Тема 7. Социальная философия (16 часов)

Содержание темы

Философское понимание общества. Соотношения философии, социологии, истории и специальных наук в изучении общества. Основные философские концепции о сущности и причинах развития общества. Теологические, натуралистические, идеалистические интерпретации общества. Марксистская философия общественной жизни. Технократические концепции общественного развития. Философские проблемы объективного метода в обществоведении.

Общество и природа. Природные основы, природные измерения и при­родные пределы общественной жизни. Генетика, здоровье и болезни населения. Географическая среда, биосфера и их взаимоотношения с обществом. Производство как форма материально-духовного единства природы и общества. Труд как естественно исторический процесс бытия человека. Экологические проблемы и поиски путей их решения.

Общество как экономическая реальность. Труд, собственность, орудия труда, общественные институты и их историческая динамика. Материальные и идеальные общественные отношения. Общественное бытие и общественное сознание. Категория «общественно-экономическая формация» и современные оценки ее методологической значимости. Всемирный характер со­временного экономического развития.

Общество как социальная сущность. Естественные и исторические общности людей: община и общество. Субъект и объект социальной жизни. Исторические формы социальных общностей людей: род, племя, народ, нация. Касты, сословия, классы. Многообразие социальных групп и проблема критериев их выделения. Специфика социальных отношений. Социальные структуры и принципы их классификации. Социальная структура традицион­ного, индустриального и постиндустриального общества. Массовое общество, «общество потребления». Толпа, элитарная структура и власть.

Общество как политическая сущность. Политика и экономика. Политические отношения, политическая деятельность, политические институты и политическое сознание. Происхождение и сущность государства, его исторические функции, формы. Власть и роль насилия. Политическая роль интеллигенции в современном общество. Противоречия между политикой и моралью. Диалектика объективного и субъективного в политике.

Общество как историческая сущность. История как предмет философии. Философия истории как самосознание общества. Дж. Вико о циклических законах истории. Гегель об истории как всемирно-историческом процессе осуществления разума и свободы. История как мир миров. Проблема исторического субъекта в ходе эволюционных и революционных преобразований общества. Всеобщее, особенное и единичное в человеческой истории.

История как объект исследования философии и специальных наук. Специфика исторического факта, исторической теории, исторической истины. Принцип историзма. Единство логического и исторического в познании развития общества. Утопизм как эсхатологический принцип познания истории. Идея конца истории в религии, науке, в философии.

Основная литература

1. Философия. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. Раздел VII. Гл.1, 2, стр. 678-730. М., 2011.

Тема 8. Философская концепция человека (14 часов)

Содержание темы

Человек как предмет философии. Биологическое и социальное в человеке. Роль деятельности и труда в становлении человека. Деятельность как способ взаимодействия с природой, в процессе которого создаются условия существования человека.

Вера как базовый компонент, который формирует нравственные и моральные принципы, ценностные ориентиры человека. Предмет веры. Рациональная и иррациональная вера. Свобода и воля как ключевые условия, влияющие на понимание человеком окружающего его мира. Понятие свободы. Критерии определения свободы. Воля как сила направляющая человека на удовлетворение своих потребностей. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Проблема смысла жизни. Личность и общество: исторические типы взаимоотношений. Феномен отчуждения. Философский и экономический человек: точки пересечения и противоречия.

Основная литература

1. Философия. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. Раздел VI. Гл.1, 2, стр. 634-678. М., 2011.

Тема 9. Культура и цивилизация (12 часов)

Содержание темы

Культура - ступень выделения и самоопределения человека в мире. Культура как духовная сущность, сохраняющая истоки, средства и мотивы самоутверждения человечности. Культура как интегрально-целостная ха­рактеристика духовного состояния общества и человека на данной ступени их развития. Ценностно-нормативные и деятельностные аспекты культуры. Выражение и утверждение идеала жизни - внутреннее содержание культуры. Традиция - основа культуры. Культура и природа. Культура как мера развития духовных и трудо­вых умений человека. Культура и формирование «второй природы». Культура - способность воспринимать природу как объективную и духовную самоценность. Культура и общество. Культура как форма и способ аккумуляции, сохранения и передачи накопленного опыта человечности последующим по­колениям. Культура как способ осознания человеком самого себя в формах мифологии, религии, искусства, филосо­фии, морали, науки, права.

Культура и цивилизация. Аграрно-духовные основы культуры и промышленно-юридические основы цивилизации. Цивилизация как этап развития культуры путем антагонизмов: общество развивается за счет природы, экономика - за счет духовности, наука - за счет морали и т. д. Цивилизация - растрата ресурсов культуры /И.Я. Данилевский/. Цивилизация - старость культуры (О. Шпенглер). Сущностные признаки цивилизации: классы, государство, письменность, ведущая роль городов. Идея конца истории и перспективы культуры и цивилизации. Цивилизация как форма сверхгосударственного, геополитического бытия общества и культуры.

Основная литература

1. Философия. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. Раздел VII. Гл.4, стр. 760-788. М., 2011.

Тема 10. Общественный прогресс (12 часов)

Содержание темы

Понятие общественного прогресса и его критерии. Возникновение теории общественного прогресса. Теория исторического круговорота Дж.Б. Вико. Теория общественного прогресса во всемирной истории Ж. А. Кондорсе. Теории локальных цивилизаций: Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А. Дж. Тойнби. Общественный прогресс и мораль. Исторические этапы развития науки и техники. Научно-техническая революция и социально-экономические проблемы современности. Цифровая экономика как современный этап развития общества. Роль цифровой экономики в повышении благосостояния индивида и общества. Философия и ее роль в гуманизации мира.

Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Раздел IV. Гл. XXV, стр. 522-585. М., 2005.

  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

  • Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  • Философия. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. М., 2011.

Дополнительная литература:

  • Лекторский В.А. Зачем нужна сегодня философия // Вопросы философии. 2017. № 7, стр. 140-143.
  • Михайлов И.Ф. Пришло ли время философии? // Вопросы философии. 2019. №1, стр. 15-25.
  • Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28.07.2017, http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Доступен по адресу http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002?index=0&rangeSize=1, доступ 9 марта 2018.
  • Savulescu J. Bioethics: why philosophy is essential for progress // Journal of Medical Ethics, 2015, Vol.14, Iss.1, pp.28-33.

Интернет-ресурсы:

· Сайт «On.econ». URL: https://on.econ.msu.ru

Используется для размещения материалов дисциплины.

· Сайт журнала «Вопросы философии». URL: http://vphil.ru

Журнал «Вопросы философии» является академическим научным изданием. На сайте журнала публикуются статьи по ключевым философским проблемам.

· Новая философская энциклопедия. URL: http://iph.ras.ru/enc.htm

Содержит более 5 тысяч статей о персоналиях, философских направлениях, школах и учениях, понятиях и терминах, философских произведениях за авторством более 400 специалистов в области философских наук.

· Электронные библиотеки философских текстов: https://platona.net/ и http://www.filosof.historic.ru/

Содержит тексты философской тематики, философский словарь.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (материалы для проведения контактной и самостоятельной работы)

Промежуточные проверки успеваемости проводятся в форме тестирования и самостоятельных творческих работ, которые дифференцируются по степени сложности. Такие работы позволяют эффективно проверить способность студента письменно излагать свои мысли на заданную тему. Они могут, как проводится в присутствии преподавателя, так и задаваться «на дом». Ниже приведены примеры различных типов заданий для промежуточной аттестации.

 

Коллолквиум

 

Устный опрос, определяющий знания студентами основной терминологии, который проводится после самостоятельного изучения терминов из списка и составления тематического словаря.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: