Анализ отдельных сюжетных картинок

Составление рассказа по серии картинок с изображением последо­вательных событий:

а) серия из четырех картинок;

б) серия из пяти картинок.

Методика направлена на исследование мыслительных процессов, сообразительности, умения проанализировать изображенные на картинке (картинках) события, выделить существенные моменты, смысл ситуации, сделать выводы, установить пространственно-временные и причинно-след­ственные отношения. Обращается внимание на умение ребенка построить связный и логически последовательный рассказ, отмечается эмоциональное отношение к картинке (картинкам). Кроме того, учитываются виды помощи, оказываемой ребенку во время выполнения заданий.

Процедура выполнения:

1. Ребенку показывают картинки и предлагают составить рассказ. Если
ребенок не может самостоятельно выполнить задание, ему задают вопросы,
подводящие к пониманию сюжета.

2. Перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке и
предлагают разложить их так, чтобы получился рассказ.

Инструкция: "Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ.

В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предло­женный сюжет. Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать. Иногда в процессе рассказа испытуемый находит и исправляет ошибки.

Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказа­ния ему помощи, следует прекратить выполнение задания.

В тех случаях, когда ребенок из-за тяжелых нарушений внимания не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности,

Анализ результатов выполнения:

дети с нормальным умственным развитием способны правильно устано­вить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ. Иногда они не могут сделать правильные выводы, но раскладывают картинки в нужной последовательности и передают содер­жание;

дети с задержкой психического развития способны правильно передать содержание отдельной сюжетной картинки и понять ее смысл. Но чаще из-за нарушения внимания и целенаправленности деятельности нуждаются в орга­низующей помощи. Эти дети часто испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму. Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности;

умственно отсталые дети могут передать содержание сюжетной кар­тинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изобра­женные предметы и не связывая их единым сюжетом. Иногда они могут разложить в нужной последовательности простую серию сюжетных картинок и составить примитивный рассказ. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не всегда эффективно.

"Нелепицы"

Оборудование: картина с изображением большого количества неле­постей.

Направленность методики: используется для установления контакта с детьми; при обследовании детей слабослышащих и с нарушениями речи может выявить запас и точность представлений об окружающем; отмечается адекватность эмоциональных реакций на изображенное: улыбка, удивление, смех. Устанавливается способность целенаправленной деятельности (характер рассматривания картины: бессистемное, фрагментарное или последо­вательное), устойчивость внимания, активность рассматривания.

Процедура проведения: используется в работе с детьми 7 — 8 лет, Перед ребенком кладут картину, выдерживают паузу, чтобы наблюдать эмоциональную реакцию ребенка. Если ребенок не выражает удовольствия и не пытается сам рассматривать картину, дают инструкцию: "Посмотри, что здесь изображено. Бывает ли так?"

Анализ результатов выполнении: дети с нормальным умственным развитием уже в 6—7 лет дают выраженную эмоциональную реакцию при виде нелепостей в изображении, что свидетельствует о понимании заклю­ченного в них юмора. Степень выраженности разная: от сдержанной улыбки

до громкого смеха и словесных реплик ("Все перепутали!"; "Так не бывает!" и т.д.). Различия в качестве выполнения наблюдаются в сосредоточенности при рассматривании, последовательности и темпе восприятия. Гиперактивным детям в ряде случаев полезна организующая помощь, инактивные дети нуждаются в стимуляции в процессе деятельности;

дети с задержкой психического развития к 7 годам понимают нелепость изображений и дают адекватную эмоциональную реакцию. Возможны случаи, когда дети фиксируют внимание лишь на отдельных, наиболее смешных для них изображениях, но при побуждении продолжают рассматривание картины;

умственно отсталые дети (не глубокой степени) в 7 -- 8 лет также понимают явную нелепость изображенного, но в отличие от детей с сохран­ным интеллектом не проявляют эмоционального отношения. Увидев одно-два неверных изображения после вопроса: "Что здесь не так?" — дети называют (или показывают) их. Для всех умственно отсталых необходимо постоянное побуждение к деятельности ("А еще что не так?").

Литература

1. Дети-сироты: консультирование и диагностика / Под ред. Е.Л. Стребелевой.— М.;
Полиграфсервис, 1998,—334с.

2.Забранная С.Д. От диагностики к развитию: серия «Школа для всех».— М.: Новая
школа, 1998.—144с.

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: