Древнем Египте формировались отличительные признаки будущей науки управления. В то время ставился вопрос планирования, организации и контроля, централизации процессов управления. Мысли об управлении государством и рабовладельческими поместьями высказывались Сократом, Платоном, Аристотелем.

Бурное развитие промышленности было связано с внедрением технологических процессов на производстве и повышением требований к организации предприятий. Толчком к концептуальному оформлению менеджмента послужили три фактора:

1. Истощение экстенсивного пути развития (за счёт увеличения и концентрации предприятий),

2. Обострения конкурентной борьбы,

3. Активизация поисков повышения эффективности предприятий за счёт внутренних резервов.

История управления как науки, которая ориентирована преимущественно на организации, работающая в условиях рынка насчитывает уже более века. Российскому менеджменту предстоит выбрать собственный путь развития в этой области с учётом национально-культурных и исторических традиций нашей страны. Для российской системы управления также важно учесть самое ценное, что оправдало себя в жизни и приемлемое для нашей действительности накопленное к настоящему времени в западном и особенно японском опыте менеджмента, который ориентирован в своей основе на человека.

До революции российский менеджмент имеет исторический опыт: ещё в 1919 г. российскими предпринимателями был сформулирован ряд принципов ведения дел.

Главными условиями предпринимательской деятельности считались:

1.  Честность, которая должна стать фундаментом предпринимательства

2.  Стремление к здоровой прибыли

3.  Гармоничные отношения в делах

4.  Гармония интересов предпринимателей и человека труда

5.  Приоритет моральных ценностей

6.  Труд на благо своей Отчизны.

 

Последовательная и всё возрастающая психологизация стала самой характерной особенностью современного менеджмента.

В настоящее время профессиональная подготовка менеджеров считается полноценной только при выраженном акценте на психологическом образовании обучаемых. Роль психологического фактора в профессиональной деятельности менеджеров будет усиливаться.

По мнению Г. С. Никифорова, ведущего специалиста Санкт-Петербургского университета, в ближайшие годы будет нарастать интерес к таким проблемам психологии менеджмента как:

 

§ поиск всё новых форм создания благоприятного психологического климата, сотрудничество в коллективах и группах;

 

§ профессионального роста и личной самореализации сотрудников;

 

§ обеспечение генерации идей и мотивации к труду со стороны персонала;

 

§ укрепление, поддержание физического здоровья менеджеров и их индивидуальное психологическое консультирование и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: