Задание 10 подбор иллюстраций к тексту (день рождения)

Задание направлено на выявление взаимоотношений между словом и об­разом.

Оборудование: три картинки -- салют, новогодний праздник, день рождения (№ 67-69).

Проведение обследования: ребенку предлагают прослушать текст связного рассказа, отражающий определенный сюжет, и подобрать ил­люстрацию, соответствующую прослушанному тексту, а затем обосновать свой выбор.

Текст рассказа: "У Маши был день рождения. К ней в гости пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа принесла шарик. Петя принес кубики. А мама подарила Маше куклу.

Текст читают один раз в медленном темпе, при этом картинки ребенку не показывают. Только после того, как рассказ прочитан, ребенку предлагают выбрать иллюстрацию, соответствующую прочитанному тексту: "Найди картинку, где нарисовано то, о чем я рассказал". После выбора картинки независимо от правильности решения ребенка спрашивают; "Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал?"

Обучение: предлагается повторное прослушивание рассказа.

Оценка действий ребенка; принятие и понимание задания, сформи-рованность соотношения между словом и образом, результат.

Оценка в баллах:

1 балл — не принимает задание;

2 балла — принимает задание, но выбрать нужную иллюстрацию к
тексту не может, берет любую картинку;

3 балла • - выбирает правильно иллюстрацию, но обосновать в
словесном плане свои действия не может;

4 балла — принимает задание, сразу правильно выбирает иллюстрацию,
словесно обосновывает свой выбор логично.

Результаты психолого-недагогического обследования

Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере позна­вательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на четыре группы.

Первую группу (10 — 12 баллов) составляют дети, которые в сиоих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.

Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование.

Во вторую группу (13 — 23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем -— отказ от выполнения заданий.

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.).

Третью группу (24 — 33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Показатели детей этой группы говорят о том, что в этой группе могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, с минимальной мозговой дисфункцией и т.п.

Четвертую группу (34 — 40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: