Список терминов, предлагаемый для самостоятельного изучения

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ МИНИМУМ ПО ФИЛОСОФИИ

1. Абсолют 2. Абстракция. 3. Агностицизм. 4. Аксиология. 5. Акциденция. 6. Анализ и синтез. 7. Аналогия. 8. Архетип. 9. Атрибут. 10. Бессознательное. 11. Бытие. 12. Вера. 13. Вероятность. 14. Возможность и действительность. 15. Время. 16. Гедонизм. 17. Гилозоизм. 18. Гипотеза. 19. Гносеология. 20. Движение. 21. Дедукция и индукция. 22. Деизм. 23. Детерминизм. 24. Деятельность. 25. Диалектика. 26. Догма. 27. Дуализм. 28. Дух. 29. Душа. 30. Жизнь. 31. Закон. 32. Знак. 33. Знание. 34. Идеальное. 35. Идеология. 36. Имманентное. 37. Инстинкт. 38. Интерпретация. 39. Интроспекция. 40. Истина. 41. Историческое и логическое. 42. Качество. 43. Количество. 44. Логос. 45. Материя. 46. Метафизика. 47. Методология. 48. Мировоззрение. 49. Мистика. 50. Монизм. 51. Мышление. 52. Наблюдение. 53. Необходимость и случайность. 54. Нигилизм 55. Общество. 56. Онтология. 57. Опредмечивание. 58. Пантеизм. 59. Парадигма. 60. Понятие. 61. Практика. 62. Пространство. 63. Психика. 64. Разум. 65. Рационализм и иррационализм. 66. Редукция. 67. Релятивизм. 68. Рефлексия. 69. Самосознание. 70. Свобода. 71. Сенсуализм. 72. Синкретизм. 73. Система. 74. Сознание. 75. Солипсизм. 76. Структура. 77. Субстанция. 78. Субъект и объект. 79. Сущее. 80. Существование. 81. Сущность и явление. 82. Творчество. 83. Теодицея. 84. Теория. 85. Традиция. 86. Трансцендентный. 87. Утилитаризм. 88. Утопия. 89. Факт. 90. Фатализм. 91. Форма и содержание. 92. Целесообразность. 93. Целое и часть. 94. Эволюция. 95. Эклектизм. 96. Эксперимент. 97. Элемент. 98. Эмпиризм. 99. Эсхатология. 100. Язык.

Тесты на знание категорий

Тест № 1

Знание есть…

  1. отражение мира
  2. творчество новой реальности
  3. свобода от реальности
  4. сила
  5. знак языка
  6. первоматерия мира

Тест № 2

Истина есть…

  1. первоначало мира
  2. власть
  3. жизнь
  4. смерть
  5. символ
  6. вечность
  7. совпадение понятия и объективности

Тест № 3

Критерием истины является…

  1. практика
  2. авторитет
  3. чувства
  4. логика
  5. вера
  6. мудрость

Тест № 4

Истина находится…

  1. в начале познания
  2. в середине познания
  3. в конце познания
  4. в продолжении познания
  5. вне познания
  6. в самопознании

Тест № 5

Термин «гносеология» означает…

  1. учение о бытии
  2. учение о ценностях
  3. учение о человеке
  4. учение о смыслах
  5. учение о познании
  6. учение о целях

Тест № 6

Что означает термин «агностицизм»?

  1. познаваемость мира
  2. относительная познаваемость мира
  3. неверие в Бога
  4. непознаваемость мира
  5. сомнение в познаваемости мира
  6. знание о незнании

Тест № 7

Истинное познание может быть только

  1. умозрительным
  2. чувственным
  3. опытным
  4. обыденным
  5. диалектическим
  6. целостным

Тест № 8

Какие основные формы чувственного познания?

  1. ощущение
  2. переживание
  3. наблюдение
  4. восприятие
  5. представление
  6. интуиция

Тест № 9

Какие основные формы рационального познания?

  1. разум
  2. понятия и суждения
  3. умозаключения
  4. непротиворечивость
  5. доказательства
  6. идеи

Тест № 10

Эмпиризм полагает, что основным источником знаний выступает…

  1. память
  2. чувственный опыт
  3. наблюдение
  4. традиция
  5. эксперимент
  6. любопытство

2. Контрольная, состоящая из 2 частей:

Часть - тест на тему «Аристотель о добродетелях, их избытках и недостатках», предполагающий выбор варианта ответа, после самостоятельного изучения текста «Никомахова этика» и «Большая этика» Аристотеля.

1 вариант

  1. Недостатком добродетели «благоразумие» является:

А. Бесчувственность.

В. Безрассудство.

С. Распущенность.

  1. Недостатком добродетели «мужества», соотносимого с чувством страха, является:

А. Трусость.

В. Бесстрашие.

С. Безрассудство.

  1. Избытком добродетели «уравновешенность» является:

А. Безгневие.

В. Шутовство.

С. Гневливость.

  1. Недостатком добродетели «благородство» является:

А. Кичливость.

В. Своенравие.

С. Приниженность.

  1. Избытком добродетели «чувство собственного достоинства» является:

А. Подхалимство.

В. Своенравие.

С. Бесстыдство.

  1. Недостатком добродетели «скромность» является:

А. Бесстыдство.

В. Стеснительность.

С. Кичливость.

  1. Избытком добродетели «чувство юмора» является:

А. Дикарство.

В. Шутовство.

С. Злорадство.

  1. Недостатком добродетели «дружелюбие» является:

А. Вражда.

В. Гневливость.

С. Лесть.

  1. Избытком добродетели «правдивость» является:

А. Притворство.

В. Трусость.

С. Хвастовство.

  1.  Недостатком добродетели «щедрость» является:

А. Скупость.

В. Расточительность.

С. Мелочность.

 

2 вариант

 

  1. Избытком добродетели «мужества», соотносимого с чувством уверенности, является:

А. Трусость.

В. Бесстрашие.

С. Безрассудство.

  1. Недостатком добродетели «благоразумие» является:

А. Бесчувственность.

В. Безрассудство.

С. Распущенность.

  1. Недостатком добродетели «щедрость» является:

А. Расточительность.

В. Скупость.

С. Мотовство.

  1. Избытком добродетели «негодование» является:

А. Злорадство.

В. Зависть.

С. Гневливость.

  1. Недостатком добродетели «чувство собственного достоинства» является:

А. Подхалимство.

В. Приниженность.

С. Бесстыдство.

  1. Избытком добродетели «широта» является:

А. Мелочность.

В. Мотовство.

С. Безрассудство.

  1. Недостатком добродетели «чувство юмора» является:

А. Дикарство.

В. Гневливость.

С. Злорадство.

  1. Избытком добродетели «правдивость» является:

А. Притворство.

В. Трусость.

С. Хвастовство.

  1.  Недостатком добродетели «уравновешенность» является:

А. Гневливость.

В. Безгневие.

С. Безрассудство.

  1. Избытком добродетели «дружелюбие» является:

А. Притворство.

В. Гневливость.

С. Лесть.

3 вариант

 

  1. Избытком добродетели «благоразумие» является:

А. Бесчувственность.

В. Безрассудство.

С. Распущенность.

  1. Недостатком добродетели «мужества», соотносимого с чувством страха, является:

А. Трусость.

В. Бесстрашие.

С. Безрассудство.

  1. Избытком добродетели «уравновешенность» является:

А. Безгневие.

В. Шутовство.

С. Гневливость.

  1. Недостатком добродетели «благородство» является:

А. Кичливость.

В. Своенравие.

С. Приниженность.

  1. Избытком добродетели «чувство собственного достоинства» является:

А. Подхалимство.

В. Своенравие.

С. Бесстыдство.

  1. Недостатком добродетели «скромность» является:

А. Бесстыдство.

В. Стеснительность.

С. Кичливость.

  1. Избытком добродетели «чувство юмора» является:

А. Дикарство.

В. Шутовство.

С. Злорадство.

  1. Недостатком добродетели «дружелюбие» является:

А. Вражда.

В. Гневливость.

С. Лесть.

  1. Избытком добродетели «правдивость» является:

А. Притворство.

В. Трусость.

С. Хвастовство.

  1.  Недостатком добродетели «щедрость» является:

А. Скупость.

В. Расточительность.

С. Мелочность.

 

4 вариант

 

  1. Недостатком добродетели «благоразумие» является:

А. Бесчувственность.

В. Безрассудство.

С. Распущенность.

  1. Избытком добродетели «мужества», соотносимого с чувством страха, является:

А. Трусость.

В. Бесстрашие.

С. Безрассудство.

  1. Недостатком добродетели «уравновешенность» является:

А. Безгневие.

В. Шутовство.

С. Гневливость.

  1. Избытком добродетели «благородство» является:

А. Кичливость.

В. Своенравие.

С. Приниженность.

  1. Недостатком добродетели «чувство собственного достоинства» является:

А. Подхалимство.

В. Своенравие.

С. Бесстыдство.

  1. Избытком добродетели «скромность» является:

А. Бесстыдство.

В. Стеснительность.

С. Кичливость.

  1. Недостатком добродетели «чувство юмора» является:

А. Дикарство.

В. Шутовство.

С. Злорадство.

  1. Избытком добродетели «дружелюбие» является:

А. Вражда.

В. Гневливость.

С. Лесть.

  1. Недостатком добродетели «правдивость» является:

А. Притворство.

В. Трусость.

С. Хвастовство.

  1.  Избытком добродетели «щедрость» является:

А. Скупость.

В. Расточительность.

С. Мелочность.

2 часть - ответы на вопросы, после самостоятельного изучения следующих текстов:

1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Соч. в 2-х т. М., 1990. Т.2.

2. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.

3. Аквинский Ф. Сумма теологии. М., 2007.

4. Кант И. Соч.: В 6 т. Т.3. Критика чистого разума. М., 1964, 1994.

5. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

 

Варианты вопросов для проверки знаний и развития аналитических и творческих способностей:

 

1 вариант

Человек и истина: сравнительный анализ подходов Ф. Ницше и Н.А. Бердяева.

2 вариант

Дайте оценку доказательств путей бытия Бога, предложенных Ф.Аквинским в работе «Сумма теологии».

3 вариант

Антиномии чистого разума И.Канта: критический анализ.

4 вариант

 

Ваш жизненный выбор: Иметь или быть?

 

3 ) Контрольная-тест, предполагающая краткие ответы.

 

1. Когда возникла философия?

2. Возникновение философии: гносеогенно-мифогенная точка зрения.

3. Кто такие софисты?

4. Материальная причина всякого бытия, по Аристотелю, это (объяснение, пример).

5. Теоретические науки, по Аристотелю, это …?

6. Природой управляет незримо присутствующий в ней Бог-Логос – считали (школа?)

7.Какое отношение имеет Бог к несчастьям и неустройству, царящим в мире людей с точки зрения гностицизма?

8. Кто из неоплатоников выступал с критикой христианства? В каких произведениях?

9.Как называется возникшее в арабоязычном мире философское течение, влияние которого способствовало распространению аристотелизма в Западной Европе?

10. Средневековый реализм: концепция, сторонники.

11. Кто автор книги «О бракосочетании Филологии и Меркурия»? Какую роль сыграла эта книга?

12. Что такое «бритва Оккама»?

13. Как изменяется философская проблематика в эпоху Возрождения по сравнению с эпохой Средневековья?

14. Что означает «ученое незнание» у Н.Кузанского?

15. Особенности философии Нового времени по сравнению с философией Возрождения.

16. Виды опыта по Ф.Бэкону.

4) Ответ на вопросы, после самостоятельного изучения текста.

 

Прочитав «Апологию Сократа» Платона ответьте на следующие вопросы:

Первый вопрос: «В чем состоит мудрость Сократа?». Он связан с интерпретацией фразы Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» При ответе следует обратить внимание на следующее:

а) Почему Сократ выделяет именно три класса людей, пытаясь найти мудрого человека?

б) Какова основа этой классификации, т.е. каковы принципиальные различия в теоретико-познавательных позициях этих классов?

 

Второй вопрос: Как вы понимаете тезис Сократа, что жить, не разобравшись в жизни, не стоит? Сократ, рассуждая о том, что не может, даже под страхом смертной казни, отказаться от своих занятий философией говорит следующее: «жизнь, если она не посвящена исследованиям, не достойна человека». Эта максима выражает суть позиции Сократа в его определении философа.

Примеры тем для написания рефератов:

1. Философия как феномен культуры.

2. Философия как личностное знание.

3. Проблема рациональности в философии.

4. Запад и Восток: два типа рациональности.

5. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие ориентации.

6. Интуиция и творчество.

7. Проблема языка философии.

8. Философия права: история и современность.

9. Философия политики: история и современность.

10. Философия управления: проблемы и перспективы.

11. Власть как философско-психологический феномен.

12. Современные технократические концепции.

13. Проблема техники в современной философии.

14. Концепция информационного общества.

15. Культура и цивилизация.

16. Игра как феномен культуры.

17. Миф в современной культуре.

18. Мифологическое мышление: истоки и эволюция.

19. Символизм как миропонимание.

20. Время и его философский смысл.

21. Категория пространства в философии.

22. Специфика пространства и времени в экономике.

23. Разум и вера.

24. Понимание и истина.

25. Познание и перевод.

26. Искусство и философия.

27. Концепция смерти искусства.

28. Свобода и нравственность.

29. Этика ненасилия в современном мире.

30. Религия и искусство.

31. Диалог как феномен культуры.

32. Проблема человека в философии хозяйства.

33. Жизненный путь и судьба.

34. Воображение и формы его объективации.

35. Фанатизм как личностный и социокультурный феномен.

36. Одиночество как предмет философии.

37. Любовь в историко-философской традиции.

38. Человек и мир вещей.

39. Свобода и формы ее объективации.

40. Природа как предмет философского исследования.

41. Постмодернизм как стиль мышления.

42. Русская философия и традиции европейской мысли.

43. Модели человека в философии и управлении.

44. Философия и методология управления.

45. Жизнь как категория философии.

46. Релятивизм и проблема ценностей.

47. Образование как приобщение к всеобщему опыту и знанию.

48. Метафизика: история и современность.

49. Метафизические основания зла.

50. Философско-методологические основания цифровой экономики.

Примеры тем для написания творческих работ в форме эссе:

1. Понятие метафизики в гегельянстве, марксизме и позитивизме.

2. Марксизм и позитивизм: сходства, различия, взаимоотношения.

3. Философия истории О. Конта и О. Шпенглера: сопоставление.

4. Г. Гегель и Платон (сходства и различия).

5. Недостатки и достоинства эмпиризма как гносеологической программы.

6. Достоинства и недостатки учения о субстанции Р. Декарта, Б. Спинозы и Г.В. Лейбница.

7. Философия Дж. Беркли с точки зрения Г. В. Ф. Гегеля.

8. Критика культуры у киников и у Ж.-Ж. Руссо.

9. Платонизм и христианство.

10. Понятие свободы у И. Канта и Ж.-П. Сартра.

11. Просветительский и фрейдистский образы человека.

12. Понятие свободы: Б. Спиноза и Э. Фромм.

13. Науки о природе и науки об обществе: точки зрения неокантианцев и позитивистов.

14. Верификация и фальсификация научной теории (на примерах из своей специальности).

15. Ф. М. Достоевский и Ф. Ницше (различия и сходства).

16. Критика христианской морали у Ф. Ницше и случай Р. Раскольникова.

17. Критика позитивизма Вл. Соловьёвым.

18. «Закат Европы» О. Шпенглера и современность.

19. О пользе и вреде философии для жизни (Сократ, М. Монтень, Ф. Ницше).

20. Античный атомизм и монадология Г.Лейбница.

22. Софистика и скептицизм как две формы антидогматизма.

23. Эпикуреизм, стоицизм и этика тоталитарного общества.

24. Как возможна скептическая этика?

25. «Верую, чтобы понимать». Как возможна атеистическая наука?

26. Просвещение и революция: расхождения и пересечения двух концептов.

27. Возможен ли конец истории? На материале Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше.

28. «Смерть Бога» – актуальность религия после теорий К. Маркса, Ф. Ницше и З. Фрейда?

29. Зачем преодолевать метафизику? На материале работ И. Канта, Р. Карнапа, М. Хайдеггера, Ж. Дерриды.

30. Парадоксы и опасности гуманизма. На материале М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю.

31. Настоящее и современное. Что современно сегодня?

32. Что значит быть современным ученым?

33. «Благоговение перед жизнью» в свете развития научных технологий.

34. Социальная справедливость – утопия или реальность?

35. «Знание - сила» или «конец науки»?

36. Трудная проблема сознания. Что значит мыслить?

 

Рецензирование статей:

Статьи для рецензирования студенты выбирают на сайте журнала «Вопросы философии (академическое научное издание, центральный философский журнал в России): http://vphil.ru и в институциональной подписке экономического факультета на зарубежные журналы по философии и методологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: