Макс Вебер, профессор Фрайбургского и Мюнхенского университетов, занимался изучением приёмов интенсификации ведения хозяйства. Он считал, что идея рационализация трудовых действий была заложена в основу капиталистического построения предприятий. Он выделил четыре идеальных типа действий:
1. Традиционный
2. Аффективный
3. Ценностно-рациональный
4. Целерациональный тип
Целерациональный тип является доминирующим на капиталистическом предприятии. Процесс рационализации внедрялся постепенно и представлял собой систематическое вытеснение исторически устаревших иррациональных, аффективных, традиционных действий работников.
М. Вебер выделял два типа капиталистов:
| Тип капиталиста | |
Иррациональный | Рациональный | |
1.Подтипы | Архаический авантюристический купеческий | Продуктивный. |
2.Время появления | При родовом строе | При капиталистическом строе |
3.Факторы, способствующие появлению | Условия натурального и неравнозначного товара. | Реформация церкви. Ценности рационализма, свободы, Индивидуализма, возникшие в протестантстве как понимание и требовании свободы, вероисповедания и возможности индивидуального общения с Богом приобрели в последствии социальный смысл и были перенесены на трудовую деятельность и образ жизни людей. |
4.На что направлена деятельность | Получение выгоды, денег посредством перепродажи товаров. | Превращение денег из целей в средства. |
5.Результат деятельности | Товаров на рынке не становилось больше, поэтому общество не обогащалось. | Выпуск новых товаров, создание новых рабочих мест, изобретение новых технологий, создание новых средств труда. |
|
|
Принципиальные различия между этими типами капиталистов состоит в нравственном и этическом отношении к труду. Труд в протестантстве приобрёл религиозное значение, стал смыслом жизни, нравственной ценностью. Труд рассматривался как призвание человека, как способ приносить пользу другим людям.
Постепенно сформировался новый этос, рациональный тип поведения и новые социальные структуры, системы управления, образования и науки. В своей теории бюрократии Вебер описал эти новые структуры. Он считал, что бюрократия является неизбежным и наиболее эффективным типом рациональной организации и управления. Административный аппарат, который осуществлял рациональную организацию труда, Вебер назвал «бюрократией».
Характерными чертами бюрократических предприятий являются:
1. Высокая степень специализации служащих
§ Четкое распределение труда,
§ Распределение официальных обязанностей,
|
|
§ Повышение квалификации персонала.
2. Иерархическая структура власти в форме пирамиды
§ Четкая разработка иерархии полномочий,
§ Установленные границы ответственности
§ Ответственность чиновника, как за свои действия, так и за действия своих подчиненных,
§ Чётко обозначенная величина власти начальника над подчинёнными.
3. Рациональное формулирование системы правил и инструкций
§ Инструкции обеспечивают единообразии и координацию деятельности служащих.
4. Отбор, назначение и расстановка кадров
§ Основаны на заслугах и личных достижениях кандидатов на должности.
5. Безличная ориентация служащих в контактах с клиентами и коллегами
§ Безличность ограждает предприятие от привилегии и «блата».
Негативными последствиями бюрократической организации предприятия являются:
1. Подавление развития работника и угроза его индивидуальной свободе
2. Формирование ритуализированного поведения: наработка стереотипности и отсутствие гибкости
3. Увеличение числа бюрократов в геометрической последовательности
4. Увеличение уровня некомпетентности бюрократов.
Идеи Вебера о рационализации трудовых действий и бюрократизации предприятий послужили толчком для создания школы «научного управления» и разработки принципов управления.
Француза Анри Файоля, автора теории административного управления считают автором первой и достаточно полной теорией менеджмента. Он рассматривал управление как процесс, который состоит из нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроль.
По мнению Анри Файоля, каждая компания должна иметь план действий, основой которого являются:
1. Ресурсы фирмы, которые включают в себя: | ||
· Капитал · Здание · Сырьё · Сеть сбыта · Репутация | ||
2. Учёт состава и значимости незавершённого производства | ||
3. Будущие тенденции, которые зависят от: | ||
· технических · финансовых · коммерческих и других условий |
Файоль сформулировал четырнадцать принципов управления, которые и в настоящее время признаются специалистами. Первые пять принципов имеют ярко выраженное психологическое наполнение.
1. Дисциплина | ||||
· послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предполагает так же справедливо применяемые санкции. | ||||
2. Вознаграждение персонала | ||||
· в том числе и справедливая зарплата | ||||
3. Справедливость | ||||
· Сочетание доброты и правосудия | ||||
4. Корпоративный дух | ||||
· То есть гармония персонала, его сплочение | ||||
5. Подчиненность личных интересов общим | ||||
· Интересы отдельного работника или группы не должны превалировать над интересами компании | ||||
6. Разделение труда, то есть специализация | ||||
· Цель специализации: выполнение работы больше по объему и лучше по качеству при тех же условиях | ||||
7. Полномочия и ответственность | ||||
· Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность – ее составляющая противоположность | ||||
8. Единоналичие | ||||
· Работник должен получать приказы только от одного начальника – непосредственного | ||||
9. Единство направления | ||||
· Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, и иметь одного руководителя | ||||
10. Централизация | ||||
· Речь идет о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты | ||||
11. Скалярная цепь | ||||
· Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена | ||||
12. Порядок
| ||||
· Место – для всего и все на своем месте | ||||
13. Стабильность рабочего места для персонала | ||||
· Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации | ||||
14. Инициатива | ||||
· Означает разработку планов и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию |
Польский профессор Кароль Адомецки является автором концепции «гармонизации», в которой рассматривались вопросы оптимальной организации труда на производстве на основе хронометрирования. Адомецки разработал принципы дифференциации и координации работ, а также графические методы управления производством. Особая заслуга Адомецки состоит в том, что он не только выделил контроль как один из важнейших принципов управления, но и создал достаточно стройную теорию контроля применительно к организации.