Теории европейского менеджмента

Макс Вебер, профессор Фрайбургского и Мюнхенского университетов, занимался изучением приёмов интенсификации ведения хозяйства. Он считал, что идея рационализация трудовых действий была заложена в основу капиталистического построения предприятий. Он выделил четыре идеальных типа действий:

1. Традиционный

2. Аффективный

3. Ценностно-рациональный

4. Целерациональный тип

 

Целерациональный тип является доминирующим на капиталистическом предприятии. Процесс рационализации внедрялся постепенно и представлял собой систематическое вытеснение исторически устаревших иррациональных, аффективных, традиционных действий работников.

 

М. Вебер выделял два типа капиталистов:

 

 

Тип капиталиста

Иррациональный Рациональный
1.Подтипы Архаический авантюристический купеческий Продуктивный.
2.Время появления При родовом строе При капиталистическом строе  
3.Факторы, способствующие появлению Условия натурального и неравнозначного товара. Реформация церкви. Ценности рационализма, свободы, Индивидуализма, возникшие в протестантстве как понимание и требовании свободы, вероисповедания и возможности индивидуального общения с Богом приобрели в последствии социальный смысл и были перенесены на трудовую деятельность и образ жизни людей.
4.На что направлена деятельность Получение выгоды, денег посредством перепродажи товаров.   Превращение денег из целей в средства.
5.Результат деятельности Товаров на рынке не становилось больше, поэтому общество не обогащалось. Выпуск новых товаров, создание новых рабочих мест, изобретение новых технологий, создание новых средств труда.

 

Принципиальные различия между этими типами капиталистов состоит в нравственном и этическом отношении к труду. Труд в протестантстве приобрёл религиозное значение, стал смыслом жизни, нравственной ценностью. Труд рассматривался как призвание человека, как способ приносить пользу другим людям.

 

Постепенно сформировался новый этос, рациональный тип поведения и новые социальные структуры, системы управления, образования и науки. В своей теории бюрократии Вебер описал эти новые структуры. Он считал, что бюрократия является неизбежным и наиболее эффективным типом рациональной организации и управления. Административный аппарат, который осуществлял рациональную организацию труда, Вебер назвал «бюрократией».

 

Характерными чертами бюрократических предприятий являются:

 

1. Высокая степень специализации служащих

§ Четкое распределение труда,

§ Распределение официальных обязанностей,

§ Повышение квалификации персонала.

 

2. Иерархическая структура власти в форме пирамиды

§ Четкая разработка иерархии полномочий,

§ Установленные границы ответственности

§ Ответственность чиновника, как за свои действия, так и за действия своих подчиненных,

§ Чётко обозначенная величина власти начальника над подчинёнными.

 

3. Рациональное формулирование системы правил и инструкций

§ Инструкции обеспечивают единообразии и координацию деятельности служащих.

 

4. Отбор, назначение и расстановка кадров

§ Основаны на заслугах и личных достижениях кандидатов на должности.

 

5. Безличная ориентация служащих в контактах с клиентами и коллегами

§ Безличность ограждает предприятие от привилегии и «блата».

 

Негативными последствиями бюрократической организации предприятия являются:

1. Подавление развития работника и угроза его индивидуальной свободе

2. Формирование ритуализированного поведения: наработка стереотипности и отсутствие гибкости

3. Увеличение числа бюрократов в геометрической последовательности

4. Увеличение уровня некомпетентности бюрократов.

 

Идеи Вебера о рационализации трудовых действий и бюрократизации предприятий послужили толчком для создания школы «научного управления» и разработки принципов управления.

 

Француза Анри Файоля, автора теории административного управления считают автором первой и достаточно полной теорией менеджмента. Он рассматривал управление как процесс, который состоит из нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроль.

По мнению Анри Файоля, каждая компания должна иметь план действий, основой которого являются:

 

 

1. Ресурсы фирмы, которые включают в себя:

    · Капитал · Здание · Сырьё · Сеть сбыта · Репутация  
 

2. Учёт состава и значимости незавершённого производства

     
 

3. Будущие тенденции, которые зависят от:

    · технических · финансовых · коммерческих и других условий

 

Файоль сформулировал четырнадцать принципов управления, которые и в настоящее время признаются специалистами. Первые пять принципов имеют ярко выраженное психологическое наполнение.

 

 

1. Дисциплина

    · послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предполагает так же справедливо применяемые санкции.
 

2. Вознаграждение персонала

    · в том числе и справедливая зарплата
 

3. Справедливость

    · Сочетание доброты и правосудия
 

4. Корпоративный дух

    · То есть гармония персонала, его сплочение
 

5. Подчиненность личных интересов общим

    · Интересы отдельного работника или группы не должны превалировать над интересами компании
 

6. Разделение труда, то есть специализация

    · Цель специализации: выполнение работы больше по объему и лучше по качеству при тех же условиях
 

7. Полномочия и ответственность

    · Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность – ее составляющая противоположность
 

8. Единоналичие

    · Работник должен получать приказы только от одного начальника – непосредственного
 

9. Единство направления

    · Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, и иметь одного руководителя
 

10. Централизация

    · Речь идет о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты
 

11. Скалярная цепь

    · Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена
 

12. Порядок

    · Место – для всего и все на своем месте
 

13. Стабильность рабочего места для персонала

    · Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации
 

14. Инициатива

    · Означает разработку планов и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию

 

Польский профессор Кароль Адомецки является автором концепции «гармонизации», в которой рассматривались вопросы оптимальной организации труда на производстве на основе хронометрирования. Адомецки разработал принципы дифференциации и координации работ, а также графические методы управления производством. Особая заслуга Адомецки состоит в том, что он не только выделил контроль как один из важнейших принципов управления, но и создал достаточно стройную теорию контроля применительно к организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: