Составление рассказа по серии картинок с изображением последовательных событий:
а) серия из четырех картинок;
б) серия из пяти картинок.
Методика направлена на исследование мыслительных процессов, сообразительности, умения проанализировать изображенные на картинке (картинках) события, выделить существенные моменты, смысл ситуации, сделать выводы, установить пространственно-временные и причинно-следственные отношения. Обращается внимание на умение ребенка построить связный и логически последовательный рассказ, отмечается эмоциональное отношение к картинке (картинкам). Кроме того, учитываются виды помощи, оказываемой ребенку во время выполнения заданий.
Процедура выполнения:
1. Ребенку показывают картинки и предлагают составить рассказ. Если
ребенок не может самостоятельно выполнить задание, ему задают вопросы,
подводящие к пониманию сюжета.
2. Перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке и
предлагают разложить их так, чтобы получился рассказ.
Инструкция: "Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ.
В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет. Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать. Иногда в процессе рассказа испытуемый находит и исправляет ошибки.
Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказания ему помощи, следует прекратить выполнение задания.
В тех случаях, когда ребенок из-за тяжелых нарушений внимания не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности,
Анализ результатов выполнения:
дети с нормальным умственным развитием способны правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ. Иногда они не могут сделать правильные выводы, но раскладывают картинки в нужной последовательности и передают содержание;
дети с задержкой психического развития способны правильно передать содержание отдельной сюжетной картинки и понять ее смысл. Но чаще из-за нарушения внимания и целенаправленности деятельности нуждаются в организующей помощи. Эти дети часто испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму. Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности;
умственно отсталые дети могут передать содержание сюжетной картинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изображенные предметы и не связывая их единым сюжетом. Иногда они могут разложить в нужной последовательности простую серию сюжетных картинок и составить примитивный рассказ. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не всегда эффективно.
"Нелепицы"
Оборудование: картина с изображением большого количества нелепостей.
Направленность методики: используется для установления контакта с детьми; при обследовании детей слабослышащих и с нарушениями речи может выявить запас и точность представлений об окружающем; отмечается адекватность эмоциональных реакций на изображенное: улыбка, удивление, смех. Устанавливается способность целенаправленной деятельности (характер рассматривания картины: бессистемное, фрагментарное или последовательное), устойчивость внимания, активность рассматривания.
Процедура проведения: используется в работе с детьми 7 — 8 лет, Перед ребенком кладут картину, выдерживают паузу, чтобы наблюдать эмоциональную реакцию ребенка. Если ребенок не выражает удовольствия и не пытается сам рассматривать картину, дают инструкцию: "Посмотри, что здесь изображено. Бывает ли так?"
Анализ результатов выполнении: дети с нормальным умственным развитием уже в 6—7 лет дают выраженную эмоциональную реакцию при виде нелепостей в изображении, что свидетельствует о понимании заключенного в них юмора. Степень выраженности разная: от сдержанной улыбки
до громкого смеха и словесных реплик ("Все перепутали!"; "Так не бывает!" и т.д.). Различия в качестве выполнения наблюдаются в сосредоточенности при рассматривании, последовательности и темпе восприятия. Гиперактивным детям в ряде случаев полезна организующая помощь, инактивные дети нуждаются в стимуляции в процессе деятельности;
дети с задержкой психического развития к 7 годам понимают нелепость изображений и дают адекватную эмоциональную реакцию. Возможны случаи, когда дети фиксируют внимание лишь на отдельных, наиболее смешных для них изображениях, но при побуждении продолжают рассматривание картины;
умственно отсталые дети (не глубокой степени) в 7 -- 8 лет также понимают явную нелепость изображенного, но в отличие от детей с сохранным интеллектом не проявляют эмоционального отношения. Увидев одно-два неверных изображения после вопроса: "Что здесь не так?" — дети называют (или показывают) их. Для всех умственно отсталых необходимо постоянное побуждение к деятельности ("А еще что не так?").
Литература
1. Дети-сироты: консультирование и диагностика / Под ред. Е.Л. Стребелевой.— М.;
Полиграфсервис, 1998,—334с.
2.Забранная С.Д. От диагностики к развитию: серия «Школа для всех».— М.: Новая
школа, 1998.—144с.